Эту статью написал журналист Мати Тохфелд и ее опубликовала израильская газета «Маарив» 20 декабря 2005 г. В то время Мати носил вязанную кипу, у него не было шляпы и бороды — он был в начале своего пути в ХАБАД. Может быть именно поэтому эта статья не теряет своей актуальности также и сегодня… Любопытно было наблюдать за тем, как человек, которому прежде всего сказали, что Ребе — Мошиах, а потом объяснили это, за несколько лет полностью приблизился к ХАБАДу. Интересно, что с самого начала он начал носить на рубашке значок Мошиаха.
Кто не слышал о Любавичском Ребе, руководителе движения ХАБАД? Конечно, знаменитостей среди евреев хоть отбавляй: Спилберг, Сайнфелд, Эйнштейн, Пнина Розенблюм. Но Любавичский Ребе известен миру только потому, что он — еврей. Другой причины нет. Говоря по-простому, он самый знаменитый в мире раввин. И не только в еврейском мире, но в мире вообще.
В США, например, его день рождения отмечается как «день просвещения». С ним искали встречи как евреи, так и неевреи, государственные деятели, политики, бизнесмены. Однако в конце 1994 года его имя прозвучало в мире по другой причине, когда Любавичский Ребе скрылся с глаз общественности. Вопрос о том, что собственно здесь произошло, сделал его и все движение ХАБАД темой дня.
Но несмотря на тяжкие споры, несмотря на то, что это движение разделилось надвое, оно не прекратило своего существования. Наоборот, ХАБАД продолжает расти и процветать, приводить огромное количество евреев к Торе и заповедям и нести весть, что Мошиах ближе, чем когда-либо.
На самом деле хабадники спорят между собой не по поводу вопроса «жив или умер». Одни считают, что надо открыто говорить людям, что Ребе жив, тогда как по мнению других этот факт надо скрывать от общественности, поскольку его трудно воспринять. То есть война между «мошихистами» и «анти» ведется не за веру, а за девиз; не за «что», а за «как».
Ребе — король
Без сомнения, после 3-го Тамуза 5754-го (1994-го) года тот, кто верит, что Любавичский Ребе жив, должен это доказать. Но прежде чем начать объяснять собственно эту догму, необходимо прояснить некоторые основные термины. Главные из них — это «Мошиах» и «Ребе». Иначе вообще не получится ничего понять.
Начнем с понятия «Ребе». Во главе хасидского движения ХАБАД, как и во главе любого хасидского движения, стоит Ребе. Ребе — это руководитель общины, ее «воспитатель», главный духовный авторитет, и он также представляет свое движение в глазах общества. Тому, кто не воспитывался в духе хасидизма, это может показаться странным. Мы не особо привычны хватать «шираим» (остатки еды с тарелки АДМОРа — обычай, которого, кстати, нет в ХАБАДе) или стоять в очереди, чтобы получить «леках» (медовый пирог) или доллар из рук старенького дедушки. Но хасидизм придает этим вещам большое значение.
АДМОР, или Ребе, представляет цельность. То, к чему всегда надо стремиться. Всегда желать быть рядом с ним, учиться у него, и самое главное — брать у него поддержку и силы, чтобы продолжать путь. И хотя у нас в двадцать первом веке, так же как и в двадцатом, все, что не демократия — зло, нужно помнить, что настоящая еврейская власть — это королевская власть. Так говорит еврейская традиция. В хасидизме, во всяком случае, Ребе — это король. А королю надо повиноваться. Тем более необходимо выполнять указания такого короля, который от раза к разу доказывает свою правоту, как Любавичский Ребе. Он раз за разом доказывал, что прав. Каждый, кто шел против него или сомневался в его словах, оставался «с носом». Вот несколько примеров:
В 1967-м г., когда жители Израиля дрожали от страха перед надвигающейся войной, Ребе просил опубликовать в прессе от его имени, что бояться нечего и будет большая победа. Более того, он сказал тогда, что «Стена Плача» вскоре окажется в наших руках. И оказался прав.
В 1987-м г. Любавичский Ребе просил израильское правительство приготовить квартиры и рабочие места для миллиона новых репатриантов из Советского Союза. Конечно, никто не отнесся серьезно к такому предложению. Советский Союз был на семи замках. Три года спустя непонятным образом сверхдержава развалилась и сотни тысяч евреев оказались здесь. Министерство строительства не знало, куда деваться.
Перед войной в персидском заливе (1990) Ребе объявил, что Израиль — самое безопасное место на земле. Не нужны противогазы, сказал он, и был прав. Когда одна ракета попала к американцам в Саудовской Аравии, погибли десятки людей. Здесь же приземлилось 39 ракет, но никто не был убит. Несколько человек задохнулось в тех самых противогазах.
Мы не будем продолжать список примеров. Спросите десятки тысяч людей, получивших от Ребе советы и обещания по своим личным делам.
Мошиах — человек из плоти и крови
Замечательно, значит, Ребе — большой праведник, но при чем тут Мошиах? Все очень просто. Ребе сказал, что Мошиах придет в нашем поколении. Более того, он сказал, что Мошиах уже здесь, среди нас, ему осталось только раскрыться. А что такое «Мошиах»? Мошиах — это, прежде всего, человек из плоти и крови. Во-вторых, Мошиах — неотъемлемый компонент иудаизма. Вера в приход Мошиаха является одной из «тринадцати основ веры» и о ней говорится в как минимум семи из восемнадцати благословений, составляющих основную еврейскую молитву «Амида».
Великий мудрец РАМБАМ считается главным авторитетом по всем вопросам, касающихся темы «Мошиах». Вот что он постановляет в «Законах о Короле Мошиахе»: «Если встанет король из дома Давида, [который будет] учен в Торе и занят, подобно предку его, Давиду, исполнением заповедей, предписанных и письменным и устным законом, и побудит весь Израиль следовать путем Торы и устранять бреши [возникшие в результате пренебрежения к Торе], и будет вести войны Б-га, мы можем предположить, что он — Мошиах…»
Как эти критерии применимы к Любавичскому Ребе?
1. «Король из дома Давида» — доказано, что Ребе является прямым потомком короля Давида.
2. «Учен в Торе».
3. «Побудит Израиль следовать путем Торы и устранять бреши»: согласно еврейскому законодательству, главное занятие Мошиаха — это забота обо всем еврейском народе. А при помощи ХАБАДа, как уже говорилось выше, возвращается к своим истокам наибольшее количество евреев. Цель созданных Ребе «домов ХАБАДа» — распространение иудаизма и помощь любому еврею.
4. «Будет вести войны Б-га»: имеются в виду как физические, так и духовные войны. Примером такой войны может служить созданная Ребе в России подпольная организация по распространению еврейства. Некоторые из посланников Ребе были сосланы, сидели в тюрьмах, но деятельность не угасала, а наоборот, продолжалась с еще большим напором до падения Советского Союза.
Мы видели похороны, ну и что?
Значит, Ребе — «потенциальный Мошиах». Кто сказал, что он — «Мошиах наверняка»? Он сам. Правда, до 1991-го г. он не давал разрешения объявлять себя Мошиахом или даже косвенным образом на это намекать и протестовал, когда перед ним пели «Йехи Адонену». Но в один прекрасный день он произнес «маамар», речь, в которой сказал так: «я сделал все, что мог (для того, чтобы привести Мошиаха и Освобождение), а отныне делайте вы». Недоумевали хасиды, что же Ребе имеет в виду. Что это за вещь такая, которую Ребе сделать не может, а можем только мы?
Подумали и нашли: коронация. Мошиах не может сам себя объявить королем. Это должен сделать народ. 29-го апреля 91-го г. при нем впервые спели «Йехи Адонену». Ребе поддержал пение. С того момента Ребе постоянно поддерживал пение «Йехи Адонену» и другие вещи подобного рода, например, когда к нему обращались со словами «Король Мошиах» и пр.
На самом деле до 3-го Тамуза 5754-го г. было легко воспринять, что Ребе — Мошиах. А как теперь? Давайте попробуем.
Комментарий РАШИ на книгу Даниэль (12:12): «Мошиах раскроется, затем сокроется, и снова раскроется». Иными словами, есть такой этап, когда не совсем понятно, что к чему: Мошиах уже раскрылся, мы его уже видели, затем он снова скрывается, т.е. мы его не видим, и наконец раскрывается вновь. Это ли то, что мы с вами переживаем сейчас?
В еврейской истории есть похожий эпизод. Моше-рабейну поднимается на гору Синай, народ Израиля ошибается днем и строит золотого теленка. Здесь комментаторы кидаются на защиту евреев и объясняют, что из-за проделок сатаны все увидели, как ангелы несут хоронить носилки с телом Моше. То есть евреи увидели Моше мертвым. По-настоящему мертвым. И тогда они пошли и сделали теленка. Невероятно? Возможно. Великие мудрецы и комментаторы Торы верят в это.
Мы тоже находимся в подобном состоянии. Мы видели похороны. Но поняли ли мы, что мы на самом деле видели? Чепуха? Быть может. Но с каких пор евреи серьезно относятся к рациональности? А что такое рассечение красного моря? Солнце, остановленное в Гивоне? Казнь тьмой? Это кто-то может объяснить? Так вот, нет рационального объяснения. Если у вас оно есть, извольте базировать его на словах какого-либо из мудрецов Торы, которых хватает в нашем народе во всех его поколениях. Ничего не поделаешь, иудаизм требует от нас верить даже в невероятные вещи.
Народ Израиля сейчас должен выстоять в самом последнем испытании. Ребе был прав в прошлом. Ребе прав и теперь. Кто не верил, тот — помните? — остался с носом.