16 Ияра 5782 года, третий день недели, гл. Бэар | 2022-05-17 14:42

ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Перед началом учебы желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

17/5/2022 — 16 Ияра 5782 года

ХУМАШ (недельная глава Торы с комментариями РАШИ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Беар

Третий день

19. И даст земля плоды свои, и будете есть досыта, и будете жить безбедно на ней.

и будете есть досыта. (Сколько бы вы ни съели) в утробе это будет благодатным (даст вам насыщение, пользу; см. Раши к 26,5) [Сифра].

и даст земля... и будете жить безбедно на ней. (Будете жить спокойно) не боясь засухи.

20. А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь не будем ни сеять, ни убирать наш урожай?

ни убирать. В дом, в хранилища.

наш урожай. Как, например, вино, плоды дерева и самосев — выросшее само по себе (без вмешательства человека).

21. Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года.

на три года (для трех лет). Для части шестого года, от нисана до Новолетия (седьмого года), для (всего) седьмого года и для (части) восьмого, потому что в восьмом году сеять будут в мархешване, а урожай соберут в нисане.

22. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая есть будете старое.

до девятого года. До праздника Кущей девятого года, когда урожай восьмого года доставляют в хранилища, потому что летом (плоды) оставляют на гумнах, а в месяце тишрей наступает пора убрать их в хранилища. Иногда (земля) должна была принести урожай на четыре года в шестом году, предшествующем седьмому субботнему, когда землю не возделывали два года подряд: в седьмом году и в юбилейном. Однако этот стих относится ко всем другим (т. е. обычным) субботним годам (за которыми не следует юбилей).

23. И земля не должна продаваться навечно; ибо Мне (принадлежит) земля; ибо пришельцы и поселенцы вы при Мне.

и земля не должна продаваться. Это присоединяет запретительную заповедь (к повелевающей заповеди о) возврате полей их владельцам в юбилейном году, чтобы купивший (поле) не захватил его (не присвоил его навсегда) [Сифра].

навечно. Окончательно, с полным отчуждением, когда продажа совершается окончательно и навсегда.

ибо Мне (принадлежит) земля. Не смотри на нее недобрым глазом (корыстолюбиво), потому что она не твоя [Сифра].

24. И на всей земле владения вашего выкуп давайте земле.

и на всей земле владения вашего. (Имеет целью) включить (в общее правило о выкупе) дома и раба-иври (т. е. ему также предоставляется право выкупа). Это разъясняется в трактате Кидушин в первой части [21а]. А согласно прямому смыслу, это связано с последующим: тот, кто продал свое владение, имеет право выкупить его по истечении двух лет, либо он сам, либо его родственник, и покупатель (распоряжающийся имуществом на протяжении двух лет) не вправе препятствовать этому.

Теилим (псалмы Давида)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №121.

(1) Песнь восхождения. Возвожу глаза мои к горам, откуда придет помощь мне? (2) Помощь моя от Б-га, сотворившего небеса и землю. (3) Не даст Он пошатнуться ноге твоей, не дремлет хранящий тебя. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Израиля! (5) Б-г — страж твой, Б-г — сень твоя с правой руки твоей. (6) Днем не поразит тебя солнце, а луна — ночью. (7) Б-г сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою. (8) Б-г будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек.

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №79.

(1) Песнь Асафа. Всесильный! Вошли язычники в удел Твой, осквернили святой Храм Твой, Иерусалим превратили в развалины! (2) Трупы рабов Твоих отдали на съедение птицам небесным, тела праведников Твоих — зверям земным! (3) Пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому их похоронить. (4) Мы сделались посмешищем у соседей наших, поруганием и посрамлением у окружающих нас. (5) До каких пор, о Б-г, Ты будешь гневаться непрестанно, будет пылать ревность Твоя, как огонь? (6) Излей гнев Твой на народы, которые не знают Тебя, и на государства, которые имени Твоего не призывают. (7) Ибо пожрали они Яакова и обитель Его опустошили. (8) Не напоминай нам о прежних грехах, пусть встретит нас вскоре милосердие Твое, ибо мы истощены очень. (9) Помоги нам, Всесильный [Б-г] спасения нашего, ради славы имени Твоего, избавь нас и прости нам грехи наши ради имени Твоего. (10) Зачем говорят народы: «Где Всесильный их?». Да станет известно между народами, на глазах у нас, отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. (11) Да придет пред Тобою стенание узника, величием мышцы Твоей освободи обреченных на смерть. (12) И семикратно возврати соседям нашим в их лоно оскорбления, которыми оскорбляли они Тебя, Г-сподь. (13) А мы, народ Твой, паства Твоя, будем благодарить Тебя вовек, из поколения в поколение будем рассказывать о славе Твоей.

Псалом №80.

(1) Руководителю [музыкантов]. На шошаним. Свидетельство Асафа, песнь. (2) Пастырь Израиля, внемли! Ведущий, как овец, Йосефа, поместивший [Шхину Свою между] крувим, [что на Ковчеге завета], яви Себя! (3) Ради Эфраима и Биньямина и Менаше пробуди мощь Свою и приди на спасение нам! (4) Всесильный, возврати нас, да воссияет лик Твой, и мы будем спасены! (5) Г-сподь, Всесильный [Б-г] воинств! Доколе будешь Ты негодовать на молитву народа Твоего? (6) Ты напитал их хлебом слезным, напоил их слезами в большой мере, (7) отдал нас в пререкание соседям нашим, враги наши глумятся над нами. (8) Всесильный [Б-г] воинств, возврати нас, да воссияет лик Твой, и мы будем спасены! (9) Виноградную лозу из Египта Ты вывел, изгнал народы и посадил ее. (10) Очистил для нее место и утвердил корни ее, и она заполнила землю. (11) Горы покрылись тенью ее, ветви ее — как кедры могучие. (12) Пустила она ветви свои до моря, побеги свои — до реки [Евфрат]. (13) Зачем разрушил Ты ограды ее? Обрывают ее все проходящие мимо. (14) Дикий кабан лесной подрывает ее, зверь полевой объедает ее. (15) Всесильный [Б-г] воинств, обратись же, взгляни с неба, увидь и присматривай за лозой этой, (16) и за саженцем, который насадила десница Твоя, и за сыном, которого Ты закрепил за Собою. (17) Она сожжена в огне, обрезана. От окрика гнева Твоего они гибнут. (18) Да будет рука Твоя над человеком, [спасенным] десницей Твоей, над сыном человеческим, которого Ты закрепил за Собою. (19) И мы не отступим от Тебя; оживи нас, и мы будем взывать к имени Твоему. (20) Г-сподь, Всесильный [Б-г] воинств, возврати нас, да воссияет лик Твой, и мы будем спасены!

Псалом №81.

(1) Руководителю [музыкантов], на гитит. [Песнь] Асафа. (2) Пойте Всесильному, оплоту нашему; трубите Всесильному [Б-гу] Яакова! (3) Возвысьте пение, дайте тимпан, сладкозвучную арфу с лирой. (4) Трубите в новолуние в рог, в назначенное время дня праздника нашего. (5) Ибо это устав для Израиля — суд Всесильного [Б-га] Яакова. (6) Венец возложил Он на Йосефа, когда вышел тот, чтобы пройти по [всей] земле египетской: «Речь незнакомую я слышу». (7) «Я снял с плеча его тяжесть, и руки его освободились от котлов. (8) Взывал ли в беде ты — Я избавлял тебя, отвечал тебе тайно громом. При водах Меривы испытал Я тебя. (9) Слушай, народ Мой, Я предупреждаю тебя, Израиль, если ты будешь слушать Меня! (10) Чтобы не было у тебя чужого бога, и не поклонялся ты божеству чужеземному. (11) Я — Б-г, Всесильный твой, Который поднял тебя из Страны Египетской. Раскрой уста твои, и Я наполню их». (12) Но не слушал народ Мой голоса Моего, Израиль не желал [слушаться] Меня. (13) Оставил Я их на усмотрение сердца их, пусть ходят по помыслам своим. (14) О, если бы народ Мой слушал Меня, Израиль ходил бы путями Моими! (15) Я скоро смирил бы врагов их, на притеснителей их обратил бы руку Мою. (16) Ненавистники Б-га заискивать будут пред Ним, их же благоденствие будет продолжаться вовек. (17) Он питать его будет от тука пшеницы, из скалы медом насытит тебя.

Псалом №82.

(1) Песнь Асафа. Всесильный присутствует в общине Всесильного [Б-га], в среде судей Он суд ведет. (2) Доколе будете вы судить по кривде, злодеям лицеприятствовать вовек? (3) Творите суд бедняка и сироты, угнетенного и нищего оправдывайте, (4) избавляйте бедного и нищего, от руки злодеев спасайте. (5) Не знают, не понимают, во тьме они ходят: все устои земли содрогаются. (6) Я думал, вы — ангелы, сыны Всевышнего — все вы. (7) Однако вы умрете, как человек, падете, как один из князей. (8) Восстань, Всесильный, суди землю, ибо Ты наследуешь все народы.

Вы можете зарегистрироваться на сайте и выбрать главы для себя и своих близких в разделе Мои даты, который будут автоматически отображаться здесь. Подробнее об этом см. в статье Набор псалмов для ежедневного чтения.

Выбор нескольких глав по номерам — введите соответствующие цифры от 1 до 150 через запятую (например: 1,20,6), через тире для последовательной группы (например: 5-10) или совмещенно (например: 4,27,10-14,7)

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

16 Ияра

Но знание Его, благословенного, едино с Его сутью и сущностью, ибо «Он — знание, и Он — знающий, и Он — знаемое»; и как бы знанием Самого Себя Он знает все творения; но не внешним для Него знанием, как знание человека, ибо все существует в силу истинности существования Его, благословенного. И этого человек не может постичь в совершенстве и т.д.*.

* Примечание.

Как писал Рамбам, благословенна его память, и согласились с ним мудрецы Каббалы, о чем говорится в книге «Пардес» рабби Моше Кордоверо, благословенна его память, то же согласно Каббале рабби Ицхака Лурии, благословенна его память, в соответствии с тайной сжатия и облечения светов в сосуды, как о том говорилось выше, в гл. 2.

И так как это знание — категория бесконечная, оно не называется облекающимся в земной шар, конечный и ограниченный, но окружающим и охватывающим, хотя это знание охватывает всю его толщу и нутро на самом деле и тем самым из небытия вызывает его к существованию, как о том говорится в другом месте.

«Йом йом» (хасидский календарь «День за днем»)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

16 Ияра

Тридцать первый день Омера

Когда Ребе РАШАБ стриг ногти, то перед тем, как сжигать их, он смешивал их со щепками.

Ребе МААРАШ сказал хасиду реб Элияу Абелеру (человеку простому, с точки зрения его способностей и познаний), когда тот вошел к нему на аудиенцию:

— Завидую я тебе, Элияу. Ты ездишь на ярмарку, видишь много людей. А когда посреди делового разговора ты заводишь беседу о чем-то еврейском, произносишь несколько слов из «Эйн Яаков», побуждая своего собеседника к изучению раскрытой Торы и учения хасидизма, — это порождает свыше радость. А свой долг Всевышний отдает детьми, здоровьем и пропитанием. И чем больше ярмарка, тем больше работы, — тем больше заработок.

«Книга заповедей» РАМБАМа

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 338

46-я заповедь «не делай» — запрещение вновь поселяться на земле Египта. Цель этого запрета — чтобы мы не учились от жителей этой земли ереси и не перенимали их обычаев, предосудительных с точки зрения Торы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Только чтобы он (король)... не возвращал народ в Египет... ведь Всевышний сказал вам: „Не возвращайтесь более этим путем“ (Дварим 17:16)». Этот запрет повторен в Торе трижды, как и указали наши мудрецы (Мехилъта): «В трех местах Торы содержится запрет народу Израиля возвращаться в Египет». Первое из этих мест мы уже упомянули. Второе — Его речение «Ты более не увидишь его (Египта)» (Дварим 28:68). А третье — Его речение «Египтян, которых вы видите ныне, более не увидите вовеки» (Шмот 14:13), и хотя, согласно простому смыслу стиха, это только обетование, устная традиция утверждает, что это также запрет.

В конце трактата Сукка (51б) разъясняется, что город Александрия тоже входит в границы земли, на которой нам запрещено поселяться. Именно от залива у Александрии отмеряются рубежи запрещенной для заселения земли: четыреста парсаот на четыреста парсаот (парса — 4608 метров).

Однако разрешено пересекать эту землю — в торговых целях или направляясь в другую страну. Ведь ясно сказано в Иерусалимском Талмуде (Санедрин, гл.10): «Тебе запрещено возвращаться, чтобы поселиться там, но ты можешь возвращаться ради торговли или в военных целях».

190-я заповедь «делай» — повеление соблюдать ряд правил в войнах с другими народами (не из семи народов). Эти войны называются «разрешенными» (милхэмет решут). Нам заповедано в начале такой войны предложить им мирное соглашение на условии, что сохраним им жизни, если они отдадут нам свою территорию; и если они примут условия договора, следует обложить их налогами и подчинить нам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру. И будет: если он согласится на мир и отворит тебе, то пусть весь народ, находящийся в нем, платит тебе дань и служит тебе» (Дварим 20:10-11).

И говорится в Сифри (Шофтим): «Если они скажут: „мы согласны на налоги, но не на подчинение“ или „на подчинение, но не на налоги“ — не заключаем с ними мир до тех пор, пока они примут и то, и другое. И они будут ежегодно выплачивать дань, установленную для них королем Израиля, и выполнять его приказы и повеления с трепетом и покорностью — в этом заключается „подчинение“».

Но если они не заключат с нами мир, то нам заповедано перебить всех мужчин в городе, молодых и старых, а имущество и женщин забрать себе. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же он не помирится с тобою и будет вести с тобою войну, то осади его; и когда Всевышний, твой Б-г, передаст его тебе в руки, то порази всех мужчин в нем острием меча. Только женщин и детей, и скот, и все, что будет в городе, всю добычу его возьми себе...» (там же 20:12-14).

Все это — законы разрешенной войны. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Coтa (44б) и во второй главе трактата Санедрин (20б).

56-я заповедь «не делай» — запрещение заключать мир с амонитянами и моавитянами во все времена.

Всевышний уже повелел нам при осаде вражеских городов перед штурмом предлагать им мир на условии, что они признают себя побежденными. И если они сдают нам город, запрещено нападать на них и убивать их, как мы разъяснили в комментарии на 190-ю заповедь «Делай». Однако с амонитянами и моавитянами мы не действуем таким образом, поскольку Всевышний запретил предлагать им мир и стремиться к мирному разрешению конфликта с ними. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Не ищи им мира и благополучия во все свои дни, вовеки» (Дварим 23:7).

И говорится в Сифри: «Поскольку в Торе написано: „Когда подойдешь к городу, чтобы завоевать его, то пригласи его к миру“ (Дварим 20:10), — может быть, и в отношении этих двух народов надо поступать так? Но Тора говорит: „Не ищи им мира и благополучия“. Поскольку в Торе написано: „Не притесняй его“ (23:17), — может быть это относится и к представителям этих двух народов? Но Тора говорит: „Не ищи им... благополучия во все твои дни, вовеки“».

57-я заповедь «не делай» — запрещение во время осады города вырубать плодовые деревья вокруг него, чтобы этим уязвить осажденных и побольнее задеть их сердца. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если будешь осаждать город... чтобы овладеть им, не губи деревьев его, поднимая на них топор; ...не руби его, ведь полевое дерево не может, как человек, уйти от тебя в крепость» (там же 20:19).

И так же под этот запрет подпадает любое напрасное уничтожение и порча. Например, тот, кто намеренно и беспричинно уничтожает одежду или какой-либо предмет домашнего обихода, преступает этот запрет «Не губи...» и карается бичеванием. А в конце трактата Макот (22а) разъясняется, что бичеванием наказывается также и тот, кто понапрасну срубает любое плодовое дерево (даже не во время осады); и там сказано, что запрет содержится в том же самом речении: «...От него ты ешь, не руби его» (там же).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются во второй главе трактата Бава батра (26а).

192-я заповедь «делай» — повеление, чтобы разбивая военный лагерь, мы подготовляли вне стана место — ходить туда по нужде, дабы каждый не справлял нужду где придется — в поле или между шатрами, как это делают другие народы. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И да будет у тебя место вне стана, куда тебе выходить» (Дварим 23:13).

193-я заповедь «делай» — повеление, чтобы у каждого в военном лагере наряду с оружием была подвешена лопатка, и он мог бы вырыть ямку в специально отведенном месте вне лагеря, а затем прикрыть землей испражнения, чтобы они не были видны на земле. Это повеление относится именно к военному лагерю, как сказано в начале этого отрывка: «Когда выступишь станом против своих врагов...» (Дварим 23:10). И содержится это повеление в Его речении, да будет Он превознесен: «Кроме оружия, должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, копай ею, и потом закрой свое испражнение» (там же 23:14).

«Мошиах и Освобождение» на каждый день

Уроки из книги, в которой собраны отрывки выступлений о Мошиахе и Освобождении...

Изучаем «Поучения Отцов»

Источник: «Книга бесед» 5751 г., гл. «Шмини»

Между праздниками Песах и Шавуот каждую субботу принято изучать особый трактат Мишны, который называется «Пиркей Авот» («Поучения отцов»). Принято делать это для ускорения прихода Мошиаха.

И поэтому, кроме того, что мы примем на себя это еженедельное изучение, мы также постараемся повлиять на окружающих нас людей, чтобы и они изучали этот трактат.

Влияние на окружающих оказывает воздействие и на нас самих. Если у нас есть какой-либо недостаток, то влияние на окружающих помогает нам пробудиться для его исправления.

Глубокое изучение «Пиркей Авот» является частью Торы, которую необходимо изучать для прихода Мошиаха.

17/5/2022 — 16 Ияра 5782 года

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter