Авраам был первым из людей, кто в эпоху процветания идолопоклонства решительно и открыто восстал против верований своего времени и стал призывать служить Единому Б-гу. В Торе рассказывается, что на самом деле Авраам не объявил какую-то новую религию, но призвал человечество вернуться к когда-то оставленной людьми истинной вере в Единого Б-га и Его семь заповедей. И это при том, что Авраам не был «белой вороной» в своем времени. У него было все: именитые и благородные родители (его отец Тэрах был главным министром Нимрода — царя тогдашней сверхдержавы Вавилона), престижное, как сказали бы сейчас образование и т. д. Одно только то, что он прекрасно знал и разбирался в астрологии — королеве наук по тем временам — уже подтверждает то, что Авраам был человеком своего времени. И тем не менее, Авраам всю свою жизнь продолжал искать Единого Б-га, нашел Его и стал работать с другими, чтобы находили Его и шли Его путями.
Авраам, обладая необыкновенным умом, признал Творца совершенно самостоятельно, придя к этому выводу путем наблюдения и рассуждений. «Может быть, мне следует поклоняться земле, — рассуждал он, — ибо ее плодами кормится человек? Однако земля не всесильна, она зависит от неба, дарующего дождь. Должен ли я поэтому поклоняться небесной тверди? Ясно, что над твердью небесной правит солнце, благодаря теплу и свету которого жив мир. Наверное, тот могущественный Б-г, Который сотворил меня и всю вселенную — это солнце!»
Авраам пал ниц перед солнцем. Но когда опустилась ночь, и солнце скрылось, чтобы дать дорогу луне, Авраам рассудил, что божеством в неменьшей степени может быть и луна. Но и эту мысль он оставил, поняв, что поскольку луна светит только ночью, то она не может быть более могущественной чем солнце, которое светит только днем. В конце концов, с помощью наблюдений за регулярной сменой дня и ночи, времен года, за всеми законами природы, Авраам сделал вывод о присутствии Всемогущего и Мудрого Творца, Который стоит за всем этим. «Как происходит, — спросил Авраам сам себя, — что небесные тела восходят и заходят в определенное время? Очевидно, должен существовать какой-то один высший Разум, направляющий их».
«Я не видел Творца, — сказал Авраам, — но в силах понять, что только Могущественный и Милосердный Б-г мог создать этот изумительный мир вокруг меня и что только Его высший разум способен поддерживать существование этого мира. Ему Одному я и буду поклоняться!»
У отца Авраама, Тэраха, была сеть крупных магазинов, или как мы бы сейчас сказали транснациональная корпорация со штаб-квартирой в Вавилоне по производству, менеджменту и торговле фигурками идолов. Авраам же делал все, чтобы убедить людей не покупать их. Однажды случилось так, что отцу пришлось отправиться в поездку, и он оставил свою лавку на попечение уже повзрослевшего Авраама. Сыну он дал такие наставления: «Чем больше размер божка — тем более высокую цену проси. И чем важнее будет клиент — тем большего божка предлагай».
Однажды в лавку зашел внушительного вида широкоплечий мужчина.
Дай мне большого идола, как это и приличествует моему положению! — высокомерно обратился он к юноше. Авраам вручил ему самого большого идола, какой только был на полках, и мужчина достал из кошелька крупную сумму денег.
— Сколько тебе лет? — спросил у него Авраам.
— Пятьдесят.
— И тебе не стыдно поклоняться идолу, которому всего лишь день от роду? — спросил Авраам. — Мой отец изготовил его вчера!
Смутившись, мужчина взял деньги обратно и ушел.
Вошла старая женщина. Она рассказала юному продавцу, что ночью к ней в дом залезли воры и украли всех божков.
— Вот как? — спросил Авраам. — Если твои божки не в состоянии защитить себя от грабителей, то как же ты надеешься, что они будут защищать тебя?
— Ты прав, — признала женщина. — Но кому же нам тогда служить?
— Творцу неба и земли, Создавшему меня и тебя и всех людей, — ответил Авраам.
Женщина ушла, ничего не купив.
Пришла другая женщина и принесла миску муки в виде подношения божкам. Тогда Авраам взял топор и вдребезги изрубил всех идолов, кроме самого большого. Когда Тэрах вернулся из своей деловой поездки и увидел разгром в своей лавке, он закричал: «Что здесь произошло?»
— Зачем мне скрывать от тебя правду? — ответил Авраам. — Пока тебя не было, пришла женщина и принесла им в жертву немного муки. Каждый из этих божков воскликнул, что хочет есть первым. Тогда самый большой идол так разъярился, что схватил топор и разбил всех остальных!
— Что за чепуха? — удивился Тэрах. — Ты не хуже меня знаешь, что они не едят, не двигаются, и тем более не дерутся!
— Вот как? — возразил Авраам. — Если все так, как ты говоришь, то почему ты тогда им служишь?
Однажды настала очередь Тэраха — отца Авраама и главного министра Нимрода — совершать ритуальное служение перед божками в царском дворце. Тэрах взял Авраама с собой в столицу. Они пришли во дворец Нимрода и их ввели в большой зал, где находилась большая коллекция божков разной масти из золота, серебра, меди, дерева и даже камня.
Тэрах внес в зал вино, хлеб и расставил подносы перед божками. Все слуги удалились. «Возьмите это, ешьте и пейте!» — сказал Авраам громко. Но ни один из идолов не шелохнулся и не проронил ни звука.
— Ты же видишь, им грош цена, — заметил Авраам отцу, после чего начал сбрасывать всех идолов на пол в одну большую кучу. Онемевший отец стоял неподвижно. Затем Авраам поджег идолов и бежал из дворца.
Впоследствии, когда Авраам предстал перед Нимродом, которого его поведение так возмутило, что он возжелал лично лицезреть «изменника» — тот надеялся убедить его признать свою неправоту и поклониться идолам, а заодно и ему самому.
— Давай вместе поклонимся огню, — предложил он Аврааму. — Очевидно, что огонь могущественнее любой другой стихии.
— Если так, — отвечал Авраам, — то лучше совершить служение воде, ибо в ее власти погасить огонь.
— Отлично! Давай поклонимся воде.
— Но облака сильнее воды, ибо они ее приносят.
— Так будем поклоняться облакам!
— Но ветер рассеивает облака, так что он должен стоять выше их.
— Не возражаю. Будет молиться ветру! Падай ниц вместе со мною.
— Нет, человек сильнее ветра, ибо он наполнен воздухом, несмотря на отверстия в теле.
Эти слова вывели Нимрода из себя.
У Авраама впереди было еще много испытаний. Десять лет он проведет в тюремных подземельях Нимрода за свои действия в его дворце, ничуть не поколебавшись в своей вере. Ему придется побывать в огненной печи Ур Касдим, которую подготовили для него в качестве формы осуществления смертного приговора, вынесенного за его убеждения, и из которой он будет чудесным образом спасен Самим Всевышним. Ему предстоит война против четырех царей и риск спасения Сары из дворцов египетского фараона и палестинского царя. И еще много-много всего, о чем можно прочитать в Торе.
Возникает вопрос, если один человек способен на такие жертвы и испытания ради истинной веры в Творца и удостаивается таких великих чудес за это, тогда на что же способно все человечество, прими и тщательно соблюдай оно все семь законов потомков Ноаха?