СБП. Дни Мошиаха! 19 Нисана 5784 г., суббота недели Ахарэй | 2024-04-27 15:47

Видеть Моше — значит верить

Он бросился бежать, как сумасшедший. Он упал, потом встал, побежал к своей карете и помчался в сторону Меджибужа, где жил Баал-Шем-Тов.

Перевод:Д. Беляев 25.01.2024 324 мин.

Чтение Торы на этой неделе начинается со странной фразы о том, что когда Б-г вывел евреев из Египта, Он опасался, что они туда вернутся, и поэтому повел их в обход. То есть, даже увидев десять чудесных казней, «лучшие» евреи (то есть те 20%, которые пережили казнь тьмой) все еще сомневались! Только после того, как они перешли море, они действительно поверили в Б-га и Моше (14:31).

Похоже, что это не очень позитивное послание. Если после того, как евреи увидели явную «десницу» Б-га, они все еще не были убеждены… так какой же шанс есть у нас?

Для того чтобы это стало понятно, вот одна история...

На Украине был морозный вечер, но это не остановило р. Яакова. Он встал на стул, который поставил на снег под окном Баал-Шем-Това, и начал постукивать. И он продолжал стучать до тех пор, пока Баал-Шем-Тов не открыл ему секрет, который он так хотел узнать: понимать речь птиц.

Он читал в эзотерических книгах по каббале, что один из способов «проникновения» указов Всевышнего в этот физический мир — щебетание птиц, и если человек понимает это щебетание, он может предсказывать будущее. Услышав, что Баал-Шем-Тов знает этот секрет, он не давал ему ни минуты покоя. Он должен был узнать этот секрет.

А почему бы и нет? Рав Яаков очень гордился собой. Он обладал острым умом, знал наизусть почти весь Талмуд и даже несколько раз заканчивал изучение мистических трудов АРИ. К тому же он был богат и являлся отличным бизнесменом, у которого в доках стояли четыре груженых корабля, готовых отплыть в дальние страны, а в его доме хранилось целое состояние в ценных бумагах и облигациях.

Не существует никаких причин, убеждал он себя, почему бы такому высокопоставленному человеку, как он, не начать познавать некоторые из тех тайн, о которых он читал.

Баал-Шем-Тов появился у окна, открыл его и снова повторил: «Рав Яаков, пожалуйста. Я уже несколько раз говорил тебе, что эти знания, которые ты ищешь, только навредят тебе. Пожалуйста, оставь меня в покое, у меня много работы. Пожалуйста, забудь об этой идее и просто будь обычным хорошим евреем».

Но Яаков не хотел принять отказ. Очевидно, у Баал-Шем-Това была личная причина не делиться своими с трудом добытыми секретами: возможно, ревность, возможно, эгоизм. В любом случае, здесь не было места для подобных вещей. Он продолжал донимать Баал-Шем-Това, пока не получил то, что хотел.

«Хорошо, — грустно сказал Баал-Шем-Тов. — Если ты настаиваешь, я научу тебя тому, что ты хочешь». Он закрыл окно, подошел к своей входной двери и впустил р. Яакова. Тот был отличным учеником: быстро понимал и быстро переводил свое понимание в действие, и за один месяц полностью овладел эзотерическим мастерством, которого так желал. Он готовил себя в течение целой недели: постился, молился и медитировал, как велел ему Баал-Шем-Тов, уходил в лес и вслушивался. Внезапно все наполнилось смыслом! Каждый щебет был похож на букву алфавита, и вскоре лес наполнился странными и удивительными посланиями: Что происходит в Китае, что будет завтра во Франции, кто будет жить, кто умрет, дом р. Яакова сгорит завтра…

Подождите! Что это он слышал?! Они говорили о нем! «Караул!» — прошептал он про себя, повернулся и побежал из леса в сторону своего дома, держась за голову в недоумении. «Караул! Мой дом!»

Он созвал своих слуг и с воодушевлением приказал им постоянно, 24 часа в сутки, проверять каждый метр дома в течение следующих двух дней; не должно быть никакого зажженного огня нигде в помещении. И, конечно, это принесло свои плоды! Одна из старых служанок оставила в своей комнате горящую свечу, которая упала на ковер, пока она спала, и ее потушили, прежде чем она успела охватить весь дом.

«Ну и ну! — подумал р. Яаков, раскуривая трубку, — похоже, эти знания не так уж и плохи. Я только что спас весь свой дом и кучу денег в ценных документах! Слава Б-гу, я был упрямым!»

Через месяц он снова подготовился и отправился в лес. Он снова сосредоточился согласно заученным формулам, и снова воздух наполнился новостями. Что произойдет в России, что только что случилось в Японии, кто будет жить, кто умрет, что все корабли р. Яакова утонут в океанском шторме…

На этот раз он тихо улыбнулся сам себе, спокойно повернулся, бодро зашагал к ожидавшей его карете и помчался к причалу. «Да, вы меня услышали правильно, — приказал он капитанам своих кораблей. — Ни один не должен выйти в море до получения дальнейших указаний. Мне все равно, сколько денег мы потеряем. Мои корабли остаются здесь! Это ясно?!»

Капитаны нехотя пожали своими плечами и покачали головами в знак согласия, и р. Яаков уехал в своей карете. На следующий день внезапная, совершенно неожиданная морская буря потопила все корабли в море. Десятки, может быть, сотни кораблей пошли ко дну, но не его. Рав Яаков только закурил свою трубку, когда услышал эту новость, откинулся в своем кресле и снова улыбнулся.

Через месяц он снова оказался в лесу. Снова он закрыл глаза в глубокой сосредоточенности, и снова птицы возвестили: Что произойдет в Англии, что только что произошло в Италии, кто станет богатым, кто бедным, что… р. Яаков умрет на следующей неделе!

Он весь вспотел. Он расстегнул воротник, ему стало трудно дышать. Он достал свой носовой платок и в отчаянии вытер свой лоб и затылок. Что ему теперь делать?! Куда бежать?!

Он бросился бежать, как сумасшедший. Он упал, потом встал, побежал к своей карете и помчался в сторону Меджибужа, где жил Баал-Шем-Тов.

Холодный ветер хлестал его по лицу, а сам он пылал жаром. Через несколько часов он уже стучался в дверь Баал-Шема. Один из хасидов, открывших ему, велел подождать, вернулся через несколько минут и сказал, что Баал-Шем-Тов его примет.

«Я же говорил тебе, что ничего хорошего из этого не выйдет, — сказал Баал-Шем-Тов р. Яакову, как только тот закрыл за собой дверь. — Видишь ли, на небесах было написано, что ты должен либо потерять половину своего состояния, либо умереть. Если бы твой дом сгорел, это было бы завершение этого. То же самое, если бы затонули твои корабли. А сейчас…»

Баал-Шем-Тов склонил свою голову над столом, и в комнате воцарилась полная тишина. Он медленно поднял глаза на бедного р. Яакова и сказал: «Я не обещаю, но, возможно, если ты отдашь все свое имущество и дом и посвятишь себя жизни в нищете и попрошайничестве, то тебя сочтут на небесах умершим. Это твой единственный шанс».

Рав Яаков понял, что Баал-Шем-Тов представляет собой нечто абсолютно непостижимое, то, что он даже не мог себе представить.

Это ответы на ваши вопросы о том, почему евреи сомневались.

После рассечения моря Тора говорит нам, что евреи «поверили в Б-га и в Его раба Моше». Простой смысл заключается в том, что народ верил в Моше как в пророка. Но здесь это не совсем уместно. Во-первых, разве евреи не верили в него до этого? Во-вторых, почему он упоминается вместе с Б-гом? И в-третьих, после того как они перешли море, они видели Б-га; вера была не нужна. Зачем же говорить, что они «поверили»?

Но Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах объясняет, что рассечение моря был подготовкой к получению Торы на горе Синай. Когда Моше рассек море и они увидели, как открылись все духовные миры (см. РАШИ на 15:2), они вдруг поняли, что Моше был выше всего этого; выше даже наивысшего духовного постижения.

Как и р. Яаков в нашей истории, они поняли, что единственный способ по-настоящему быть связанным с Баал-Шем-Товом (Моше своего поколения) — это относиться к Б-гу именно так, как человек относится к Б-гу: с чистосердечной верой. И эта чистосердечная вера в Моше и Б-га является необходимым условием для принятия иудаизма и получения Торы. Поэтому, поскольку им не хватало этой необходимой веры в Моше, Б-гу пришлось преградить им путь к свободе, опасаясь, что они вернутся в свою эгоистичную «зону комфорта»: Египет.

Все это — подготовка к раскрытию Мошиаха, абсолютного еврейского лидера, к которому следует относиться с абсолютной еврейской верой. Тогда все создания наполнится знанием Б-га, превосходящим всяческую логику и понимание.

И для того, чтобы это произошло, нужно совсем немного. Мы опираемся на заслуги тысячелетий еврейских самопожертвований, молитв и страданий. Сейчас может оказаться, что еще один добрый поступок, слово или даже мысль пробудят наш внутренний, позитивный потенциал, чтобы побудить Б-га к раскрытию…

Мошиах сейчас!

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter