Вы знаете, однако, сильные слова наших учителей о воспитании детей, об ответственности и заслуге, которые вызывает эта деятельность.
Кроме того, есть еще один момент, который касается хасидов и бывших учеников йешивы. Это то, что Алтер Ребе пишет в конце первой главы законов изучения Торы в поистине ужасных выражениях1. На самом деле, человек имеет возможность посвятить себя этому святому делу только благодаря заверению наших мудрецов, что Б-г требует только в соответствии с силами, которые Он дарует.
Отсюда следует, что если, несмотря на все это, мы получаем информацию о том, что бывший ученик йешивы не чувствует в полной мере возложенной на него огромной ответственности из-за такой деятельности и что это оказывает непосредственное влияние на его класс, то можно понять, что в это трудно поверить...
С ожиданием добрых вестей, от имени Ребе ШЛИТА, секретарь
№5179
С Б-жьей помощью
2 Адара I, 5717 года
Бруклин
Руководителям йешивы… пусть Б-г даст Вам долгую жизнь,
Мир и благословение!
Отвечаю на два Ваших письма от 21 Швата и на те, что им предшествовали:
1) Я уже несколько раз писал, что коллективный интерес преобладает над личным, а значит, мы не принимаем в йешиву всех, кто об этом просит. Распущенное поведение, особенно такое, как Вы упомянули, со стороны тех, кто посещал разные йешивы и в результате был исключен из них всех, идет против общего блага. Я удивлен, что у Вас есть какие-то сомнения по этому поводу.
2) Что касается ученика, который уже учится в йешиве и находится там какое-то время, то очевидно, что этот случай отличается от предыдущего, особенно если его исключение из йешивы можно интерпретировать как средство оттолкнуть его обеими руками.
Но и здесь коллективный интерес должен превалировать над личным. Однако мы не пойдем на такую крайнюю меру сразу, а начнем с других средств, так как исключение из йешивы — не первое решение...
Примечание:
1) По всей видимости речь идет об увольнении без предупреждения того, кто не выполняет свои обязанности.