СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-27 00:22

Как «внук Цемах-Цедека» победил реформистов в Цинциннати

11 Нисана 5782 (2022) года в свой день рождения Ребе Король Мошиах победил реформистов в Цинциннати!

Шнеур-Залман Нойман Источник: «Бейт-Мошиах» №1354 Авторизированный перевод:Шолем Лугов 09.04.2023 1054 мин.

Сообщение, которое появилось в газете Cincinnati Enquirer 11 апреля 2022 года было воистину историческим: «Devastating. Hebrew Union College closes 147-year residential rabbinical program in Cincinnati». Речь шла о закрытии центра реформистов под названием «Колледж еврейского союза».

Оказывается, это не произошло на пустом месте. Исследовательский центр «Пью» в Вашингтоне — предоставляющий информацию о социальных проблемах, общественном мнении и демографических тенденциях, формирующихся в США и мире — опубликовал в прошлом году исследование об уменьшении общин консерваторов и реформистов в Америке. За последние годы было закрыто четыре центра. С другой стороны, хасидизм ХАБАДа увеличился на 300%! В соответствии с этим исследованием, около 40% евреев США связаны с деятельностью ХАБАДа и посланниками Любавичского Ребе.

Рав Гершон Авцон
Рав Гершон Авцон

«Речь идёт о потрясающем чуде, которое совершил Ребе Король Мошиах, — утверждает р. Гершон Авцон, глава йешивы в Цинциннати. — Если бы хасиды поняли, что произошло в этот день 11 Нисана, они бы вышли на улицы танцевать. Закрытие этого института символизирует победу глав ХАБАДа над реформистами».

Все началось летом 1974 года, когда на аудиенцию к Ребе пришёл р. Шолом-Довбер Калмансон с листом бумаги, на котором было написано несколько городов, в одном из которых он с женой был готов стать посланником.

Как известно, в первые годы открытия центра посланников Ребе сам указывал, в какое место им следует ехать, но после нескольких случаев, когда родители молодых хасидов пришли жаловаться Ребе, что он отправляет их детей в заброшенные в материальном и духовном смысле места, ситуация изменилась. Теперь хасид, решивший стать посланником после свадьбы, должен был сам искать для себя подходящее место, после чего он приходил со списком возможных городов к Ребе, который выбирал одно из них.

Рав Калмансон
Рав Калмансон

Так вот, когда р. Калмансон пришел со своим списком, Ребе вдруг спросил его: «А почему не Цинциннати?»

По правде говоря, р. Калмансон никогда не слышал об этом городе, но как только Ребе назвал его, он сразу ответил, что будет там на следующее утро (кстати, так и произошло). После этого р. Калмансон спросил, будут ли у Ребе особые пожелания относительно этого места, и тогда Ребе сказал ему так: «Известно, что когда Цемах-Цедек прогнал Лилиенталя — который был одним из глав просвещенцев — из России, тот приехал в Америку и поселился в Цинциннати, где основал центр реформизма. Внук Цемах-Цедека покончит с внуками Лиленталя».

После того, как и. Калмансон вышел от Ребе, он понял, что получил особую задачу, для реализации которой ему придётся бороться с силами духовной скверны, но он обязательно одержит победу благодаря помощи от Ребе.

Кто же был этот Лилиенталь, которого прогнал Цемах-Цедек?

Для этого надо обратиться к истории движения «Просвещения» («Аскала»), возникшего в среде евреев Европы во второй половине XVIII века, которое выступало за интеграцию в европейское общество и рост образования в области светских наук. Известно, что Алтер Ребе боролся с ними, как рассказывается в «Записках Шимона-еретика». Это был Шимон Лилиенталь — шпион, посланный в Вильно для привлечения молодых евреев из религиозных семей в «Просвещение». Добившись успеха среди противников хасидизма, он решил попытаться расставить свои сети хасидам, но потерпел сокрушительное поражение от Алтер Ребе в Лиозно. Когда Алтер Ребе сообщил общественным деятелям в Вильно об истинных целях Шимона, за ним начали следить и поймав на месте преступления с позором изгнали из города.

Через два поколения эта война получила свое продолжение. Со стороны святости выступил рабби Менахем-Мендель, известный как Цемах-Цедек — внук Алтер Ребе, которому противостоял реформист Макс (Менахем) Лилиенталь — внук Шимона-еретика. Он родился в 1814 г. в Мюнхене, где получил получил докторскую степень в университете, а в 1841 г. приехал в Россию и возглавил проект государственного переустройства еврейских школ. Лилиенталь предпринял несколько поездок в крупнейшие города черты оседлости в целях получить поддержку со стороны глав еврейских общин. Также, как и его дед, Лилиенталь предпринял попытку встретиться с главой хасидов ХАБАДа, но его план потерпел крах. Стало ясно, что он прибыл с целью отторжения еврейской молодежи от иудаизма.

Начиная с кануна Рош а-Шана 5603 года ощутимы были изменения, произошедшие в поведении Цемах-Цедека. Он послал письмо с просьбой о привлечении милосердия от Всевышнего на могилу своей матери в Лиозно (см. подробнее об этом в статье «Цемах-Цедек оставляет Петербург»).

В 5603 (1842) году было проведено заседание министров во главе с участием раввинов.

Во время этого заседания Цемах-Цедек был арестован 22 раза.

Через некоторое время после этого Лилиенталь уехал навестить свою семью в Германию, но по непонятной причине не вернулся в Россию. Он уехал в США, где с 1850 г. служил «раввином» общины в Цинциннати, став одним из лидеров и основателей реформистского движения в США и «Колледжа еврейского союза», готовящего реформистских «раввинов». До сих пор историки не имеют единого мнения по поводу того, что послужило причиной его отъезда из России.

Только через 100 лет после этого, в Рош а-Шана 5704 года, Ребе РАЯЦ раскрыл, что на самом деле Цемах-Цедек вынудил злодея бежать из России. У Лилиенталя был знакомый министр, к которому он собирался поехать в Рош а-Шана и добиться подписания указа против евреев. В это время на Лилиенталя был получен донос, что он украл деньги. Хотя на самом деле он этого не совершил, Лилиенталь был вынужден бежать из России.

Сначала он приехал в Нью-Йорк, где служил «раввином» для выходцев из Германии, а через 10 лет переехал в Цинциннати, где вместе с другим еретиком по имени Айзек Вайз открыл центр реформистов под названием «Колледж еврейского союза». Выпускники этого колледжа начали проникать в еврейские школы и опасность ассимиляции нависла над евреями США.

Когда р. Калмансон начал свою работу в Цинциннати, его борьба с реформистами была духовной. Он даже завязал дружеские отношения с некоторыми преподавателями этого колледжа и получил разрешение посещать тайный отдел библиотеки колледжа (сама библиотека является второй по величине в мире). Так как реформисты происходили из религиозных семей, у их дедушек было много еврейской литературы, а когда они умирали, отошедшие от традиции внуки передавали их в реформистскую библиотеку. Кроме этого, в библиотеке находился тайный отдел, не предназначенный для широкой публики.

Однажды, находясь в этом отделе библиотеки, р. Калмансон обнаружил редчайшие рукописи Ребе МААРАШа и Ребе РАШАБа, которых не было в библиотеке Ребе Короля Мошиаха. После долгих усилий ему удалось переправить эти рукописи в библиотеку Ребе и вскоре они были изданы в виде книги.

Вся деятельность р. Калмансона с реформистами была согласована с Ребе. Иногда Ребе соглашался на его предложения, а иногда отвергал. Так, когда Ребе вел борьбу за изменение закона «Кто еврей?», р. Калмансон договорился с президентом колледжа Готшалком, что тот подпишет воззвание для изменения этого закона. Но когда Готшалк поставил условие, что р. Калмансон должен подписаться вместе с ним, Ребе категорически был против этого, чтобы люди не подумали, что ХАБАД имеет общие дела с реформистами.

Таким образом р. Калмансон занимался распространением еврейства, привлекая местных жителей к свету хасидизма. Но основная работа была проделала благодаря открытию йешивы «Томхей Тмимим». Когда Ребе РАШАБ впервые открыл такую йешиву, он сказал, что одной из ее задач является борьба с движением «Просвещения».

Йешива в Цинциннати была открыта по указанию Ребе. Это было в 1976 году за 10 дней до праздника Лаг ба-Омер. Рав Ходаков позвонил р. Калмансону и передал срочное сообщение от Ребе: открыть йешиву в Цинциннати и чтобы она начала функционировать в Лаг ба-Омер! Рав Калмансон совершил казалось бы невозможное — без бюджета, без планирования, без людей — но йешива была открыта в срок. Через несколько дней после этого р. Калмансон получил ещё одно сообщение из секретариата Ребе: связаться через р. Шмарьяу Гурарье с главой «литовской» йешивы в Балтиморе по имени рав Рудерман (который не был поклонником ХАБАДа) и попросить его не открывать филиал йешивы «Свет Израиля» в Цинциннати.

Йешива в Цинциннати, 1976 год
Йешива в Цинциннати, 1976 год

По всей видимости, Ребе знал о его мыслях открыть йешиву в городе, что привело бы к конфликту интересов, и он подготовил лекарство до болезни. Это указание тоже было выполнено...

Йешива действовала в течение двух лет после чего по причинам, о которых нельзя здесь написать, она закрылась. Все это время Ребе давал указания, последнее из которых было: «Получить оплату именно за увольнение». «Сегодня я знаю, — говорит р. Калмансон, — Что самой большой оплатой было открытие йешивы заново, как это сделал р. Гершон Авцон».

Это было в 2005 году. Рав Калмансон вернулся из Израиля, где он давал лекции в различных йешивах. Это побудило его задуматься над открытием йешивы в Цинциннати... В то время молодой хасид Гершон Авцон задумался, куда им отправиться после свадьбы. Он написал Ребе через «Игрот Кодеш» и получил ответ: «Я видел ваш успех в области воспитания, особенно с молодыми людьми. Так почему бы вам не продолжать в этом направлении?» Через общего знакомого они встретились и так начался новый этап в истории Цинциннати.

Йешива в Цинциннати, 2022 год
Йешива в Цинциннати, 2022 год

Эта йешива выделяется тем, что в ней уделяют повышенное внимание урокам на тему «Мошиах и Освобождение». Интересно отметить, что с года открытия йешивы деятельность реформистов стала уменьшаться, пока не прекратилась совсем через 17 лет.

Никто не мог представить, что это произойдёт, настолько этот колледж был успешен и популярен даже среди неевреев города. Но когда Ребе Король Мошиах сказал, что он хочет покончить с внуками Лилиенталя, его слова сбылись на 100%. И это произошло в его день рождения — 11 Нисана.

РАМБАМ пишет: «И будет он вести войны Всевышнего и победит». Это последний законодательный признак, по которому можно со всей уверенностью сказать, что короля из рода Давида, о котором идёт речь, следует считать Mошиаxом.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter