Все началось примерно в середине августа 1990 г., когда Любавичский Ребе начал говорить о том, что в этом году должен раскрыться Король Мошиах, а различные события в мире (среди которых было крушение коммунизма в СССР) являются свидетельствами этому. Ребе повторял это в течение нескольких месяцев вплоть до постановления раввинов в декабре 1990 г. о том, что Освобождение должно наступить немедленно.
Кульминацией всего этого стало заявление Ребе 9 февраля 1991 г., что «назначение Мошиаха уже состоялось, и сейчас должно произойти только принятие его власти народом».
Вскоре после этого закончилась война в Персидском заливе и Ребе начал говорить об исполнении признаков прихода Мошиаха уже не в настоящем, а в прошедшем времени.
12 апреля 1991 г. (28 Нисана), когда Ребе потребовал от хасидов «делать все, чтобы привести Мошиаха», для этого был благоприятный час. К сожалению, как мы видим из хроник, возможность была утеряна. Хотя и была группа хасидов, которые «посоветовались между собой» и «знали что нужно делать», часть хасидов не приняли это и более того, воспротивились тому, что Ребе начали открыто называть Мошиахом. В выступлении 20 апреля 1991 г. Ребе отнесся к этому и сказал, что как ученики мудрецов прошлого считали своего учителя Мошиахом, то также и мы повторяем вслед за ними о главе нашего поколения.
Напомню вам историю об учениках АРИ, когда некоторые из них не послушали учителя продемонстрировав этим отсутствие связи с ним. Так и здесь — вместо того, чтобы «отложить свой разум» и делать то, что просит Ребе, они начали жаловаться, что это отпугивает евреев, в том числе богатых спонсоров, от организаций, которыми они руководили, и от изучения хасидизма вообще. И мы видим, что также как в случае с АРИ, момент был упущен.
В апреле и мае 1991 г. Ребе начал говорить о необходимости изучать места в Торе, где говорится об Освобождении и Мошиахе, в особенности изучать книги самого Ребе. Неужели раньше этого не учили? Получается, что не очень внимательно… Представляется возможным сказать, что Ребе пытался заставить нас окольными путями начать учить все его выступления за последнее время хотя бы постфактум. Также это совпадает с рассказом об АРИ, который не прогнал непослушных учеников, а терпеливо продолжал воспитывать их.
Этот, новый путь, был хоть и длинным, так как изучение занимает много времени, но основательным. Теперь люди не боялись, что после прихода Мошиаха они потеряют все то, что они «накопили» во время изгнания.
Постепенно ситуация начала стабилизироваться, но уже тогда сформировалась оппозиции из людей, которые пошли на поводу своего злого начала и стали противится публикациям того, что Ребе является Мошиахом. При этом они прикрывались мнением, что Ребе якобы «должен» сказать об этом в открытую.
Если внимательно учить выступления Ребе того периода, то становится заметным, что Ребе как бы обращается одновременно к различным группам людей. Одно и то же выступление Ребе содержало информацию «на любой вкус». Ребе говорит о нахождении в последние минуты изгнания и первые минуты Освобождения, как будто нам предоставлялся выбор и человек может решить, где он желает находиться: один — в конце изгнания, а другой — в начале Освобождения. Тем, кто сразу поняли что нужно делать, в конце выступления и в примечаниях Ребе делал прозрачные намеки о личности Мошиаха, подбадривая этим людей. Тем, кто до сих пор не смог выйти из своего внутреннего изгнания, Ребе давал советы как этого достичь. Тем, кто был против, Ребе подробно доказывал ошибочность их подхода. Так мы удостоились потрясающего выступления о наличии пророка в нашем поколении и обязанности распространять это всем повсеместно. Другой пример — выступление о раскрытии Торы Мошиаха…
Именно тогда люди получали от Ребе на первый взгляд противоречивые ответы. Если хасид занимался распространением «Вести об Освобождении» включая личность Мошиаха и сообщал об этом Ребе, он получал одобрение и «зеленый свет». Нужно заметить, что ни один человек не получил отрицательного ответа на подобные вопросы! Но если хасид спрашивал Ребе нужно ли так делать или даже жаловался на таких людей, то ответ был: «решай сам».
С июня 1991 г. выступления Ребе стали напоминать те, которые были в начале года. И вот, 20 июля 1991 г. Ребе практически повторил идею высказанную 28 Нисана. Он сказал, что «то, что Мошиах еще не пришел, совершенно непонятно… Все уже закончено… Не хватает одной вещи: чтобы евреи кричали: „Доколе! “» По всей видимости «реабилитационный» период закончился и Ребе давал нам еще один шанс. Похожие слова мы слышали от Ребе и 3 августа 1991 г.: «Нам выпала честь и на нас лежит ответственность просить и взывать к Б-гу: „Доколе!“ Как может быть, что Мошиах еще не пришел?»
Но, к сожалению, и этого было недостаточно, так как Освобождение не наступило…
И вот, наконец, 17 августа 1991 г. мы услышали от Ребе, что «нужно рассказывать всем ныне живущим, что мы удостоились, что Б-г избрал человека быть пророком поколения, который дает советы и обучает людей, и его главное пророчество: „Вот идет Мошиах“». Внимательно изучив это выступление Ребе любой человек увидит, что Ребе говорит о себе в третьем лице и практически в открытую называет себя Мошиахом. Но ведь нужно заставить хасидов пробудиться «снизу», дать пищу тем, кто еще не готов, поэтому Ребе использует обороты речи, которые можно интерпретировать как относящиеся не к нему, а к Ребе Раяц…
Это длилось до октября-ноября 1991 г., после чего Ребе подвел хасидов к совместному провозглашению «Йехи Адонейну». «Смысл провозглашения „Да живет вечно мой господин Король Давид“, — сказал он, — в раскрытии сущности Мошиаха, и это должно привести к появлению Освободителя перед глазами всех». С этого момента провозглашение стало «гимном» ХАБАДа.
После этого Ребе несколько раз одобрительно упомянул постановление раввинов, что он сам, Ребе, является предположительным Мошиахом нашего поколения. Теперь вера хасидов приобрела под собой законодательную почву
Затем наступил день 27 Адара — без всякого сомнения шаг вперед, по принципу «увеличивать в святости». Трудно дать объяснение почему это произошло, но Ребе сделал так, чтобы в результате хасиды почувствовали больше свободы. Прекратились выступления, так как все уже было сказано, разжевано и положено в рот. Интересно отметить, что изучая одно и то же выступление в течение более 15 лет, мы постоянно открываем новые пласты в глубинах потрясающих объяснений Ребе. В этот период, более года, встречи хасидов и Ребе превратились в пение перед ним «Йехи Адонейну». Вряд ли кто-то останется равнодушным увидев, как Ребе поддерживает их...
Наконец, 3 Тамуза мы получили карт-бланш, после чего ситуация сильно изменилась. Как обычно, Ребе подготовил нас заранее сказав, что этот день является началом Освобождения. Но пройти испытание смогли не все. С одной стороны, отношения между хасидами обострились до крайности, может быть для того, чтобы исполнить заповедь «любовь к ближнему» в таких условиях, когда на первый взгляд это представляется невозможным. В то же время, в совсем молодых людях начала проявляться чистая вера в слова Ребе. И еще — несмотря ни на что, масса людей приблизилась к ХАБАДу, причем сегодня это происходит такими темпами, что еще 20 лет назад это никому и не снилось.
Такая ситуация продолжается с 1994 г., но мы видим, что вера в слова Ребе нисколько не уменьшилась, в ХАБАД приходят все больше и больше евреев, «770» на осенние праздники переполнено так, что яблоку некуда упасть...
Почему это длится так долго? Я не знаю, но уверен, что окончательное Освобождение наступит немедленно. А что вы думаете об этом? Хотелось бы услышать ваше мнение...