Подтверждаю получение Вашего подарка — книги с респонсами МААРИКа. Я хотел бы знать, можно ли увидеть список других Ваших книг. Разумеется, я не прошу подарить их мне, но некоторые из них могли бы пригодиться здесь, если Вы сможете одолжить их мне, а впоследствии они будут возвращены.
Прилагаю копию своего общего письма по случаю светлого дня освобождения 19 Кислева, содержание которого актуально в течение всего года. Несомненно, Вы распространите его соответственно.
С благословением на успех.
№2335
С Б-жьей помощью
7 Тевета, 5714 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Авраам-Зуся Зискинд
Мир и благословение!
В ответ на Ваши замечания, изложенные в письме без даты:
1) В книге «Торат Хаим» в конце главы «Лех-Леха» на странице 96б говорится, что пища в субботу также способствует огрублению тела из-за физического удовольствия (полученного после употреблении этой пищи). При этом она не может получить возвышение, так как заключает в себе абсолютное добро и зло, исходящие от древа познания добра и зла. На первый взгляд, это утверждение противоречит сказанному в «Торат Хаим», глава «Ваякель» на страницах 627 и 647, что трапеза в субботу не огрубляет тело, потому что не сказано «помет субботних (жертв)».
В связи с этим можно дать следующее объяснение. В этих двух текстах речь идет об огрублении, но здесь есть нюанс. В субботней еде не заключено никакого зла, но на самом деле она может человека грубым, как и все разрешенные вещи. Еда в субботу хорошо подходит к этой категории. В самом деле, в процитированном выше отрывке из книги «Торат Хаим» на главу «Лех-Леха» говорится, что любовь (ко Всевышнему), испытываемая божественной душой, исходит из того же источника, поскольку это действительно ощущается. См. там.
Кстати, подобная тема также рассматривается в «Тора Ор» в начале главы «Хаей Сара», а также в молитвеннике (с комментариями Алтер Ребе), в разделе о субботней трапезе (вторая трапеза, эссе под названием «Он откроет нам причины»), а также в книге «Путь заповедей твоих» на стр. 179. См. там.