Годовщину смерти («йорцайт» на идише) отмечают только по еврейскому календарю. Поэтому нужна большая точность при определении даты йорцайта. Если смерть наступила в сумерки, не исключено, что истинной датой смерти будет считаться не тот день еврейского календаря, который соответствует данному дню григорианского календаря, а следующий, поскольку, согласно еврейскому закону, сутки начинаются с вечера. В случае затруднения в определении даты йорцайта следует обратиться к раввину.
Согласно хасидскому обычаю, йорцайт всегда отмечают в годовщину смерти, в том числе и в первый год траура и даже в том случае, когда похороны состоялись через несколько дней после смерти.
Если человек умер в високосный год в месяце Адар — первом или во втором, то в обычный год йорцайт отмечают в единственном месяце Адар, а в високосный — в том Адаре, в каком человек умер. Если же человек умер в обычный год, то в високосные годы йорцайт отмечают в первом Адаре, однако во втором Адаре, того же числа, также читают «Кадиш» и зажигают поминальную свечу («нер нешама»).
Тот, кто не знает точной даты смерти отца или матери, должен выбрать какой-то определенный день в году и отмечать его как йорцайт — зажигать «нер нешама», читать «Кадиш» и давать деньги на цдаку во имя души покойного.
Принято, что в субботу, предшествующую йорцайту, или в самый день йорцайта, если он совпадает с субботой, мужчину, отмечающего йорцайт, вызывают к Торе в качестве «мафтира». Если же йорцайт совпадает с понедельником или четвергом, то отмечающего йорцайт вызывают к Торе. После чтения Торы именно он произносит «Хаци-кадиш».
Сразу же после захода солнца, когда наступает день йорцайта, зажигают «нер нешама» — большую свечу, которая должна гореть до времени выхода звезд на следующий день.
Если тот, кто отмечает йорцайт, выполняет функции хазана, перед ним зажигают пять свечей.
В йорцайт дают больше денег на цдаку, чем в другие дни, так как это приносит огромную пользу душе покойного. Тем более, что раньше существовал обычай поститься в день йорцайта, и дополнительная цдака является как бы выкупом этого поста, который в наши дни не соблюдают. Если день йорцайта — суббота, деньги на цдаку дают в пятницу.
В день йорцайта принято посещать могилу покойного, читать около нее Теилим и «Кадиш». Если день йорцайта — суббота, на кладбище идут или в пятницу до полудня, или в воскресенье. Не принято часто посещать кладбище. Это делают лишь в последний день траура, в 30-й день после смерти, чтобы совершить церемонию «азкара», каждый год в йорцайт и в канун Рош-Ходеш месяца Элул.
Если у вас нет возможности прочитать кадиш самому, то можно заказать его.