РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы

Урок 137

141-я заповедь «не делай» — запрещение есть вне Иерусалима «вторую десятину», отделяемую от урожая злаков. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков...» (Дварим 12:17). И тот, кто ест «вторую десятину», не выкупив ее, карается бичеванием — но только в том случае, если он ест «вторую десятину» вне стен Иерусалима уже после того, как вносил ее в стены этого города, как разъяснено в конце трактата Макот (19б). И сказали там мудрецы: «В каком случае съевший вторую десятину карается бичеванием? Если она уже видела Храм (т.е. если он уже вносил вторую десятину в Иерусалим, а затем, покинув город, ел от нее)».

142-я заповедь «не делай» — запрещение пить вне Иерусалима вино, отделенное во «вторую десятину». И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина...» (Дварим 12:17). И тот, кто пил вино «второй десятины», карается бичеванием — но только при соблюдении условия, разъясненного нами в отношении десятины от злаков.

143-я заповедь «не делай» — запрещение есть вне Иерусалима «вторую десятину», отделенную от оливкового масла. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...» (Дварим 12:17). И тот, кто ел оливковое масло, отделенное в качестве «второй десятины», карается бичеванием — но только при соблюдении условия, разъясненного в отношении десятины от злаков.

И пусть не удивляет тебя, что запрет, касающийся десятины от злаков, вина и оливкового масла, мы включили в перечень в качестве трех самостоятельных заповедей. Знай, что тот, кто ел все эти три вида «второй десятины» вместе, карается бичеванием за каждый из них в отдельности, поскольку запрет, приведенный в этом стихе, не является «обобщающим запретом», за нарушение которого не карают более одного раза, но это несколько отдельных запретов.

И ясно сказано в трактате Критот (4б): «Тот, кто ел десятину от злаков, вина и оливкового масла, карается бичеванием за нарушение каждого запрета в отдельности. Но разве за нарушение «обобщающего запрета» карают бичеванием (более одного раза)? В данном случае существует дополнительный стих (из которого мы учим, что наказание следует за нарушение каждого из этих запретов в отдельности), ведь написано: «Отделяй десятину от всех плодов твоего урожая... И ешь перед Всевышним, твоим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...» (Дварим 14:22-23). И зачем, уже сказав «...от всех плодов твоего урожая», Тора снова перечисляет каждый вид по отдельности? Чтобы научить нас, что с каждым из этих видов связан отдельный запрет».

И в трактате Макот (18а) объясняется: «Поскольку написано: „И ешь перед Всевышним, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет... десятину твоих злаков, твоего вина и твоего масла...“, Тора могла бы просто добавить: „... но нельзя тебе есть это во вратах твоих“. Зачем же Тора перечисляет все еще раз — „Нельзя тебе есть во вратах твоих десятины от твоих злаков и твоего вина, и твоего масла...“? Чтобы подчеркнуть, что в отношении каждого вида существует самостоятельный запрет».

Итак, ясно, что все, о чем упоминает этот стих, — самостоятельные запреты.

Выбор урока по «Книге заповедей» по дате:

Весь ХИТАСПятикнижиеПсалмы«Тания»
Сегодня — день«Книга заповедей»Мошиах для детей