СБП. Дни Мошиаха! 13 Тамуза 5785 г., четвертый день недели Балак | 2025-07-09 08:41

Падение Ирана и приход Мошиаха

Война с Ираном началась — может ли это быть последним стоном изгнания, растрескиванием скорлупы, излиянием света Освобождения, которого так жаждет мир?

Перевод:Шолем Лугов 06.07.2025 0 390 мин.

Иран — это название государства, которое традиционно называлось (даже сегодня) Персией. Мудрецы Талмуда открыли нам, что до прихода Мошиаха Персия падет от рук Рима. Очевидно, мы описываем событие мирового масштаба. Но шахматная доска мировой политики — это всего лишь разыгрывание внутренней духовной драмы еврейского народа, как объясняет хасидизм стих «и мир, который Он вложил в их сердца». Как нам следует понимать эту драму, особенно если она описывается как переплетенная с приходом Мошиаха?

Попытавшись проанализировать оба аспекта — как мирские внешние события, так и внутреннее служение Всевышнему — на основе слов наших мудрецов и учений хасидизма, мы найдем их даже более значимыми, чем мы могли подумать.

Падение Персии: внешнее измерение

Хотя эта тема обсуждается в Талмуде, мы начнем с упоминания слов, сказанных Любавичским Ребе, чтобы установить значимость этого вопроса для нашего поколения. Ребе Король Мошиах попросил Рона Нахмана, мэра израильского города Ариэль, объяснить американцам, что «крайне важно, чтобы был сильный Израиль, чтобы сдержать распространение влияния Сирии, Ирана и т.д., поскольку они против США не меньше, чем против Израиля, а может быть, и больше». Очевидно, Ребе не обсуждал с ним отрывок из Талмуда или эзотерические идеи хасидизма. Это практический совет, который, как ожидается, поймет даже нееврейское правительство в Соединенных Штатах. Кроме того, бывший посол Израиля Йеуда Авнер несколько лет назад рассказал, что в середине 1970-х годов Ребе сказал ему на частной аудиенции (за несколько лет до иранской революции против правящего шаха), что «возникновение исламского Ирана несет с собой семена джихадизма, которые распространятся по всему Ближнему Востоку, будут угрожать Европе и, в конечном счете, всей западной цивилизации». Мы ясно понимаем, что военная угроза со стороны Ирана является насущной современной проблемой, которая, по мнению Ребе, имеет самые серьезные последствия.

Сегодня это разворачивается на наших глазах!

Взгляд Ребе гораздо выше нашего, на уровне «мои мысли — не ваши мысли». Но, возможно, если мы сможем взглянуть на источники в Торе, мы сможем получить небольшое представление о серьезности, с которой Ребе смотрит на события в Иране (Персии). В Талмуде (Йома 10а) говорится следующее: «Ребе сказал, что в будущем Рим падет от рук Персии… Рав сказал, что Персия падет от рук Рима. Рав Каана и рав Аси сказали Раву: могут ли строители [Персия, которая разрешила восстановить Святой Храм] пасть перед разрушителями [Рим, который разрушил Храм]?! Он сказал им, что это указ Короля».

Тосафот повторяет, что Персия — это страна, которой суждено пасть, и добавляет важный элемент: «Нам было сказано, что в будущем Персия падет от рук Рима, то есть во время прихода Мошиаха». То есть это не просто одно из многих будущих событий, а событие, непосредственно предшествующее приходу Мошиаха!

Рим, как мы знаем, — это Эдом. Под Эдомом обычно понимают западный мир в целом, а Рим — центр его финансовой и военной мощи. Так же, как Рим был самой могущественной и богатой мировой державой своего времени, так же и Соединенные Штаты сегодня.

Однако мы могли бы задать вопрос об актуальности этого обсуждения для нашего времени. После первой войны в Персидском заливе Ребе сослался на мидраш «Ялкут Шимони», в котором говорится о войне в год прихода Мошиаха, и заявил, что она произошла в тот год — так какая нам нужда в том, чтобы Персия пала от руки Рима?! Мы можем ответить, что сам «Ялкут Шимони» устанавливает разницу между «годом прихода Мошиаха» и «часом пришествия Мошиаха». Ребе заявил, что первая часть — приход Мошиаха — имел место в 5751 (1991) году, и с тех пор мы стоим на пороге «часа пришествия Мошиаха». И далее, Ребе многократно заявляет, что все сроки прошли, вся работа закончились — и, следовательно, Ребе выражает свое удивление тем, что Мошиах все еще не пришел!

В свете этого мы можем привести удивительное утверждение из книги «Яарот Дваш»:

Талмуд утверждает, что [Мошиах] бен Давид не придет, пока персы не падут от рук римлян. И комментаторы отмечают, что не говорится «прежде, чем придет [Мошиах] бен Давид», персы падут от рук римлян, но [скорее, исключающий язык «не придет, пока»] учит, что даже если конец света наступит, тем не менее, он будет отложен до тех пор, пока персы не падут от рук римлян…

Он описывает время, когда наступил последний срок (как заявил Ребе), и есть озадачивающая задержка в приходе Мошиаха — в точности наша ситуация, согласно описанию Ребе. И причина, по словам «Яарот Дваш», заключается в падении Персии (Ирана) от рук римлян (самой могущественной из западных стран).

Однако мы можем возразить, что Ребе отреагировал на ситуацию (что все последние времена прошли, а Мошиах все еще не пришел) с удивлением — а не объяснением от «Яарот Дваш»! Какую связь мы находим здесь с удивлением Ребе?! При более глубоком рассмотрении «падения Персии», и того, как это соотносится с заявлением Ребе о том, что избегание хабирурим было завершено, и особенно с выражением Талмуда о том, что падение Персии является «указом Короля» — мы можем найти ответ.

Падение Персии: внутреннее измерение

Прежде всего, мы должны понять, каково духовное значение персидской нации (Иран). Каждая нация в мире (70 отдельных национальных образований, согласно Торе) является выражением другого глубинного духовного качества, которое может повлиять на исполнение евреем Торы и заповедей.

Например, Ребе в 1991 году во время первой войны в Персидском заливе обсуждал руководство и наставления в служении Творцу, которые должны быть взяты из падения иракского диктатора. Ребе утверждает, что вавилонская нация (Ирак) связана с путаницей, которая мешает евреям в их служении (Вавилон — Бавель; путаница — «бильбул»). Аналогично и другие нации (Мицраим — это ограничение; Мадай — это «мида», измерение; Яван — мудрость нечистой оболочки и т.д.). Когда еврейский народ столкнулся с этими нациями в физическом мире, это было отражением вызова, брошенного их духовными источниками. Когда евреи преодолели вызов в своем духовном источнике, эти нации пали. Чтобы понять значение победы над Ираном в наши дни, мы должны сначала понять духовный корень Персии.

Служение Всевышнему за награду

Само название «Персия» происходит от еврейского корня, который означает награду. Как объясняется в хасидизме, страна Персия (Парас) связано со словом «пруса», что означает кусок, часть чего-то гораздо большего (например, ломтик хлеба, который является всего лишь частью целой буханки). В служении это относится к «части» божественного откровения, которым душа наслаждается в Раю, результат искр святости, которые она очищала посредством изучения Торы и выполнения заповелей. Награда духовного наслаждения.

Даже сейчас, будучи облаченной в тело, душа получает огромную мотивацию от духовной награды, которую она получает за выполнение заповелей. Служение Всевышнему с целью получения награды, включая духовную награду, считается приемлемым предварительным шагом в духовном развитии. Как постановил РАМБАМ: «Когда кто-то учит детей, женщин и большинство простых людей, он должен учить их служить из страха и ради награды».

Это служение в духе Парас — ради награды, а не ради исполнения воли Творца (что является сутью заповеди). РАМБАН постановил, что это кошерно, но низшего уровня.

Служение Всевышнему не для получения награды

Конечная цель — не служить ради награды, а наоборот. В первой же главе трактата «Авот» говорится:

Антигон из Сохо получил Тору от Шимона-праведного. Он говорил: Не будьте как слуги, которые служат своему господину ради получения награды, но будьте как слуги, которые служат своему господину не на условии получения награды; и да пребудет с вами страх (трепет) Небес.

Приходит время, когда выполнение Торы и заповедей ради духовной награды должно уступить место более высокому уровню: служению Всевышнему ради него самого. Потому что Он — Король, и он так сказал. Мудрецы наставляют нас не служить Всевышнему ради «награды» духовного раскрытия, которое генерируется нашим божественным служением в очищении искр святости. Это раскрытие, в конце концов, всего лишь «ломтик». «Настоящая вещь» — это Сущность Творца, которая приходит через служение с сущностью души — без личной заинтересованности. До Освобождения, когда этот уровень будет раскрыт, это форма служения, к которой мы должны стремиться.

Исходя из этого, мы можем понять, почему падение Персии должно предшествовать Освобождению: потому что пока наши души наслаждаются «ломтем» награды за очищение мира посредством заповедей, они, так сказать, отвлекаются на духовное наслаждение и задерживают конечную цель: приход Мошиаха и раскрытие (через наше служение во время изгнаиия) Сущности Всевышнего. Исходя из этого, можно понять, почему этот уровень служения особенно актуален по завершении работы по очищению искр.

Собрание искр было завершено

Ребе удивил даже тех, кто записывал его выступления Ребе, когда он впервые заявил, что служение еврейского народа в изгнании — очищение искр святости, упавших в этот низший из миров — было завершено. Мало того, даже раскаяние еврейского народа была завершенл. Сам Ребе сказал, что это совершенно за пределами понимания, как Мошиах не пришел.

На первый взгляд, эта ситуация соответствует описанию «Яарот Дваш» — срок пришел, но мы все еще ждем прихода Мошиаха. Однако «Яарот Дваш» предлагает объяснение: мы ждем падения Персии от рук Рима. Как заявление Ребе о том, что это «необъяснимо», согласуется с объяснением «Яарот Дваш», и как они оба связаны с завершением служения в изгнании и утверждением Талмуда о том, что падение Персии — это «указ Короля»?

Приведем слова Мителер Ребе: «Уровень Мошиаха возвышает Тору и заповеди, которые выполняются для очищения 288 искр святости, которые упали. Но есть второй уровень заповедей, который исходит из сути выполнения заповеди, даже без намерения, причины и тайн вообще. Это означает [заповеди выполняются] не ради исправления или очищения 288 искр вообще, а скорее только потому, что Он сказал, и Его воля исполнена. Потому что это Суть, подобно заповедям, которые мы будем выполнять в будущем, которые находятся выше уровня очищения искр».

Другими словами: более высокий уровень выполнения Торы и заповедей (не для получения награды) становится наиболее актуальным после завершения работы по очищению искр. Пока душа очищала искры святости, было довольно сложной задачей игнорировать это и выполнять Тору и заповеди только потому, что они являются волей Всевышнего. Но как только этот служение завершено, и душе остается выполнять заповедь без награды (поскольку она уже очищена), и остается только аспект воли Всевышнего — служение «не для того, чтобы получить награду» становится соответствующим служением! (Все это касается также и животной души, облаченной в физическое тело: у нее нет чувства или осознания того, что происходит с искрами святости, и она может продолжать выполнять Тору и заповеди (или, не дай Б-г, не выполнять) в соответствии со своими собственными соображениями награды, почета, логики, обычая и т.д.)

Это объясняет формулировку Талмуда, объясняющую падение Персии (от рук Рима): «Это указ Короля». Когда мы будем исполнять Тору и заповеди как «указ Короля», волю Всевышнего, а не для того, чтобы получить какую-либо награду — это приводит к падению Персии! Это может подразумевать, что удивление Ребе заключается в том, что, поскольку все последние времена прошли, очищение искр было закончено (и мы даже были проинформированы об этом факте), и мир больше не противостоит еврейству, как это было много поколений, и предпосылки для Мошиаха были выполнены, включая раскаяние — совершенно непонятно, почему еврейский народ продолжает исполнять Тору и заповеди по побочным причинам, включая награду?! По словам Ребе: «Внутреннее изгнание в служении Всевышнему!» Даже хасиды, воспитанные на словах Алтер Ребе «Я не хочу вашего Рая…», все еще находили огромную мотивацию в ободряющем взмахе руки Ребе, письме, выражающем удовлетворение Ребе, и других «призах», которые раздавал Ребе. Души готовы, мир готов, время падения Персии настало — но необъяснимо мы остаемся в измерении «Персии».

Мы также можем увидеть связь с заявлением Ребе о том, что миссия каждой души в мире теперь включает «главные врата» принятия власти Мошиаха. Персия падает из-за «указа Короля» — нам нужен Король Мошиах, чтобы осуществить падение Персия. Только «приняв праведного Мошиаха» мы можем подняться над собственными интересами и потребностью в различных наградах, чтобы мотивировать наше исполнение Торы и заповеди.

Даже если мы можем понять, почему Персия должна пасть, чтобы освободить место для Мошиаха — служение Всевышнему за награду должно пасть, чтобы освободить место для служения Всевышнему таким образом, как «постановил Король» — у нас все еще остается вопрос: почему это должно произойти руками Рима, который уничтожил Храм, и который, похоже, вообще не представляет собой никакого уровня служения, даже ради награды?!

Почему Персия падет от рук Рима?

Чтобы объяснить, почему Персия падает от рук Рима, нам нужно определить духовное измерение Рима.

Рим — это «ромемут», что означает негативное проявление возвышения и величия, такое как высокомерие и самовозвеличивание. Мудрецы говорят нам, что Рим происходит от Эдома, который духовно представляет корень желания. Практически говоря: нечистое желание. Нынешнее четвертое и последнее изгнание еврейского народа происходит в Эдоме. Таким образом, Рим и Эдом представляют собой желание мирских удовольствий и желание греха — прямо противоположное миссии еврея раскрыть святость, следуя ограничениям и запретам Торы.

На уровне индивидуального служения: измерение Персии — мотивация служить Всевышнему за духовную награду (что является допустимой стадией духовного роста еврея) — позволяет ему сделать себя святилищем. С другой стороны, измерение Рима — иррациональные, потакающие своим желаниям — служит только разрушению его святилища. Наши мудрецы сравнивают Эдом со свиньей, желанием злого начала валяться в грязи мирских удовольствий; Рим проявляет себя как высокомерие и самовозвеличивание, которые разрушают святость, и его отношение «я делаю то, что хочу» не может даже начать служить минимальной промежуточной станцией в служении Всевышнему.

Однако мудрецы также отмечают, что, хотя свинья и является некошерным животным, она обладает одним из признаков кошерного животного: раздвоенными копытами. Мидраш говорит, что она выставляет свои копыта, как будто говоря: «Смотрите, я чистая!» Кроме того, свинья называется «хазир», потому что в будущем свинья вернется («хозер») и действительно станет чистой! Аналогично есть исправление для Эдома и Рима. Фактически, пришло время для этого исправления, как сказал Ребе: «наше служение в изгнании Эдома вызвало очищениев Эдоме, как говорят наши мудрецы, что в будущем свинья будет очищена».

Переход Рима (Эдома) из неисправленного и нечистого состояния в исправленное и очищенное состояние обозначен, когда Тора перечисляет одиннадцать вождей Эсава (прародителя Эдома и Рима). Десятый вождь — Магдиэль, которого РАШИ определяет как Рим, который «возвеличен над всеми божками» — идолопоклонство, и последний вождь — Ирам, который «в будущем будет накапливать сокровища для Мошиаха». Это отражает время, когда, как выражается Ребе: «Рим больше не будет противником, но, напротив, — через очищение царства Рима, он будет преобразован в помощника святости […] и, таким образом, станет возвеличиванием святости».

Сила чистого желания, которая является корнем Эдома, будет исправлена, желание перестанет быть для собственного потакания мирским удовольствиям и вместо этого будет использоваться в служении Всевышнему. Истинное и чистое желание исполнить Тору и заповеди Всевышнего без какой-либо логической причины. Исполнять заповеди только потому, что они являются «указом Короля», — это принятие ярма. Но в этом нет энтузиазма, который в происходит от очищенного аспекта Эдома, который не просто принимает Короля, но и на самом деле желает служить Королю!

Это означает, что очищенный Эдом — очищенное желание служить Всевышнему (через принятие власти Мошиаха) — приведет к падению Персии (начальный уровень служения Всевышнему за награду).

С точки зрения духовного служения мы теперь можем понять, почему Талмуд сначала представляет, казалось бы, противоречивые утверждения, что «Рим падет от рук Персии» и его противоположность: «Персия падет от рук Рима». Сначала нужно преодолеть свои эгоистичные желания (Рим), развив мотивирующее осознание духовной награды (Персия). Это падение Рима от рук Персии. Но наступает момент, когда этот уровень Персии также должен быть преодолен. Кто может его свергнуть? Исправленный Рим — восторженное желание безоговорочно принять власть Всевышнего. Неисправленный Рим должен сначала пасть от рук Персии. Но в конечном итоге Персия должна пасть от рук исправленного Рима.

Если этот анализ точен, то у нас есть ключ к непостижимой ситуации завершения нашей службы, но пребывания в изгнании. И, возможно, мы сможем понять поразительные слова Ребе: «Что еще я могу сделать, чтобы побудить весь еврейский народ шуметь и кричать, и таким образом фактически вызвать приход Мошиаха? Все, что было сделано до сих пор, было бесполезно. Ибо мы все еще в изгнании; более того, мы находимся во внутреннем изгнании в отношении нашего собственного служения Б-гу».

Внутреннее изгнание — это изгнание Персии, выполнение заповедей ради награды. Это включает в себя часть божественного раскрытия, которым душа наслаждается в качестве награды за возвышение искр святости. Вместо куска пирога нам нужно взывать к Мошиаху — горячее желание раскрытия сути, всего пирога. (На самом деле, он уже дан; нам остается только принять его!) Когда мы раскрываем, что наш «Эсав (он же Эдом)» был исправлен, что наш внутренний «Магдиэль» уступил место «Ираму», что мы действительно желаем Сущности — тогда наша Тора и заповеди выполняются не ради награды, а потому что это указ Короля! Это разрушение Персии руками Рима!

Практическое применение

Исходя из всего этого, падение Ирана, которое мы сейчас видим в заголовках, является а) результатом нашего служения в свержении нашей духовной «Персии» и б) указанием, призванным вызвать подобное и большее «падение Персии» в нашем служении.

Начиная с месяцев, предшествовавших 2 Тамуза, мир ХАБАДа был ввергнут в новую реальность, которая требует раскрытия внутреннего желания (исправленного Рима) — исполнить волю Ребе без каких-либо наград, к которым привыкли хасиды. Кроме того, усилия по продвижению принятия власти Мошиаха только усилили аспект «указа Короля», на который Талмуд указывает как на причину падения Персии. Добавьте к этому пробуждение евреев всех слоев общества после ужасных событий 7 октября, и мы увидим, как нынешняя реальность уничтожения иранского оружия (падение Персии) является результатом служения еврейского народа. Но это не конец истории.

Как уже упоминалось, Ребе поручил нам извлечь урок из падения правителя Ирака — что еврей должен добиться падения своего внутреннего «Вавилона» (замешательства в служении): «[Основная] цель [состояния Вавилона] заключается в том, чтобы каждый человек овладел им. Б-г поможет — но только поможет — в этом начинании. Наши собственные усилия имеют решающее значение, так что мы выполним наше служение по собственной инициативе и таким образом станем партнером Б-га в творении».

В нашем случае враг — не Вавилон, а Персия, как подробно описано выше. Но инструкция та же самая. Мы прошли долгий путь с 1991 года, и мы должны продолжать. Не просто принимая Мошиаха в концепции и лозунгах, но в глубокой и усвоенной манере. Путь к этому лежит через обучение, и Ребе уже открыл, что самый прямой путь к полному Освобождению — это изучение всех источников в Торе на эту тему. Это обучение должно сочетаться с работой, которая приводит к постоянно увеличивающемуся акценту на «Короле» и постоянно уменьшающемуся акценту на «моей награде». То, что хасидизм называет «самоумаление». Это должно сочетаться с желанием и энтузиазмом того, кто действительно хочет исполнить волю Короля.

Как лозунг в текущей войне: «До окончательной победы» — истинного и полного Освобождения через праведного Мошиаха! Источник: The Fall of Iran and the Coming of Moshiach

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter