СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 17:57

Нигун «Аним змиройс»

Какое отношение именно эта мелодия имеет к райскому саду? И главный вопрос: что это всё говорит нам, современным жителям материального мира?

27.11.2023 543 мин.

1. Музыкальные хасиделки

«Музыкальные хасиделки» — так я называю женские встречи онлайн, где мы с подругами разучиваем нигуним, узнаём о них что-то новое, стараемся извлекать из них уроки, актуальные для жизни здесь и сейчас, на пороге полного раскрытия Мошиаха, прислушиваемся, что они говорят об Освобождении.

Я не оригинальна в этом начинании. У Ребе ШЛИТА было время, специально выделенное для обучения общины новому нигуну. Это событие, которого хасиды ждали с нетерпением, приходилось на ночь праздника Симхат-Тора.

(Сделаю небольшое отступление от темы: очевидно, праведники никогда не действуют «случайно», «наобум». В предыдущие годы я была уверена, что Ребе выбрал это время как кульминацию служения через радость. Тут взаимная «выгода»: с одной стороны, «радость ломает все преграды», а значит, облегчает путь новой информации — в том числе, музыкальной — в наш мир. С другой стороны, нигун радует сердце и помогает человеку выполнить главную заповедь праздника. С этого года, после всего произошедшего в Святой Земле в Симхат-Тора, можно сделать вывод: нигуним — одно из важнейших средств для уравновешивания уровня света, добра и радости в мире. Именно в эти дни, из года в год, Ребе приводил в мир нигун за нигуном, чтобы уравновесить разрушительную силу, накапливающуюся и взрывающуюся. А, значит, наша задача — продолжать, поддерживать и развивать основанную им тенденцию, чтобы добро переполнило чашу весов).

Так вот, раз в год, после того, как присутствующие брали на себя обязательство увеличить в изучении открытой Торы и хасидизма (или вообще начать подобную учебу, если до сих пор ею не занимались), Ребе ШЛИТА благословлял их и разучивал новый нигун. На самом деле, новым он был лишь условно. Скорее, хорошо забытым старым. Ребе не всегда составлял новые нигуним — чаще он восстанавливал те, что были мало известными в широких хасидских кругах, но, по мнению Ребе, необходимыми и актуальными. Авторство некоторых из таких «реставрированных» мелодий известно. Часть из них в своё время была заимствована из фольклора народов, в среде которых жили евреи, и переосмыслена в ключе служения Всевышнему. Об авторстве нигуна, о котором пойдет речь в нашей беседе, и вовсе говорить затруднительно. Но, обо всём по порядку.

2. Поэма без автора

Нигун «Аним змиройс» (№223 в сборнике напевов ХАБАДа) был раскрыт широкой аудитории в 5722 году, традиционно в ночь Симхат-Тора. «В комплекте» к мелодии прилагалась история его создания, настолько невероятная, что больше похожая на легенду.

Итак, жил-был очень состоятельный еврей (многие уже тут скажут: «не верю!»). Однажды, незадолго до Йом-Кипура, он проезжал простые бедные местечки и услышал, как из одного дома доносятся громкие горькие рыдания. Богач прервал поездку. Чуткое сердце не давало пройти мимо чужой беды: а вдруг, само Провидение послало его сюда, чтобы помочь и спасти чью-то жизнь?

Но оказалось, что плачущие люди безутешны. Глава семьи, по словам его жены и детей, был брошен в долговую яму. И сумма его долга перед местным помещиком была такой огромной, что несмотря на готовность сообща участвовать в важнейшей заповеди выкупа пленных, община не могла помочь: для них, простых людей, счёт был неподъемным.

Когда наш богач услышал сумму, за сердце схватился даже он. В его руках не было столько денег. Быстрым умом опытного дельца он сообразил, что эта заповедь будет стоить ему буквально всего состояния: придется продать всё: драгоценности, бумаги, недвижимость. Но в его прейскуранте на первом месте всегда была ценность человеческой жизни. И он, не раздумывая, помчался распродавать имущество, чтобы спасти ближнего.

Накануне Йом-Кипура богатый еврей уже стоял перед помещиком с заветным чеком на всю необходимую сумму в руках. Помещик был явно разочарован. В его планы совсем не входило отпускать крупного должника. Тем более, после стольких месяцев пребывания в жутких условиях, уже и смысла особого не было — по прагматичным расчетам, силы наверняка должны были вот-вот покинуть пленного навсегда. Однако, деваться некуда — пришлось отпустить.

Окрылённый радостью выполненной заповеди, уже бывший богач вернулся домой. Но к вечеру ему сообщили: выкупленный им человек скончался. В слезах и с ощущением бесполезности усилий, он уснул. Ему не было жаль утраченного состояния. Бессилие перед лицом зла и невозможность спасти жизнь не давали покоя его душе.

И вот, во сне к нему приходит спасённый (или, всё-таки, не спасённый?) им человек. Он открывает ему две новости. Новость номер один: усилия по спасению не были напрасными. Ведь бывший пленник умер дома, в кругу семьи, а не в долговой яме. Успел повидать близких, попрощаться с ними, был похоронен по правилам Торы, а не где-нибудь в общей могиле — всё это крайне важно и не было бы возможным без выкупа.

Новость номер два: спасённый (теперь уже точно, спасённый) еврей оказался скрытым праведником. Да-да, одним из тех 36 неприметных с виду людей, на которых держится мир. Но, несмотря на этот факт, его душа уже несколько часов околачивается у ворот Ган Эден и не может получить заслуженный пропуск на вход. Всё из-за невыплаченного долга. Она столь многим обязана своему спасителю, что Небесный суд постановил не давать ей покоя, пока долг не будет возвращен.

А посему: может быть, господин еврей желает, чтобы душа праведника замолвила словечко перед Кем надо, и к нему вернётся всё распроданное богатство? «Об этом нет и речи! Заповеди не продаются!» — твердо ответил спаситель. «Тогда что? Какой подарок? Любая услуга, только бы компенсировать полученное добро!» «Я хочу в этот Йом-Кипур ощутить вкус Ган Эден!» — отчеканил во сне бывший богач и проснулся.

Со смешанными чувствами он пришел на молитву. Отзвучали первые слова молитвы, «Коль нидрей»… И вдруг в голове еврея откуда-то издалека появилась мелодия. Сначала, робко, но с каждым разом повторяясь и всё более захватывая его внимание. Он перестал замечать реальность вокруг, пение хазана, удивлённые взгляды молящихся. Молитвы сменяли одна другую, вот уже и пост закончился, все расходятся по домам и спешат сесть за праздничный стол. А наш герой всё стоит себе в своем углу, завернувшись в талит, и поёт себе, «как будто, никто не слышит». «Похоже, бедняга лишился не только всего состояния, но и последнего рассудка!» — с опаской шептались окружающие. «Так вот ты каков, Райский сад!» — с восторгом думал еврей.

3. Привет из Ган-Эден

Теперь самое время предоставить «слово» музыке. Что представляет из себя нигун «Аним змиройс», который и был той самой райской мелодией?

Текст его — один из субботних гимнов. Он не включен в молитвенник ХАБАДа (как мы знаем, его составитель, Алтер Ребе, минимизировал содержание подобных гимнов в порядке молитвы, предоставив больше места хасидским застольям и т.д.). Но в нем рассказывается о стремлении души ко Всевышнему, об их взаимной близости и любви, поэтому, слова эти заняли прочное место в сердцах евреев.

Кто автор мелодии на эти слова — неизвестно. Если верить легенде, она — послание из высших миров. Что мы знаем точно, благодаря Ребе, — что это хасидский нигун. А значит, к его мелодии (она же — шифр с самой важной информацией) можно задавать вопросы и понимать из них актуальность всей этой истории для нас с вами.

Что представляет из себя обычная стандартная мелодия? Композицию из нескольких фаз. При всем многообразии, любой музыкальный текст, как и всякий другой, имеет завязку, развитие, кульминацию и развязку.

Что представляет собой мелодия «Аним змиройс»? Набор замкнутых музыкальных фраз разной продолжительности. Можно выделить три основных характеристики нигуна:

1) Каждый такой мини-блок заканчивается на одном и том же звуке (главном звуке лада), что придаёт композиции статичность.

2) Эти блоки не одинаковы. Они, как будто, напоминают окружности с разной величиной диаметров.

3) Ближе к концу мелодия дробится чаще («диаметры окружностей» сокращаются).

4. Святые послания о святом послании

Что означает каждая из трёх характеристик? Какое отношение именно эта мелодия имеет к райскому саду? И главный вопрос: что это всё говорит нам, современным жителям материального мира?

Статичность композиции иллюстрирует идею притяжения души ко Всевышнему — Единому Центру ее жизни. Мелодию как будто «примагничивает» к главному звуку. Так душа человека тянется к ее Источнику, все дороги ведут ее туда. Это уровень «пшат», высказанный также и в словесном тексте.

Какое отношение именно эта мелодия имеет к Райскому саду? Почему именно она является святым посланием из Ган-Эден? Ответить на этот вопрос нам помогут главы из раздела книги «Тания», так и называемого: «Святые послания».

В послании №29 Алтер Ребе рассказывает о том, что душа не в состоянии постигать Всевышнего без соответствующей «амуниции». Пример — затмение солнца, которое можно наблюдать только через затемнённое стекло, во избежании ожога глаз, поскольку, свет его слишком ярок для человеческого восприятия. Свет Всевышнего настолько яркий и притягательный, что душе нужна специальная защитная оболочка, иначе, она растворится в нем и перестанет существовать. Оболочку эту можно создать, выполняя заповеди. Каждая заповедь — своеобразный канал между мирами (высшими и нашим). Всего таких каналов 613+7. Вся конструкция целиком напоминает воображаемую колоннаду: подножия колонн стоят на земле, а их вершины уходят в Небеса. Чем больше заповедей выполняет человек, тем масштабнее «архитектурное сооружение», которое он создаёт на духовном плане, и тем больше каналов имеет его душа для восприятия и наслаждения Б-жественностью. Выполнив заповедь благотворительности на уровне самопожертвования и отдав всё, герой истории об «Аним змиройс» удостоился целой колоннады — скафандра для души, в котором ей по силам ощутить вкус райского сада. А мелодия нигуна, поделенная на фрагменты-окружности, как раз, изображает в звуках множества колонн этого духовного здания.

Эту же тему затрагивает святое послание №27. В нем говорится, что вокруг каждого человека есть духовное поле, в котором отпечатываются все его добрые поступки. Поэтому, когда Яаков пришел к слепому отцу за благословением, обмотанный в очень неприятно пахнущие козлиные шкуры, Ицхак воскликнул: аромат райского сада исходит от моего сына! Он ощутил духовным обонянием атмосферу и ауру Ган-Эден! Герой нашей истории совершил такой поступок, что аромат райского сада запечатлелся и в его поле. Осталось только «распаковать» его, что и произошло с помощью присланного Оттуда нигуна.

Почему мелодия ближе к концу все чаще дробится на более мелкие «колонны»? А в этом, похоже, урок для современности. Мы живём на пороге полного Освобождения. О нашем поколении сказано, что мы — карлики, сидящие на плечах великанов. За редким исключением, среди нас нет таких великих душ, которые могут совершать подвиги духа. Мы — поколение пятки Мошиаха. Но нам выпала честь завершить эту историю и привести его к раскрытию на практике. Что же делать? Выполнять как можно больше заповедей. Пусть не таких масштабных, как делали наши праотцы и праведники. Пусть не спасать жизни, а делать маленькие добрые поступки, поддерживать друг друга и быть друг для друга фонариками, освещающими темный путь. Но не пропускать ни одно доброе дело, которое Провидение посылает в наши руки. Как говорил Ребе Король Мошиах о соблюдении заповедей в наше динамичное время: хватай и ешь, хватай и пей. В пятницу после полудня некогда раздумывать — нужно скорее завершать субботние приготовления.

Тем более, сказано, что Мошиах будет определять духовный уровень каждого человека по запаху. Возможно, речь идёт о той самой атмосфере райского сада, окружающей нас всех. Самое время позаботиться об аромате своей души. И приготовить себе прочный скафандр для постижения Всевышнего. Ведь уже вот-вот!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter