Сегодня 23 Сивана
В году издания календаря этот день выпал на субботу, когда благословлялось новомесячье Тамуза. Рано утром произносят всю книгу Псамлов. В этот день устраивают хасидское застолье.
Мой достопочтенный дед, Ребе [МААРАШ], дал следующий ответ на вопрос, заданный ему моим достопочтенным отцом, Ребе [РАШАБом], во время аудиенции состоявшейся зимой 5635 года (1874-75):
— Злое начало называется животной душой не потому, что представляет из себя именно животное, поскольку иногда он — лисица, самое смышленое животное, и необходима большая мудрость для того, чтобы понять его ухищрения, а иногда он облачается в одежды праведника, непорочного, скромного, обладателя высоких душевных качеств.
В каждом животная душа соответствует сущности данного человека. Есть начало, которое побуждает в человеке порыв к изучению хасидизма или к добросовестному обдумыванию некой проблемы, поставленной в Торе, на самом же деле это не что иное, как ухищрения животной души, направленные на то, чтобы удержать человека от служения молитвой или что-либо подобное.
— Помните этот принцип и всегда держите его в уме. Любое препятствие на пути к тому, что эффективно или полезно для служения Б-гу, каким бы высоким оно ни было, является всего лишь уловкой животной души.

Процитировав приведенное выше учение, мой уважаемый отец, Ребе [РАШАБ], заключил:
— До тех пор не знал я, что может быть «религиозная» животная душа, что говорить о «хасидской» животной душе!..
Примечания:
Ребе РАШАБ сказал своему сыну: «С того момента, как я покинул присутствие моего уважаемого отца, я начал рассматривать себя и все аспекты божественного служения в ином свете… Раньше я предполагал, что злое начало и животная душа могут склонить человека только к нежелательным вещам. После этой аудиенции… я понял, что главная цель злого начала — запутать [человека] и заблокировать настоящее служение Творцу. Затем я начал очень тщательно изучать себя и свои действия».
Как же тогда мы узнаем, исходит ли предлагаемый образ действий от животной души или от божественной души? Просто: мы спрашиваем себя, что из этого получится. Приведет ли это к увеличению служения или к обратному?
Если нет, то каким бы добродетельным ни звучало это предложение, мы должны распознать в нем то, чем оно является: одной из схем злого начала, чтобы помешать нам служить Б-гу в полную силу.
Однако помимо этого мы можем учиться даже у животной души. Ее цель — помешать нам служить Б-гу, и она постоянно работает для достижения этой цели, используя все возможные средства. Наши позитивные усилия должны соответствовать этому уровню самоотверженности, ища любые и все подходящие средства, чтобы привести их к реализации.
В Псалмах (119:98) сказано: «Заповедь Твоя сделала меня мудрее врагов моих, ибо она вовек со мною». Когда слова «мудрее врагов моих» читаются вне этого контекста, они могут быть поняты — на уровне толкования — как выражение просьбы: «Сделай меня мудрым от моих врагов». То есть: «Сделай меня мудрым в результате того, чему я могу научиться на их тактике».
מברכים ר"ח תמוז. אמירת כל התהלים בהשכמה. יום התוועדות מענה אאזמו"ר [המהר"ש] לאאמו"ר [הרש"ב] ביחידות חורף תרל"ה: היצר הרע נקרא נפש בהמית, לא מפני שהוא בהמה דוקא, כי לפעמים הוא שועל, פקח שבחיות, וצריכים לחכמה מרובה להבין תחבלותיו; ולפעמים הוא מתלבש בלבוש צדיק, תמים, עניו ובעל מידות טובות. בכל אחד ואחד הנפש הבהמית שלו היא לפי מהותו הפרטי. ויש אשר מתעורר חשק גדול ללמוד חסידות או להתבונן היטב באיזה השכלה, ובאמת הנה זהו רק עצת היצר ומתחבולות נה"ב למנוע מאבודת התפילה וכדומה. ונקוט האי כללא [=אחוז כלל זה] בידך וזכור אותו תמיד, כי כל דבר המועיל או מביא לעבודה בפועל, הנה כל מניעה שתהיה לדבר זה - אפילו אם המניעה היא מדבר היותר נעלה - הוא רק מתחבולותיה של נפש הבהמית. וסיים אאמו"ר [הרש"ב] נ"ע: עד אז לא ידעתי שתתכן נפש-בהמי [בלבוש] "דתי", שלא לדבר על [לבוש] "חסידי"...