СБП. Дни Мошиаха! 19 Ияра 5784 г., второй день недели Бехукотай | 2024-05-27 06:48

РАМБАМ, «Книга заповедей»

В «Книге заповедей» перечисляются и кратко объясняются все 613 заповедей Торы

27/5/2024 — 19 Ияра 5784 года

Урок 62

153-я заповедь «делай» — повеление, которым Он заповедал нам освящать начало нового месяца и определять продолжительность месяцев и лет. И это заповедь «кидуш а-ходеш» (освящение месяца). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Этот месяц вам — начало месяцев» (Шмот 12:2). И объясняя это, мудрецы говорят (Рош а-Шана 22а): «„Этот месяц вам...“ — вам передано определение начала месяца».

Однако это заповедь не передана для исполнения каждому индивиду.

Наступление Шабата, свидетельствующего о шести днях Сотворения, может определить каждый человек, самостоятельно отсчитывая шесть дней и отдыхая на седьмой. Может быть, подобно этому, каждый увидевший новый месяц сам установит себе «рош ходеш» (день новомесячья) или каждый сам будет вести расчет месяцев, определяя их начало, а когда заметит, что весна задерживается (или увидит какое-то другое явление, влияющее на расчет), то сам прибавит к году дополнительный месяц? Но эта заповедь выполняется только Большим Санедрином и только в Земле Израиля. И поскольку у нас нет Санедрина, мы не можем принимать свидетелей, увидевших новый месяц, подобно тому, как мы не можем совершать жертвоприношения в отсутствие Храма.

И в отношении этого заблуждались еретики, называемые здесь, на востоке, караимами. Да и не все, следующие за мудрецами, ясно сознают этот принцип; и они воспринимают эту заповедь на ощупь, во мраке и темноте.

Знай, что установить календарь, которым мы сегодня пользуемся, определяя начало месяцев и дни праздников, можно было только в Земле Израиля.

Лишь в крайнем случае, когда мудрецы были изгнаны из Земли Израиля, разрешалось суду, рукоположенному в Земле Израиля, устанавливать високосные года и определять начало месяцев, находясь вне Израиля, как это делал, согласно разъяснению Талмуда (Брахот 63а), рабби Акива. Но с этим связаны большие проблемы, и известно, что почти всегда Большой Санедрин находился в Земле Израиля, и мудрецы Санедрина собирались вместе и, следуя принятым у них способам расчета, определяли начало месяцев и устанавливали високосные годы.

И в этом заключен один из величайших принципов нашей религии, который понимают и осознают только наиболее глубокие исследователи. Когда мы сегодня, вне Земли Израиля, согласно имеющемуся у нас календарю, выделяем определенный день и говорим, что этот день рош ходеш или праздник, мы ни в коем случае не устанавливаем праздник согласно нашим подсчетам. Но этот день будет рош ходешем или праздником только потому, что так некогда постановил Большой Санедрин в Земле Израиля. И только потому, что мудрецы Санедрина провозгласили определенный день в будущем рош ходешем или праздником, он становится рош ходешем или праздником независимо от того, установили ли они это при помощи расчетов или же принимая показания свидетелей, увидевших новый месяц.

И так передано нам по традиции (Рош а-Шана 25а): «„Праздники Всевышнего, которые вы должны называть священными днями“ (Ваикра 23:2) — нет других праздников, кроме этих». Другими словами, праздники — это только те дни, которые мудрецы Санедрина провозгласили праздниками (т.е. они «назвали» эти дни «священными днями»), — даже если мудрецы ошиблись, даже если они действовали под принуждением, даже если они заблуждались, как рассказывается в предании.

И сегодня мы ведем подсчеты по календарю, только чтобы определить, какой день установили для праздника жители Земли Израиля, поскольку они устанавливают день тоже по этому календарю, а не по показаниям свидетелей. Но мы полагаемся на день, установленный в Земле Израиля, а не на свой подсчет; и мы ведем свой подсчет только чтобы узнать те дни, которые уже были определены. И это необходимо хорошенько понять.

И еще разъясним: если представить, например, что все евреи покинут Землю Израиля (да не совершит Б-г такого, ведь Он обещал, что не уничтожит полностью и не лишит корней остаток Своего народа), и не будет там суда мудрецов, и не будет за границей суда, рукоположенного в Земле Израиля, — в таком случае наши подсчеты совершенно нам не помогут, ведь мы можем устанавливать вне Земли Израиля високосные годы и определять начало месяцев только при упомянутых условиях, как мы разъяснили — ибо «из Сиона выходит Тора, и слово Всевышнего — из Иерусалима» (Йешая 2:3).

И если тот, кто в полной мере знаком с высказываниями Талмуда на эту тему, вдумается в них, ему станет понятно, что дело обстоит, вне всякого сомнения, в точности, как мы разъяснили.

И в самих словах Торы есть намеки, указывающие на порядок, согласно которому мы устанавливаем високосные года и новомесячья. К таким указаниям относится Его речение (Шмот 13:10): «И соблюдай этот устав (речь идет о празднике Песах) в установленный для него срок из дней в дни». И объясняют мудрецы (Мехильта дэ рабби Шимон бар Йохай): «Сказано так, чтобы научить, что в високосный год дополнительный месяц добавляется перед Песахом (поскольку Тора повелевает, чтобы Песах всегда приходился на „установленный для него срок“ — дни весны, то, если весна запаздывала, добавляли перед Нисаном — месяцем Песаха — дополнительный месяц Адар, и год становился високосным)». И говорят мудрецы (там же): «Откуда известно, что решение добавить месяц принимается только днем и что день новомесячья освящается только днем? Из того, что Тора сказала: „Из дней в дни“».

И сказал Он, да будет Он превознесен: «Из месяцев года» (Шмот 12:2). И толковали мудрецы (Мегила 5а): «Месяцы учитываются при подсчете года, а дни не учитываются», т.е. добавляется только целый месяц (но не отдельные дни).

И сказал Он: «Месяц дней» (Бамидбар 11:21). Толковали мудрецы (там же): «Дни учитываются при подсчете месяца, а часы не учитываются».

И сказал Он: «Соблюдай месяц весны (Нисан) и совершай Песах...» — следовательно, мы обязаны, чтобы в нынешнем году месяцы совпадали с определенными сезонами, как при солнечном календаре.

Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, полностью разъяснены в первой главе трактата Санедрин (10б-13б), в трактате Рош а-Шана (7а,8б,18-26а,30б,31б) и также в трактате Брахот (30б,63а).

Выбор урока по «Книге заповедей» по дате:

Весь ХИТАС Пятикнижие Псалмы «Тания» Сегодня — день Мошиах для детей «Книга заповедей» РАМБАМ, 1 гл. РАМБАМ, 3 гл.
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter