СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 12 Тишрея 5783 года, шестой день недели, гл. Аазину | 2022-10-06 20:06

ХИТАС (ХИТАТ): Пятикнижие, Псалмы, «Тания», РАМБАМ, Йом-йом

Перед началом учебы желательно произнести благословение на Тору:

БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, БОГ НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, ИЗБРАВШИЙ НАС ИЗ ВСЕХ НАРОДОВ И ДАВШИЙ НАМ ТОРУ СВОЮ. БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, ГОСПОДЬ, ДАЮЩИЙ НАМ ТОРУ.

7/10/2022 — 12 Тишрея 5783 года

ХУМАШ (недельная глава Торы с комментариями РАШИ)

Каждый день мы учим отрывок из недельной главы Торы соответствующий этому дню с комментариями РАШИ, содержащими в себе самые ценные и глубокие объяснения смысла Письменной Торы.

Аазину

Шестой день недели

40. Ибо Я поднимаю к небесам руку Мою и говорю: Жив Я вовеки!

ибо Я поднимаю к небесам руку Мою. Во гневе Моем поднимаю руку к Себе Самому в клятве.

и говорю: Жив Я. Это клятва. Я клянусь: (Как) жив Я (вовеки, так...).

41. Когда изострю (до) блеска Мой меч возьмется за суд рука Моя, обращу Я мщение на врагов Моих и Моим ненавистникам воздам.

когда изострю (до) блеска Мой меч. Когда заострю клинок Моего меча до появления на нем блеска («барак»), splendeur.

и возьмется за суд рука Моя. (Это обращение к правосудию, к закону во всей его строгости), чтобы отклонить милосердие от врагов Моих, которые причинили вам зло. Ибо Я прогневался немного, они же усердствовали во зле. И возьмется рука Моя за правосудие, чтобы держаться его и совершить возмездие.

обращу Я мщение... Наши мудрецы в аллегорическом толковании выводили из языка стиха, из сказанного «и возьмется за суд рука Моя»: Святой, благословен Он, не то, что смертный (плоть и кровь); смертный метнет стрелу и не может возвратить ее; а Святой, благословен Он, мечет стрелы Свои и в Его власти возвратить их, как если бы Он держал их в Своей руке, ведь молния («барак») — стрела Его, как сказано здесь: «молния — меч Мой, и возьмется за суд рука Моя». А этот «суд» означает кару; на французском языке justicia (см. РАШИ к Шмот 28:15).

42. Опьяню стрелы Мои кровью, и меч Мой пожирать будет плоть за кровь убитых и (за) плененных, за первые бреши, врагом (пробитые).

опьяню стрелы Мои кровью. Врага.

и меч Мой пожирать будет. Их плоть.

за кровь убитых и (за) пленных. Такое постигнет их за кровь убитых сынов Израиля и за пленников, захваченных в плен из них.

за первые бреши, врагом (пробитые). За преступления от первых брешей, пробитых врагом. Ибо, когда Святой, благословен Он, взыскивает с народов (за причиненное ими Израилю), Он поминает им их грехи и грехи их отцов от первоначальной бреши, пробитой ими в Израиле.

43. Воспойте, племена, Его народ, ибо за кровь рабов Своих отмстит и мщение обратит на его притеснителей, и умиротворит Свою землю, народ Свой.

воспойте, племена, Его народ. В ту пору (в грядущем) народы восхвалять будут Израиля: «Смотрите, как славен этот народ! Ведь они держались Святого, благословен Он, во всех бедах, постигших их, и не покидали Его! Они познали благо Его и Его величие!»

ибо за кровь рабов Своих отмстит. За пролитие их крови, в прямом смысле. (Это искупление кровью за кровь.)

и мщение обратит на его притеснителей. За грабеж и насилие, как сказано: «Египет пустошью станет и Эдом пустыней безлюдной за насилие над сынами Йеуды» [Йоэль 4:19], и сказано: «...за насилие над братом твоим, Яаковом и т. д.» [Овадия 1:10] [Сифре].

и умиротворит Свою землю. А что является Его землей? Его народ. Когда утешается Его народ, утешается Его земля. И так же сказано: «Благоволил Ты, Г-сподь, к земле Твоей» [Псалмы 85:2]. А как благоволил Ты к земле Твоей? «Возвратил Ты пленников Яакова» (т.е. Твой народ). Иначе истолковано это (начиная со ст. 26) в Сифре, и здесь расходятся во мнениях рабби Йеуда и рабби Нехемия. Рабби Йеуда толкует все как относящееся к Израилю, а рабби Нехемия толкует как относящееся к (другим) народам. Рабби Йеуда толкует применительно к Израилю: (26) Я сказал: Сделаю их недожином, — как я разъяснял, до (27) А не Г-сподь содеял все это. (28) Ибо племя безрассудное они — они утратили Мое Учение, которое им верный совет. И нет у них разумения, чтобы постигать. (30) Как мог преследовать один из народов тысячу из них, если бы их Оплот не отдал их. (31) Ведь не то, что наш Оплот, их оплот, — все, как я разъяснял до конца. А рабби Нехемия толкует это как относящееся к народам: Ибо племя безрассудное они, — как я разъяснял в начале до «а наши враги судьи». (32) Ибо от лозы Сдома их лоза — (лоза) народов и с полей Аморы и т. д. И не обращают они сердца своего, чтобы признать величие за Мною. Их виноград — виноград полынный. Это о чем сказано (выше:) если бы не вражеский гнев, накопившийся против Израиля, чтобы напоить их ядом и горечью. За это грозди горькие им — чтобы им есть их за то, что они делали Моим сынам. (33) Змеиная ярость — их вино — уготовлено, чтобы поить их за то, что делают они (сынам Израиля). (34) Сокрыто у Меня — (сокрыта) та чаша, о которой сказано: «Ибо чаша в руке Г-спода и т. д.» [Псалмы 75:9]. (35) Когда преткнется их нога. Как сказано: «Попирать его будет нога» [Йешаяу 26:6]. (36) Ибо судить будет Г-сподь за Свой народ. Здесь слово «ибо» («ки») имеет значение «потому что»; а «судить» не означает кару, но подобно «будет вести за них спор с их притеснителями». Когда увидит, что крепнет рука (вражеская). (37) И скажет: Где их Б-г? — Враг скажет: Где Б-г Израиля? Подобно тому, как сказал нечестивый Тит, разрывая завесу (Святилища) [Гитин 56б]. Как сказано: «И увидит враждебная мне, и стыдом покроется говорившая мне: Где Г-сподь, Б-г твой?» [Миха 7:10]. (39) Узрите теперь, что Я и т. д. Тогда Святой, благословен Он, обнаружит Свою силу спасительную и скажет (народам:) Узрите теперь, что Я, Я это — от Меня пришло к вам зло, и от Меня придет к вам добро. И никто от руки Моей не спасет — (никто) не спасет вас от беды, которую наведу на вас. (40) Ибо Я поднимаю к небесам руку Мою. То же, что «ибо Я поднял» — всегда Я даю пребывать Шхине Моей в небесах, согласно Таргуму. Даже если слабый вверху, а сильный внизу, находящийся вверху наводит страх на того, кто внизу, и тем более, когда сильный вверху, а слабый внизу. Слово «йад» (означает:) место Шхины Моей, подобно «каждый на месте своем» [Бамидбар 2:17]. Во власти Моей было покарать вас (немедленно), но Я сказал, что жив Я вовеки, (поэтому) Я не тороплюсь покарать, ибо имею время для этого: Я жив вовеки, и в поколениях позднейших Я покараю их, и в Моей власти взыскать как с мертвых, так и с живых. Царь земной (из плоти и крови), который умереть может (в любой момент), торопится воздать мщение при жизни своей, (боясь) как бы не умер он или его вpaг, и окажется, что не получит тот возмездия от него. Но Я жив вовеки, а если умрут они (враги) и Я не взыщу с них при их жизни, то взыщу после их смерти. (41) Когда изострю (до) блеска Мой меч. Нередко слово «ибо» не имеет значения условности. «Когда изострю (до) блеска Мой меч и возьмется за суд рука Моя», — все как я разъяснял выше.

И умиротворит Свою землю, народ Свой. И умиротворит Он землю Свою и Свой народ за беды, постигшие их и причиненные им врагом. Слово « умиротворит» означает удовлетворение и умиротворение, подобно «утишу его гнев» [Берейшит 32:21].

Теилим (псалмы Давида)

Время чтения Теилим — сразу после утренней молитвы и до захода солнца. Если вы по какой-то причине не успели прочитать в это время, то можно восполнить чтение в тот же день после полуночи.

В дни, когда не говорят «Таханун», после молитвы произносят 20-ю главу:

Псалом №20 (כ)

(1) Руководителю [музыкантов]. Песнь Давида. (2) Да ответит тебе Б-г в день бедствия, да укрепит тебя имя Всесильного [Б-га] Яакова. (3) Да пошлет Он тебе помощь из святилища и с Сиона да поддержит тебя. (4) Вспомнит Он все приношения твои, всесожжение твое обратит в пепел вовек. (5) Он даст тебе по [желанию] сердца твоего, весь твой замысел исполнит. (6) Мы будем ликовать о спасении Твоем, именем Всесильного нашего поднимем наши знамена. Да исполнит Б-г все прошения твои. (7) Ныне познал я, что Б-г спас помазанника Своего. Он отвечает ему с небес святых Своих могуществом спасающей десницы Своей. (8) Одни на колесницы [свои] полагаются, другие — на коней, мы же имя Б-га, Всесильного нашего, упоминаем. (9) Они склонились и упали, мы же встали и поднялись (10) Б-г, спаси! Владыка, да ответит нам в тот день, когда мы будем взывать.

Каждый день принято читать главу, порядковый номер которой соответствует возрасту Любавичского Ребе Короля Мошиаха:

Псалом №121.

(1) Песнь восхождения. Возвожу глаза мои к горам, откуда придет помощь мне? (2) Помощь моя от Б-га, сотворившего небеса и землю. (3) Не даст Он пошатнуться ноге твоей, не дремлет хранящий тебя. (4) Вот, не дремлет и не спит страж Израиля! (5) Б-г — страж твой, Б-г — сень твоя с правой руки твоей. (6) Днем не поразит тебя солнце, а луна — ночью. (7) Б-г сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою. (8) Б-г будет охранять выход твой и вход твой отныне и вовек.

Чтение Псалмов на сегодня:

Псалом №66.

(1) Руководителю [музыкантов], песнь. Трубите Всесильному, все [жители] земли. (2) Пойте славу имени Его, воздайте славу, хвалу Ему. (3) Скажите Всесильному: «Как дивны творения Твои!» Из-за великого могущества Твоего враги Твои льстить Тебе будут. (4) Все [жители] земли поклонятся Тебе и будут петь Тебе, имя Твое воспевать будут вовек! (5) Пойдите и взгляните на творения Всесильного, грозного в делах над сынами человеческими. (6) Море Он в сушу превратил, через реку переходили стопами, там мы радовались в Нем. (7) Могуществом Своим владычествует Он вечно. Глаза Его взирают на народы, не поднимутся мятежники вовек. (8) Благословите, народы, Всесильного нашего, дайте услышать голос славы Его. (9) Он, Который дал душе нашей жизнь, не дал ноге нашей споткнуться. (10) Ты испытал нас, Всесильный, Ты переплавил нас, как переплавляют серебро. (11) Ты привел нас в крепость, положил оковы на чресла наши, (12) поставил над нами человека [– царя-идолопоклонника]. Мы прошли сквозь огонь и воду, но Ты вывел нас на свободу. (13) Войду в Твой Дом со всесожжениями, воздам Тебе обеты мои, (14) которые произнесли уста мои и язык мой изрек во время скорби моей. (15) Всесожжения тучные вознесу Тебе с воскурением [тука] баранов, разделаю быков и козлов, вовек. (16) Идите, слушайте, и я расскажу [вам], все боящиеся Всесильного, что сотворил Он для души моей. (17) Я взывал к Нему устами моими, превознесение Его было на языке у меня. (18) Если и увижу я беззаконие в сердце моем, то не услышит его Г-сподь. (19) Однако же услышал Всесильный, внял Он голосу молитвы моей. (20) Благословен Всесильный, Который не отверг молитвы моей, [не отвратил от меня] милосердия Своего.

Псалом №67.

(1) Руководителю на негинот — песнь. (2) Всесильный да будет милостив к нам и благословит нас, осветит нас ликом Своим вовек. (3) Дабы узнали на земле путь Твой, во всех народах — спасение Твое. (4) Тебя благодарить будут народы, Всесильный, благодарить будут Тебя все народы. (5) Веселиться и воспевать будут народы, когда Ты судить будешь племена справедливо, [когда] поведешь народы по земле — вовек. (6) Тебя благодарить будут народы, Всесильный, благодарить будут Тебя народы все. (7) Земля дала урожай свой — благословит нас Всесильный, Всесильный [Б-г] наш. (8) Благословит нас Всесильный, дабы боялись Его во всех краях земли.

Псалом №68.

(1) Руководителю [музыкантов], Давида песнь. (2) Да восстанет Всесильный, и рассеются противники Его, разбегутся ненавистники Его пред Ним. (3) Как дым рассеивается [от ветра, так] Ты рассеешь их. Как воск тает от огня, так злодеи пропадут пред Всесильным. (4) А праведники будут веселиться, будут ликовать пред Всесильным, торжествовать будут с радостью. (5) Пойте Всесильному, воспевайте имя Его, превозносите сидящего на небесах; имя Ему — Б-г, ликуйте пред Ним. (6) Отец сирот и судья вдов — Всесильный в святой обители Своей. (7) Всесильный, одиноких вводящий в дом, освобождающий узников в благодатное время, только непокорных оставил Он в засухе. (8) Всесильный, когда Ты выходил перед народом Твоим, когда Ты шествовал пустынею вечною, (9) земля дрожала, даже небеса сочились влагой пред Всесильным, Синай этот — пред Всесильным, Всесильным [Б-гом] Израиля. (10) Дождь благодатный пролил Ты, Всесильный, на наследие Твое изнемогшее, Ты подкреплял их. (11) Народ Твой обитал там; по благости Твоей, Всесильный, Ты готовил все необходимое для бедного. (12) Г-сподь изрекает слово — провозвестниц воинство великое: (13) «Цари воинств побегут, побегут, а сидящая дома разделит добычу. (14) Если даже вы будете лежать между котлами, вы будете, как голубица, крылья которой покрыты серебром, а перья — из чистого золота. (15) Когда Всесильный рассеет царей из этой [земли], она побелеет, как снег на Цальмоне». (16) Гора Всесильного — гора Башан! Гора высокая — гора Башан! (17) Что скачете вы [от зависти], горы высокие? Гора, на которой Всесильный пожелает обитать, там Б-г и будет обитать вовеки. (18) Колесниц Всесильного мириады, тысячи ангелов; в них Г-сподь на Синае, в святилище. (19) Ты взошел на высоту, захватил добычу, принял дары для человека, [чтобы] даже отступники могли обитать с Б-гом Всесильным. (20) Благословен Г-сподь. Каждый день возлагает [Он] на нас бремя, Всесильный — спасение наше вовек. (21) Всесильный для нас — Всесильный спасения, [хотя во власти] Б-га, Г-спода, врата смерти. (22) Но Всесильный сокрушит голову противников Своих, темя волосатое закоснелого в своих беззакониях. (23) Сказал Г-сподь: «Из Башана возвращу, из глубин морских возвращу, (24) так что станет красной нога твоя от крови [врагов], языки псов твоих вражескую [кровь] будут лизать». (25) Видели шествие Твое, Всесильный, шествие Всесильного моего, Владыку моего в святости: (26) впереди шли певцы, за ними — музыканты, посредине — девушки с тимпанами. (27) В собраниях благословите Всесильного Г-спода — вы, происходящие от Израиля! (28) Там Биньямин младший властвует над ними; князья Йеуды, князья Звулуна, князья Нафтали — завидуют им. (29) Всесильный твой предназначил тебе мощь. Утверди, Всесильный, то, что Ты сделал для нас! (30) Ради Храма Твоего в Иерусалиме цари будут приносить Тебе дары. (31) Смири зверей, [прячущихся] в тростнике, стадо волов среди тельцов — народов, которые пресмыкаются за серебро, рассеивают народы, сражений желают. (32) Придут вельможи из Египта, Куш протянет руки свои ко Всесильному. (33) Государства земли! Пойте Всесильному, воспевайте Г-спода вовек! (34) Того, Кто восседает на небесах небес издревле. Вот, Он дает голосу Своему голос могущества. (35) Воздайте [славу] мощи Всесильного! Величие Его — над Израилем, могущество Его — на небесах. (36) Грозен [Ты], Всесильный, через освященных Твоих. Б-г Израиля — Он дает мощь и силы народу. Благословен Всесильный!

Вы можете зарегистрироваться на сайте и выбрать главы для себя и своих близких в разделе Мои даты, который будут автоматически отображаться здесь. Подробнее об этом см. в статье Набор псалмов для ежедневного чтения.

Выбор нескольких глав по номерам — введите соответствующие цифры от 1 до 150 через запятую (например: 1,20,6), через тире для последовательной группы (например: 5-10) или совмещенно (например: 4,27,10-14,7)

«Тания»

Книга «Тания» приобщает к знаниям каббалы и хасидизма — применительно к проблемам нашей повседневной жизни.

12 Тишрея

Еще есть одна причина, по которой следует разделять сумму пожертвований на еженедельные или ежемесячные платежи: отмечено, что усилия человека, направленные на совершение доброго дела, обладают особым чудесным и несравненным свойством облагораживать его собственную душу и положительно влияют на все мироздание, если он поступает так многократно. Чем чаще мы жертвуем деньги, тем более достойны всяческих похвал. Именно поэтому надо отдавать их по частям, хотя общая сумма, отведенная для этого на определенный срок, остается неизменной. В своем комментарии к Мишне Рамбам, анализируя высказывание на эту тему наших мудрецов, трактует его именно так: «Совершенство мироздания и цельность души человека зависят от количества добрых дел».

Рамбам разъяснил свою трактовку и привел аргументы в пользу совершения добрых дел как можно чаще, поскольку всякий раз это облагораживает душу. Кроме того, в Танахе прямо сказано: «Благодаря добрым делам существует жизнь». Смысл этих слов таков: помощь нуждающимся — могучее и действенное средство для привлечения потока высшей формы жизненной энергии из источника, дарующего жизнь всему существующему, — Эйн Соф Всевышнего, благословен Он, – в Страну Жизни — сфиру Малхут или Шхину, откуда мы получаем свою силу. Про нее сказано: «...И ты даешь жизнь всему...» — и называется она «рухнувшей суккой Давида», ибо нисходит до самой земли. Как сказали наши учители: «...Они были уведены в Эдом, и Шхина отправилась в изгнание вместе с ними...».

Когда в низшем, физическом мире человек активно действует для того, чтобы поднять дух униженных, лишенных самого необходимого, он вызывает тем самым активность, направленную на этот мир, в высших сферах — в частности тогда, когда они, проявляя добрую волю, обеспечивают жизненно необходимым обитателей Эрец-Исраэль — материального аналога самой Страны Жизни. Разумный да поймет сказанное.

Тот, кто сможет постичь суть этого великого и чудесного процесса, убедится, насколько верно сказанное нашими мудрецами: «Совершенство мироздания и цельность души человека зависят от количества добрых дел», — которые подразумевали под этим многократное оказание материальной помощи нуждающимся, что вызывает воссоединение в самых высших сферах бесконечного света Творца с Его Шхиной. Намек на это есть и в словах Рамбама о том, что совершение добрых дел облагораживает душу — ведь из святой книги «Зоар» известно, что Шхина называется «душой Израиля», ибо она — источник жизни нашей и душа нашего народа. В книге Теилим говорится: «...Ибо в прах земной низверглась наша душа...» — и потому сказали наши учители: «Велико значение помощи нуждающимся, поскольку она приближает освобождение Шхины и еврейского народа из изгнания» — все выше и выше поднимая ее над прахом земным, пока не придет Мошиах — ее и наш избавитель.

«Йом йом» (хасидский календарь «День за днем»)

Книга «а-Йом йом», которую составил Ребе Король Мошиах по указанию предыдущего Ребе, включает в себя хасидское изречение для каждого дня.

Сегодня 12 Тишрея

Мы уверены согласно заключенному завету, что любая широкомасштабная деятельность [в пропаганде еврейского образования, распространения Торы, и т.д.] и работа по изысканию мудрости и убеждения сил разума никогда не проходит впустую.

«Книга заповедей» РАМБАМа

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы.

Урок 142

80-я заповедь «делай» — повеление выкупать своего первого сына и выкуп давать коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Первенцев из своих сыновей отдавай Мне» (Шмот 22:28).

И вот как это осуществляется: поскольку наш первенец как бы принадлежит коэну, мы выкупаем сына у него за 5 «села» (серебряных шекелей). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И говорил Всевышний Аарону: „Вот Я поручаю тебе попечение за приношениями Мне, за всем, что посвящают сыны Израиля, — тебе даю Я это в назначенную долю и твоим сыновьям в вечное установление. Вот что принадлежит тебе… каждый открывающий утробу (т.е. первенец) всякой плоти, которого приносят Всевышнему, от людей и от скота, — тебе будет. Но ты должен выкупить первенца из людей и первенца из нечистого скота. А выкуп его — когда исполнится ему месяц, выкупи его по цене пять серебряных шекелей…“» (Бемидбар 18:8-9,15-16). И это заповедь о выкупе первенца.

Женщины не обязаны выполнять эту заповедь; но обязанность выкупить сына лежит на отце, как разъясняется в трактате Кидушин (29а).

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бехорот (46а).

81-я заповедь «делай» — повеление выкупать первенца осла, давая в выкуп именно ягненка, и ничто другое, — и этого ягненка отдать коэну. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «А осленка, открывшего утробу, выкупай ягненком» (Шмот 34:20).

Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Бехорот (гл. 1).

Левиты не обязаны выполнять эту заповедь.

«Мошиах и Освобождение» на каждый день

Уроки из книги, в которой собраны отрывки выступлений о Мошиахе и Освобождении...

Деньги растут прямо на деревьях!

Источник: трактат «Шаббат» 30а

В дни Мошиаха изменится до неузнаваемости процесс роста растений. Всё станет таким образом, как это было задумано Всевышним в 6 дней Творения, что кроме плода с дерева, съедобным станет и само дерево. Да-да! Мы сможем остановиться возле понравившегося дерева, оторвать у него сочную ветвь и скушать на здоровье, произнеся перед этим соответствующее благословение. А съедобные плоды будут не только на яблоне и груше, а даже на ёлке или сосне!

Но будьте осторожны! Если кто-нибудь попытается сорвать плод с дерева в субботу, то дерево тут же закричит человеческим голосом: «Сегодня суббота! Нельзя срывать плод»! Растительность начнёт помогать нам соблюдать заповеди Всевышнего.

Но это ещё не всё! Появятся очень интересные «растения», на которых будет расти… новенькая одежда! Или горячие булки!

Рабан Гамлиэль учит, что «в будущем из земли вырастет одежда и различные лакомства».

А раз так, то зачем тогда нужны будут деньги? Они станут лишними.

7/10/2022 — 12 Тишрея 5783 года

Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter