23 Менахем-Ава 5781 года, первый день недели, гл. Экев

Слово Короля (предисловие переводчика)

22.06.2007 3282 (1)
Слово Короля (предисловие переводчика)
Слово Короля (предисловие переводчика)

В течение десятков лет Любавичский Ребе Король Мошиах раскрывал нам свое мнение во всех областях жизни — Тора и заповеди, философия и наука, медицина, образование, война и политика, экономика и социология и пр. и пр. Во всех областях Ребе определял свою позицию предельно точно и детально.

Самое поверхностное знакомство с беседами и письмами Ребе, видеозаписью или даже газетной заметкой 30-летней давности ошеломляет своей злободневностью. Не только лишь в том отношении, что слова Ребе, сказанные десятилетия тому назад, осуществляются самым детальным образом, но главным образом в том отношении, что каждый, даже не соглашаясь с Ребе, чувствует что Ребе говорит с ним сегодня, оперируя сегодняшними реалиями и слова Ребе интересны и актуальны во всех деталях.

Обо всем Ребе говорит подробно и аргументировано.

Лишь об одном Ребе молчит (и это в сущности главное вещь, которая интересует Ребе) — что делать, чтобы привести Избавление.

Ребе говорит об Избавлении много — обьясняет, учит, призывает. Но о том, что касается реальных действий Ребе позволяет себе лишь самые общие слова — «Раскрыть глаза», «Открыть дверь и втащить Избавление в дом» и пр. Если же Ребе говорит о конкретных, практических делах то добавляет «может быть». Может быть так? А может быть так?

И мы спрашиваем себя — почему Ребе изменяет своему обычаю, отказывается давать подробные указания на практическом уровне а вместо этого требует от каждого «советоваться и решать самим»?

* * *

Объясняется в Каббале и в хасидизме, что мир создан так что в нем присутствует определенный порядок, иерархия («бхинас йошер»). В мире (и в каждой детали мира) есть верх и низ, духовное и материальное, направляющие и направляемые.

В этой иерархии верхние всегда воздействуют на нижних. Тот, кто ближе к миру Святости, ближе чувствует и понимает Всевышнего, воздействует на тех кто находится на более низкой духовной ступени, воспитывает их и помогает им настроить себя на более глубокое восприятие Святости.

Это есть общий порядок, определяющий нашу работу во все время Изгнания. Однако цель сотворения мира состоит не в увековечивании этого порядка. Решающий этап перехода от Изгнания к Избавлению будет сделан силами «нижних». Именно те, кто все время Изгнания были предметом опеки и воспитания должны сделать последний шаг и привести Избавление. Иными словами — «создать Всевышнему жилище в этом мире». На «нижних» ложится ответственность взять инициативу, продумать и сделать то последнее дело, которого от нас ждет Всевышний.

В этом и заключается ответ на вопрос — почему Ребе не дает нам подробных указаний что и как делать, чтобы привести Избавление.

Прямое указание такого рода противоречило бы цели мироздания — «создать жилище Всевышнему в этом мире, силами этого мира и по инициативе этого мира». И поэтому Ребе кричит нам: «Я свое сделал… Теперь вы сделайте то, что (лишь) в ваших силах».

И вместе с тем очевидно и понятно, что Ребе — как истинный пастырь — не оставляет своего стада ни на минуту. Он поддерживает и направляет, дает советы и наставления и помогает воплотить в действие каждое доброе решение.

* * *

Однако, для того чтобы эти шаги были верными и для того чтобы прийти к ним наиболее коротким и простым путем — надо учиться.

По природе своей, учение (в отличие от действия) — это воздействие «сверху вниз», от учителя к ученику. Наши Мудрецы сравнивали Тору с водой, которая спускается с высокого места к низкому. В продолжение полутора лет (годы 5751 — 5752) Ребе вел с нами продолжительные и глубокие беседы, главная тема которых — переход от к Изгнания к Избавлению. С согласия Ребе эти беседы получили общее название — «Двар Малхут» — Слово Короля. Эти беседы завершают всю предшествующую эпоху изучения Торы и открывают новую эпоху — эпоху раскрытия Торы времени Избавления — Торы Мошиаха.

Никто из нас не в силах охватить, как подобает, всю глубину этих бесед. Они охватывают все области Торы — как открытой, так и скрытой и в каждой области проливают новый невиданный свет.

Но если так, — имеем ли мы право пересказывать их на другом языке или даже на разговорном иврите наших дней? И здесь Ребе взял ответственность на себя, когда потребовал от нас принести учение Хасидизма — Тору Мошиаха — самые глубокие и сокровенные тайны — в толчею этого мира.

И на кого же возложена эта задача? И здесь Ребе не оставил места для сомнений. Ребе потребовал от каждого внести свой собственный уникальный вклад в познавание Торы. Более того, Ребе потребовал от каждого публиковать и распространять свои писания, даже когда есть серьезные сомнения, что он достаточно подготовлен к этому.

Иными словами, даже в области, казалось бы безраздельно принадлежащей «Верхним» (Тора спускается сверху вниз) Ребе требует от каждого, на каком бы уровне он не находился, сделать на этом уровне «жилище для Всевышнего».

И Ребе дал указания как это сделать — как передать слова Ребе людям, говорящим на другом языке или выросшим в рамках другой культуры.

«Слова, идущие от сердца — приходят в сердце». Слова Ребе, слова Торы должны войти в разум и сердце переводчика и выйти из него, облаченные в его собственные слова и мысли. Поэтому не следует ждать от данного издания дословного и «точного» перевода (ибо такой перевод противоречит указаниям Ребе). По понятным соображениям мы не сможем в первом издании охватить глубину и широту этих бесед. Мы предпочтем начать с обсуждения центральных моментов, а затем расширить и углубить его с Вашей помощью. Мы верим что именно Ваше активное участие даст нам возможность реализовать в полной мере «жилище Всевышнему в этом мире».

И учение непременно приведет к действию — последнему и решающему шагу, приводящему Избавление.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter