Основная роль активизма
Праотец Авраам не был первым верующим человеком. До него были люди, которые были великими праведниками — начиная с Адама, а позже и его собственные учителя — Ноах, Шем и Эвер. Так почему же Авраам был первым евреем?
Ответ кроется в принципиальном различии: Авраам был активистом! Он не ограничивался тем, чтобы поклоняться Б-гу втайне от людей. Он доносил свою идею до окружающего мира. С самых истоков быть евреем означало для него не только служить Всевышнему, но быть Его активным представителем.
На протяжении всей истории наиболее значимые общественные преобразования всегда осуществлялись людьми, которые отказывались принимать статус-кво. Именно такие люди, а не молчаливое большинство, становятся движущей силой изменений.
Эта реальность лежит в основе неоднократных призывов Ребе к активизму в распространении еврейства и особенно в отношении приближения прихода Мошиаха. В своей знаменитой беседе 28 Нисана 5751 года (1991) Ребе Король Мошиах говорил об этом напрямую, передавая каждому личное указание к действию: «Я сделал все, что мог! Отныне вы должны сделать все возможное, чтобы Mошиax пришел сегодня же, сейчас же!» Этот исторический момент ознаменовал собой ясный призыв к активизму для каждого человека.
Проблемы активизма
Тем не менее, несмотря на всю необходимость, люди, как правило, избегают активизма по двум причинам:
Во-первых, активисты часто воспринимаются как раздражители — они нарушают привычный ритм повседневной жизни, бросают вызов нормам и мешают «людям жить».
Во-вторых, активизм по своей сути сеет разногласия — он создает противоборствующие лагеря, поляризует сообщества и иногда разрывает саму социальную структуру, которую он стремится улучшить. Занимая твердую позицию, активисты неизбежно создают сопротивление и оппозицию, которых большинство людей инстинктивно избегают.
Эта неприязнь к активизму встречается даже в тех кругах, которые вроде бы полностью согласны с его целями. В детском разделе журнала «Бейт Мошиах» как-то была опубликована комикс-история, где герой начинал разговор со слов «Мошиах сейчас». Один из читателей отменил подписку именно из-за этого комикса — настолько сильным было неприятие открытого призыва, даже со стороны тех, кто якобы разделяет идею.
Интересно, что этот комикс был основан на беседе Ребе по недельной главе «Цав», в которой он обсуждал именно это отвращение к активизму:
На первый взгляд, кто-нибудь может возразить: как же так, когда хотят подействовать на другого — нужно же вести себя «по-джентльменски»… Сначала нужно поздороваться, спросить «как твои дела, как твое самочувствие», и на языке страны обязательно, «How do you do», потом поинтересоваться как дела у его жены и детей и как у него заработок, что он делал и т.д., и после этого начать говорить с ним про вопросы еврейства, начиная от базисных вещей иудаизма, пока он дойдет до того, что «вот идет Мошиах»… Но начинать с того, чтобы кричать «Мошиах сейчас» — это очень странный подход к делу… Наоборот, — утверждает он, — «слова мудрецов в спокойствии будут услышаны». — Какое впечатление на другого, — говорит он, — произведет крик «Мошиах сейчас»?!
Это общепринятое мнение предполагает, что прямая, страстная пропаганда контрпродуктивна — она отчуждает, а не привлекает. Но Ребе предложил нечто иное, чем обе эти модели.
Решение: новая модель активизма
В беседе 28 Нисана Ребе призвал делать все возможное, то есть энергия хаоса должна быть вложена в уравновешенные сосуды порядка. Это означает — направлять революционную страсть через каналы, которые остаются понятными и приемлемыми, соответствуют общественным нормам.
Объясняя эти каббалистические термины проще, стоит продолжить цитату из бседы по главе «Цав» 5745 года:
Абсолютно нормальный человек: одетый, как нормальный человек, и разговаривающий как нормальный человек и т.д., вдруг начинает кричать «Мошиах сейчас»… — именно такое поведение действует и пробуждает у другого его внутреннюю сущность… Ведь глубокое желание каждого еврея это Освобождение — «Мошиах сейчас».
Это сбалансированный образ активиста: уравновешенный и культурный человек, ведущий себя с достоинством. Но при этом — активист. Его особенность не в том, что он полностью сливается с фоном, а в том, что его послание ясно и мощно выходит наружу, но так, что оно не отталкивает, а притягивает.
В отличие от «профессиональных протестующих», которые отказываются от семьи, карьеры и общинной жизни, активисты по модели Ребе живут полноценной жизнью. Их активизм — это не отказ от нормальной жизни, а внедрение Торы и духовности в повседневность.
С Б-жьей помощью, мы ещё вернёмся к этой теме. Но пока — будь таким активистом, каким хотел видеть тебя Ребе. Например, твой статус в WhatsApp не должен быть непонятной цитатой, из-за которой все пролистывают его, не понимая, чего ты хочешь. Но каждый, кто его увидит, должен сразу понять: «А, это тот самый чудак, которого все любят — и втайне хотят быть на него похожими».
Авраам, кроме того что был активистом, был также мужем, отцом, успешным бизнесменом и гостеприимным хозяином. Вот почему он преуспел в построении еврейской нации. Источник: Two Types of Activism