26 Менахем-Ава 5781 года, четвертый день недели, гл. Реэ

ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Эта страница обновляется автоматически в 24:00 по израильскому времени.

Если вы еще не молились, то перед началом чтения желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

Урок на 4/8/2021 — 26 ава 5781 года

ХУМАШ (недельная глава Торы с комментариями РАШИ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащие в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Рээй

Четвертый день недели

Глава 14

1. Сыны вы Г-споду, Б-гу вашему. Не делайте на себе надрезов и не делайте плеши меж ваших глаз по умершему.

не делайте на себе надрезов. Не делайте надрезов и царапин на вашем теле из-за умершего, как делают эморим; потому что вы сыны Вездесущего, и надлежит вам иметь вид благопристойный, а не быть изрезанными и плешивыми.

меж ваших глаз. У лба. А в другом месте сказано: «Пусть не делают плеши на своей голове» [Ваикра 21, 5], (и это имеет целью распространить) на всю голову (правило относительно места) меж глаз [Сифре].

2. Ибо народ святой ты Г-споду, Б-гу твоему, и тебя избрал Г-сподь быть Ему народом, достоянием из всех народов, которые на земле.

ибо народ святой ты. Твоя святость (унаследована тобою) от твоих отцов, к тому же «и тебя избрал Г-сподь».

3. Не ешь ничего отвратительного.

ничего отвратительного. Все то, что я определил тебе как отвратительное, например, если человек (умышленно) повреждает ухо первородного (скота, тем самым делая животное непригодным для жертвоприношения), чтобы заколоть его в стране (т. е. вне Йерушалаима). Это определено тебе как отвратительное (ибо сказано:) «...никакого увечья не будет на нем» [Ваикра 22, 21]. (Писание) учит, что нельзя заколоть и есть (такое животное) под предлогом (умышленно нанесенного ему) увечья. (Если человек) варил мясо с молоком, это также определено тебе отвратительным (см. Шмот 23, 19; 34, 26; Дварим 14, 21); здесь же изложен запрет есть такое (при любых обстоятельствах, помимо запрета варить мясо с молоком) [Хулин 114б].

4. Вот животные, которых можете есть: бык, агнец из овнов и агнец из коз;

5. Олень, и серна, и яхмур, и козерог, и лань, и зубр, и газель.

вот животные..: олень, и серна, и яхмур. (После слов זאת הבהמה следует перечисление диких животных; отсюда) делаем вывод, что חיה в ходит в понятие בהמה (см. также Раши к Ваикра 11, 2) [Сифре; Хулин 71а]. (И Писание) учит нас, что нечистый скот и нечистые дикие животные многочисленнее чистых, ибо везде (где речь идет о двух противоположных группах, поименно) перечисляется малочисленная [Сифре; Хулин 63а]. (Здесь особо перечислены чистые животные, следовательно, они составляют меньшинство.)

и козерог. Таргум переводит יעלא, (то же, что) סלע יעלי, горные, каменные козлы [Иов 39, 1], это Steinbock (на немецком языке).

и зубр. (Таргум переводит) בלא תור — дикий, лесной бык; בלא (означает) лес на арамейском языке.

6. И всякое животное, имеющее копыто и расщепляющее его на два копыта, жующее жвачку из скота, — такое ешьте.

מפרסת. (Означает) расщеление, согласно Таргуму. פרסה — plante (на французском языке).

из скота (букв.: в скотине). Означает: то, что находится в скотине, можешь есть. Из этого (мудрецы) выводят (правило, согласно которому) развитый плод (в утробе скотины) становится пригодным в пищу при посредстве заклания его матери [Хулин 69а; 74а]

7. Но такого не ешьте из жующих жвачку и имеющих копыто: раздвоенного, верблюда, и зайца, и шафана — ибо жуют жвачку они, а копыта не имеют, — нечисты они для вас;

букв.: раздвоенное. Это животное, имеющее две спины и два позвоночника [Хулин 60а]. Наши мудрецы говорили: Почему вновь перечислены (чистые и нечистые животные и птицы)? Животные из-за «раздвоенного», а птицы из-за «зоркой», которые не были названы в Торат-коаним [Ваикра 11] [Хулин 63б].

8. И свинью, ибо имеет копыто она, но жвачки не (жует), нечиста она для вас. От их мяса не ешьте и падали их не касайтесь.

и падали их не касайтесь. Наши мудрецы разъясняли (что это относится к поре праздников) восхождения, ибо человек обязан находиться в состоянии чистоты в пору восхождения. Быть может, им (исраэлитам, не принадлежащим к числу священнослужителей) запрещено (касаться падали) на протяжении всего года? Поэтому сказано (что касается нечистоты от умершего): «Скажи священнослужителям...» [Ваикра 21, 1]. Подобно тому, как относительно тяжкой нечистоты от умершего предостерегаются только священнослужители, но не исраэлиты, то тем более (верно это в случае) менее тяжкой нечистоты от падали (см. Раши к Ваикра 11, 8).

9. Это ешьте из всего, что в воде: все, имеющее плавник и чешую, ешьте.

10. А все, что не имеет плавника и чешуи, не ешьте, нечисто это для вас.

11. Всякую чистую птицу ешьте.

всякую чистую птицу ешьте. (Это имеет целью) дозволить (в пищу) птицу, отпускаемую (при очищении) прокаженного (см. Ваикра 14, 7) [Сифре; Кидушин 57а].

12. А это, чего не ешьте из них: орел, и стервятник, и гриф;

а это, чего не ешьте из них. (Имеет целью) запретить (в пищу птицу) зарезанную (при очищении прокаженного).

13. И кречет, и сокол, и коршун по виду его;

הראה והאיה. ראה — то же, что איה, то же, что דיה (это названия одной и той же птицы). А почему она названа ראה? Потому что у нее острое зрение («зоркая»). А почему (Писание) запрещает ее, (называя) все ее имена? Чтобы не дать противной стороне предлога оспаривать. Чтобы не было так: признающий ее запрещенной назовет ее «раа», а желающий признать ее дозволенной (в пищу) скажет: Она называется «дайа», или: Она называется «айа», и такая Писанием не запрещена. Что касается птиц, (Писание особо) перечисляет тебе нечистых и тем самым учит, что чистых птиц больше, чем нечистых (в отличие от животных; см. 14, 4-5), поэтому (Писание) перечисляет меньшинство [Хулин 63б].

14. И всякий ворон по виду его;

15. И страус, и филин, и чайка, и ястреб по виду его;

16. И сыч, и сова, и летучая мышь;

летучая мышь. Cauve-souris на французском языке.

17. И пеликан, и сип, и удильщик;

удильщик. (Это птица) вылавливающая (שלה) рыб из моря (см. Раши к Ваикра 11, 17).

18. И аист, и цапля по виду ее, и удод, и кожан.

удод. Это дикий петух, на французском языке erupe; и гребень у него двойной (см. Раши к Ваикра 11, 19).

19. И все кишащее крылатое нечисто для вас, не должно их есть.

кишащее крылатое. Это мелкие (существа), передвигающиеся по земле. Мухи, шершни и нечистые (виды) саранчи называются שרץ, кишащими.

20. Все крылатое чистое ешьте.

все крылатое чистое ешьте. Но не (то, что определено как) нечистое. Имеет целью прибавить позитивную заповедь к запретительной (см. 14, 12). И так же, что касается скота, (сказано:) «такое ешьте» [14, 6], но не скот нечистый. Запрет, выведенный из предписания, является предписанием, так что нарушивший это (нарушает) и предписание, и запрет (см. Раши к Ваикра 11, 3).

21. Не ешьте никакой падали; пришельцу, который во вратах твоих, отдай ее, и он будет есть ее, или продай чужеземцу; ибо народ святой ты Г-споду, Б-гу твоему. Не вари козленка в молоке его матери.

пришельцу, который во вратах твоих. Это пришелец-поселенец, который отказался от идолопоклонства, но ест падаль (т. е. не исполняет всех предписаний; см. Раши к Ваикра 25, 35) [Сифре].

ибо народ святой ты Г-споду. Освящай себя при посредстве того, что тебе дозволено. То, что дозволено, но другие видят в нем запретное, не дозволяй при них [Сифре]. (Т. е. освящение заключается не в отказе от недозволенного, что является обязательным, а в отказе от дозволенного для того, чтобы предотвратить нарушение закона.)

не вари козленка. Трижды (дан этот запрет в Торе: здесь и в Шмот 23, 19 и 34, 26; при этом из общего правила) исключаются дикий зверь и птицы и нечистый скот [Сифре; Хулин 113а]. «Не вари козленка...» (а вслед за этим сказано:)

Теилим (псалмы Давида)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20

Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек. Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. Они склонились и упали, мы же встали и поднялись Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №120.

Песнь восхождения. К Б-гу воззвал я в беде моей, и ответил Он мне. Б-г, избавь душу мою от уст лживых, от языка лукавого. Что даст тебе и что прибавит тебе язык лукавый? [Ведь он — словно] изощренные стрелы богатыря, с горящими углями дроковыми. Горе мне, что я живу на чужбине у Мешеха, пребываю среди шатров Кедара. Долго жила душа моя с ненавидящими мир. Я мирен, но только заговорю, они — [сразу] к войне.

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №119.

[«Мем»] Как люблю я учение Твое! Весь день беседую о нем. Заповедь Твоя сделала меня мудрее врагов моих, ибо она вовек со мною. От всех учителей моих набирался я ума, ибо свидетельства Твои — [предмет] моей беседы. От старцев вразумлялся я, ибо повеления Твои храню. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое. От законов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты обучал меня. Как сладки нёбу моему слова Твои! Лучше меда они устам моим. Повелениями Твоими я вразумлен, потому ненавижу всякий путь лжи.

[«Нун»] Слово Твое — светильник для ноги моей и свет стезе моей. Поклялся я хранить законы правды Твоей и исполню. Сильно угнетен я, Б-г, придай мне жизненных сил по слову Твоему. Благоволи же, Б-г, принять добровольное приношение уст моих и законам Твоим научи меня. Душа моя в руке моей всегда , но учения Твоего не забываю. Злодеи поставили мне ловушку, но я не уклонился от повелений Твоих. Свидетельства Твои я принял, как наследие навеки, ибо они веселье сердца моего. Приклонил я сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

[«Самех»] Замышляющих неправду ненавижу, учение Твое люблю я. Ты — укрытие мое и оплот мой, на слово Твое уповаю. Удалитесь от меня, злодеи, я буду хранить заповеди Всесильного моего. Поддержи — меня по слову Твоему — я буду жить, не посрами меня в надежде моей. Подкрепи меня — я спасусь, уставами Твоими буду заниматься непрестанно. Всех отступающих от уставов Твоих Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь. [Как] шлак, отметаешь Ты всех злодеев земли, потому возлюбил я свидетельства Твои. Трепещет от страха Твоего плоть моя, законов Твоих я боюсь.

[«Айн»] Я творил правосудие и правду, не предавай меня угнетателям моим. Заступись за раба Твоего ко благу [его], чтобы не угнетали меня злоумышленники. Истаивают глаза мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей. Поступи с рабом Твоим по милосердию Твоему, уставам Твоим научи меня. Я — раб Твой, вразуми меня, и я познаю свидетельства Твои. Время действовать во имя Б-га — учение Твое нарушили. Поэтому заповеди Твои люблю я более золота и золота чистого. Поэтому все повеления [Твои] — знаю я, что все они справедливы, всякий путь лжи ненавижу.

[«Пей»] Дивны свидетельства Твои, потому хранит их душа моя. Начало слов Твоих просвещает, вразумляет простаков. Открываю я уста свои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду. Обратись ко мне и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое. Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакой неправде. Избавь меня от угнетения человеческого, и буду я хранить повеления Твои. Освети раба Твоего светом лика Твоего и научи меня уставам Твоим. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранили учения Твоего.

[«Цади»] Праведен Ты, Б-г, справедливы законы Твои. Свидетельства Твои, которые Ты заповедал, — правда и совершенная вера. Ревность моя снедает меня, потому что враги мои забыли слова Твои. Слово Твое очень чисто, и раб Твой возлюбил его. Мал я и презрен, [но] повелений Твоих не забываю. Правда Твоя — правда вечная, а учение Твое — истина. Беда и горе постигли меня, заповеди Твои — утешение мое. Правда свидетельств Твоих вечна: вразуми меня, и буду я жить.

[«Коф»] Взываю всем сердцем [моим]: ответь мне, Б-г! Сохраню я уставы Твои. Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить свидетельства Твои! Предваряю [встать] ночью и взываю, на слово Твое уповаю. Глаза мои предваряют [утреннюю] стражу, чтобы углубляться мне в слово Твое. Услышь голос мой по милосердию Твоему, Б-г! По правосудию Твоему придай мне жизненных сил. Приблизились замышляющие лукавство, далеки они от учения Твоего. Близок Ты, Б-г, и все заповеди Твои — истина. Издавна знал я о свидетельствах Твоих, ибо Ты утвердил их навеки.

[«Рейш»] Взгляни на бедствие мое и избавь меня, ибо не забываю я учения Твоего. Веди тяжбу мою и избавь меня, по слову Твоему придай мне жизненных сил. Далеко от злодеев спасение, ибо они уставов Твоих не ищут. Много милостей Твоих, Б-г, по правосудию Твоему придай мне жизненных сил. Много у меня гонителей и врагов, [но] от свидетельств Твоих я не удаляюсь. Увидел я отступников и вознегодовал, ибо они не соблюдают слова Твоего. Посмотри, как люблю я повеления Твои, по милосердию Твоему, Б-г, придай мне жизненных сил. Начало слова Твоего истинно, и вечен всякий закон правды Твоей.

[«Шин»] Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего. Радуюсь я слову Твоему, как нашедший большую добычу. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею, учение же Твое люблю я. Семикратно в день прославляю Тебя за законы правды Твоей. Велик мир у любящих учение Твое, и нет им преткновения Уповал я на спасение Твое, Б-г, и заповеди Твои исполнял. Душа моя хранит свидетельства Твои, и люблю я их крепко. Храню повеления Твои и свидетельства Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

[«Тав»] Пусть приблизится песнопение мое к Тебе, Б-г, по слову Твоему вразуми меня. Да придет моление мое пред Тобою, по слову Твоему спаси меня. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны. Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал. Жаждал я спасения Твоего, Б-г, а учение Твое — отрада моя. Да живет душа моя и славит Тебя, и правосудие Твое да поможет мне. Заблудился я, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо заповеди Твои не забыл я.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует вашему возрасту. Например, тот, кому исполнилось 24 года, читает главу 25-ю.

Выбор главы Псалмов по номеру (введите цифру от 1 до 150):

Выбор нескольких глав Псалмов по номерам
(введите соответствующие цифры от 1 до 150 через дефис):

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

26 Ава

Известно, что в высших мирах проявляются и такие качества Всевышнего как суровость и сдержанность, необходимые для того, чтобы ограничить и скрыть благодатный свет Его от низших миров. Пробуждение того или иного качества Всевышнего зависит лишь от самого человека. Если он помогает окружающим, наделяя их всем жизненно необходимым и делая им добро, он вызывает тем самым аналогичное отношение к себе Всевышнего; как сказали наши учители, благословенна их память: «Той же меркой, какой меряет человек, измеряют и его самого». На первый взгляд воздаяние, которое он получает, несоизмеримо с его поступком: за щедрость человека в этом мире ему, казалось бы, положены блага мира грядущего, а не такой щедрый подарок еще при его жизни, как свет Самого Творца, ибо свет этот озаряет людей и рассеивает темноту вокруг них во время молитвы — служения Всевышнему всем сердцем. Получить такую награду означает, как известно, — удостоиться максимального приближения души к ее Первоисточнику еще при жизни человека, что превосходит все блага, уготованные ей в грядущем мире. Как сказали наши учители, благословенна их память: «Один час покаяния и добрых дел в этом мире прекрасней всей жизни в раю...», о чем подробно говорится в другом месте, — ибо рай — лишь сияние и отсвет Шхины.

«Йом йом» (хасидский календарь «День за днем»)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 26 Менахем-Ава

Из бесед моего отца, Ребе (РАШАБа):

— В «выходе из Египта» [в понимании] хасидизма существует заповедь устного повествования о выходе из Египта — обязанность рассказывать хасидские истории и принимать хасидский рассказ на самом внутреннем из внутренних уровне. Необходимо знать, что каждый рассказ является жизненным наставлением; каждый рассказ должен привнести доброе качество и внутреннюю жизненность в украшение заповеди и принятие приятных путей учения хасидизма.

«Книга заповедей» РАМБАМа

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 52

162-я заповедь «делай» — повеление отдыхать от работы в праздник Шавуот. И об этом Его речение: «До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней... И провозгласите в тот самый день: священное собрание будет у вас» (Ваикра 23:16,21).

325-я заповедь «не делай» — запрещение совершать работу в праздник Шавуот. И об этом Его речение: «Священное собрание будет у вас: никакой работы не делайте» (Ваикра 23:21).

163-я заповедь «делай» — повеление отдыхать от работы в первый день месяца тишрей. И об этом Его речение: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых... священное собрание» (Ваикра 23:24). И мы уже приводили слова мудрецов, сказавших (Шабат 24б): «„Отдых“ — это заповедь „делай“»(Делай 90, 135, 159).

326-я заповедь «не делай» — запрещение совершать работу в день Рош а-шана. И об этом Его речение: «В седьмой месяц, в первый день месяца, да будет у вас отдых... священное собрание: никакой работы не делайте» (Ваикра 23:24-25).

Урок на 4/8/2021 — 26 ава 5781 года

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter