26 Нисана
Одиннадцатый день отсчёта Омера.
[В субботу, когда благословляют новый месяц, у нас есть обычай] читать всю книгу Псалмов рано утром и проводить в этот день хасидское застолье (фарбренген). Отрывок из книги Пророков начинается со слов: «Не таковы ли и вы для Меня, сыны Израиляы, как сыны Куша?» (Амос 9:7-15).
Из беседы моего уважаемого отца, Ребе [РАШАБа]:
Учение хасидизма требует того, о чем сказано в Торе: «Омоет плоть свою в воде и оденет их...» Это означает, что постижение излагаемых в Торе хасидизма вещей требует, чтобы человек отмыл свою плоть от всего, что «прилипло» к ней, то есть телесных склонностей и привычек, и тогда он сможет облечься в святые одеяния.
Мысли и речи, посвященные учению хасидизма, размышление хасидов перед молитвой, — это святые одеяния. Это одежды, которые даются из Святилища. Однако «Омоет плоть свою...» необходимо осуществить самостоятельно. Одеяния души даются свыше, но отмыть лишнее — имеющее своим источником плоть тела и саму плоть тела, сделать ее святой плотью, — достижимо лишь собственными силами.
И этого требует хасидизм, и за это жертвовал собой Алтер Ребе. Он открыл источник самопожертвования за Служение Всевышнему молитвой, показал, как с помощью молитвы соединиться с самой Сущностью Бесконечного.
Учение хасидизма ставит хасида лицом к лицу с Сущностью Бесконечного.
Примечания:
Рав Шломо-Хаим Кесельман рассказывал следующую притчу, как немецкий граф приехал в гости к своему двоюродному брату, русскому дворянину. Стремясь угодить гостю, дворянин созвал всех своих поваров и приказал им приготовить лучшие деликатесы. Один из этих поваров был евреем, и среди блюд, которые он готовил, было любимое еврейское блюдо — «кишке», то есть фаршированная кишка. Немецкий граф попробовал все приготовленные для него блюда, но больше всего ему понравился «кишке». «Можете ли вы дать мне рецепт?» — спросил он своего хозяина. Русский дворянин с радостью согласился и поспешил получить рецепт от еврея.
Вернувшись домой, граф передал рецепт своим поварам и попросил их приготовить блюдо. Они своевременно взяли кишки молодого теленка, закупили лучшую муку и специи и тщательно приготовили деликатес. Но когда его принесли к графу, запах у него был неприятный, а вкус - отвратительный.
В ярости граф отправил телеграмму своему кузену. Почему его повар издевался над ним? Русский спешно вызвал еврея и потребовал объяснений. Почему он дал немцу неправильный рецепт?
Еврей объяснил, что дал графу правильный рецепт и готов поехать в Германию и самому приготовить блюдо для графа. Русский организовал поездку, и вскоре шеф-повар был занят приготовлением вкусного «кишке» для своего немецкого хозяина. «Почему мои повара не смогли этого сделать?» — спросил граф, жадно чистя тарелку. Еврей подумал немного и ответил: «Скажите мне: вымыл ли кишки ваш повар?..»
Вывод такой: Сколько бы мы ни учились и ни молились, наше служение не будет приятным — если предварительно мы не «омоем плоть».
מברכים ר"ח אייר. אמרים כל התהלים בהשכמה, יום התוועדות הפטורה : הלא כבני כושיים. משיחת אאמו"ר [הרש"ב]: חסידות תובעת "ורחץ את בשרו במים ולבשם". כלומר: השכלת החסידות בהכרח שתרחוץ הבשר, ותשטוף את ה"את בשרו" - את הטפל לבשרו, כל ההרגלים שהבשר מרגיל - ואז אפשר ללבוש בגדי קודש. מחשבת ודבור חסידות והנהגתם של חסידים בהתבוננות קודם התפלה - "בגדי קודש הם" : אלו בגדים שניתנו מן הקודש, אך את ה"ורחץ במים את בשרו" - יש לעשות באופן עצמאי. לבושי הנפש ניתנים מלמעלה, אך רחיצת הטפל שנוצר מהבשריות, ולהפוך את הבשר לבשר קודש - זהו רק בכח עצמו, וזאת תובעת החסידות, ועל - כך מסר רבנו הגדול [אדמוה"ז] את נפשו : הוא פתח את צנור מסירות הנפש על עבודת ה' בתפילה, להיות קשורים לעצמות אין סוף, חסידות מציבה חסיד פנים אל פנים עם עצמות אין סוף.