22 Хешвана 5782 года, пятый день недели, гл. Хаей Сара

«Брат» или «не брат» — ненависть без причины и ее источник

И поэтому, если в сердце теряется ощущение другого как «ближнего», появляется малейшее отдаление по отношению к другому — он перестает быть «братом»: скрепляющие узы ослабли, «шов» надорвался, произошел внутренний разрыв с другими евреем, который стал «чужим», одним из многих…

474 (0)
«Брат» или «не брат» — ненависть без причины и ее источник
«Брат» или «не брат» — ненависть без причины и ее источник

Прежде всего необходимо разобраться в самом понятии «ненависть». Найти ее точные границы. Т.е. понять, где и как она начинается (то, чем она заканчивается — всем известно: ссора, оскорбления, причинение морального, материального или физического ущерба… а иногда и чем-то гораздо более страшным).

Надо найти единственно верную характеристику этого чувства, данную Самим Всевышним. Дать ее правильное описание.

В Торе (гл. «Кдошим» 19:17) записан запрет ненавидеть: «И не возненавидь брата своего в сердце своем…» (этот запрет предшествует заповеди «возлюбить ближнего как самого себя»).

«Ор а-Хаим» в своем комментарии рассуждает именно об этом. Ведь каждый может дать свое определение чувству ненависти. Человек может думать, что ненавидеть — это значит желать в своем сердце зло ближнему.

Но секрет истинного понимания заключается в слове «брат» («не возненавидь брата своего»). Буквы слова «брат» на иврите — «ах»— являются корневыми в одном из вариантов глагола «сшивать». Хорошо сшитые лоскуты ткани крепко соединяются между собой, становятся единым целым. Все евреи, несмотря на свои отличия, это единая сущность, одна душа, собранная из огромного множества частных душ, проистекающих из ОДНОГО ИСТОЧНИКА. Осознание и ощущение этого вызывает проявление связующих («сшивающих») уз дружбы и любви, которые соединяют их всех вместе.

Поэтому все евреи — братья и сестры, люди максимально близкие между собой. Также и слово «друг» («хавер») — образовано от слова «хибур» («соединение»).

Эти узы Тора называет «канатами любви».

И поэтому, если в сердце теряется ощущение другого как «ближнего», появляется малейшее отдаление по отношению к другому — он перестает быть «братом»: скрепляющие узы ослабли, «шов» надорвался, произошел внутренний разрыв с другими евреем, который стал «чужим», одним из многих… Т.е. Мойше стал смотреть на Хайма с холодным спокойствием, как-бы издалека, равнодушно и без интереса к тому, что с ним происходит, не сопереживая его проблемам и не радуясь его удачам… Да, Мойше внешне радушен с Хаймом, улыбается ему, обнимает его, называя «братом» и «другом», приглашает в гости… Но все это показное, не искреннее, более или менее удачная игра: холодок во взгляде конечно же выдаст…

Брат перестал быть таковым в сердце.

Это и означает перейти границу ненависти и оказаться на ее территории. Сосуд дал трещину и рано или поздно — расколется. Такой сосуд не будет наполнен благословением и светом Всевышнего и останется пуст. Ведь он благословляет каждого только тогда, когда мы все вместе. Это и есть глубинный источник ненависти.

Избежать этого можно только глубоко и правильно изучая внутреннюю часть Торы — хасидизм, в котором раскрыты в доступной пониманию форме идеи каббалы. Вкладывая в эту учебу много сил и времени. Размышляя об этом и стараясь жить этими идеями. Стараясь ощутить Святость Творца, заключённую в словах Торы.

Поэтому есть ещё одна, более глубокая причина, приведшая к разрушению Храма: евреи, изучавшие Тору, даже большие ее знатоки, «перестали благословлять Тору» — т.е. утеряли ощущение Святости Торы, что она есть ни что иное, как Желание и Мудрость Всевышнего, в чистом виде пребывающие в нашем мире, что она есть канал, связующий душу с ее источником.

Взамен этого их изучение Торы было направлено на поиск пути подняться на более высокий уровень, увеличить свой «багаж» мудрости (достичь большего духовного «богатства» и радости от обладания им) и таким образом насладиться величием и уважанием, в первую очередь в своих собственных глазах, но также и со стороны окружающих. Т.е. стать более важной фигурой, «сущностью» (что полностью противоречит истиной цели изучения Торы — прийти к состоянию «битуль» — полному самоНЕощущению, которое есть единственный сосуд для Святости).

И поэтому именно между мудрецами того поколения возник глубокий внутренний раскол: более высокий уровень одного мудреца «мешал» другому почувствовать себя на высоте (взамен того, что мудрецы Торы называются «хаверим» — друзья: ведь именно они, изучая Тору по настоящему, способны прийти к состоянию «битуль», позволяющее соединиться с каждым).

Это и есть та ненависть без причины, из-за которой был разрушен Храм. (Ненависть по причине зависти — бытовой, стандартный ее вариант — не мог нанести такой вред). От этой ненависти возникает другая — ненависть во всем еврейском народе. А от нее третья — ненависть других народов к евреям. Таким образом, если исправить источник — ненависть во всех ее формах исчезнет бесследно!

Опубликовано: 19.07.2021

Темы: Любовь
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter