СБП. Дни Мошиаха! 30 Нисана 5785 г., второй день недели ТазриаМецора | 2025-04-28 11:13

Почитание родителей для ноахида

Почитание родителей — это важный этический принцип, который следует соблюдать. Оптимальные способы его соблюдения можно найти в рекомендациях Торы.

05.03.2025 0 317 мин.

Почитание родителей не входит в 7 заповедей Бней-Ноах, однако это, безусловно, считается похвальным поступком. Народам мира было указано в определенной степени почитать своих родителей, но не в полной мере, как это делал еврейский народ после дарования Торы, когда почитание родителей стало независимой заповедью (см. «Ликутей Сихот» том 5 стр. 160). Точно так же они должны слушать наставления родителей, хотя не обязаны кормить и одевать их.

Ребе Король Мошиах также пишет («Ликутей Сихот» том 36, стр. 96), что в заповеди почитания родителей есть два аспекта: один интеллектуально-нравственный, который существует между человеком и его ближним, и второй, который существует между человеком и Б-гом, поскольку через почитание родителей человек почитает Б-га. Ребе объясняет, что только первый аспект имеет отношение к неевреям.

Мы находим множество примеров того, как неевреи были вознаграждены за почитание родителей:

1. Есть известная история в Талмуде («Кидушин» 31а) о нееврее из Ашкелона по имени Дама бен Нетина, который не разбудил своего отца, хотя у него был шанс заключить очень прибыльную сделку. Ключ к шкатулке с драгоценным камнем находился под подушкой его спящего отца. Дама был вознагражден тем, что в его стаде родилась красная корова, которая была чрезвычайно ценной. Когда мудрецы обратились к нему по поводу продажи коровы, он ответил, что, хотя он мог бы попросить любые деньги в мире, он просит только ту сумму, которую он потерял из-за того, что не продал драгоценный камень.

2. Тора рассказывает, что после потопа Ноах опьянел и обнажился. Его сын Хам сообщил об этом своим братьям, Шему и Йефету, которые взяли одежду и покрыли наготу отца (см. «Берейшит» 9:21-24). РАШИ пишет, что именно Шем проявил инициативу в этой заповеди, и поэтому его потомки были вознаграждены.

3. Еще одним примером является Эсав. Раббан Шимон бен Гамлиэль утверждает («Дварим раба» 1:14), что он думал, что исполняет заповедь почитания родителей лучше всех, но позже обнаружил, что Эсав делал это еще лучше.

Хотя Ноаху, Шему и Эсаву, возможно, и не было заповедано почитать своих родителей, это, безусловно, считается похвальным поступком. Поэтому каждый из них был вознагражден за это.

Однако есть мнение (гаон рабби Шмуэль бен Хофни), что почитание родителей является заповедью, возложенной на все человечество. Он указывает в своем комментарии («Берейшит» 9:22), что Хам был проклят за невыполнение этой заповеди, и это доказывает, что это действительно обязанность, а не просто похвальное действие.

МАЛЬБИМ также комментирует («Дварим» 27:16), что, несмотря на то, что мы не находим явного указания о том, что ноахиды обязаны исполнять заповедь почитания родителей, это можно выучить из запрета богохульства. Поскольку уважение к родителям сродни уважению к Б-гу («Кидушин» 32а), отсюда следует, что все люди обязаны почитать своих родителей. Это доказывает, что никому не позволено проклинать или даже проявлять неуважение к родителям.

«Шулхан Арух» (раздел «Йорэ Деа» 241:6) постановил, что прозелиту не разрешается стыдить или проклинать своих родителей, чтобы не сказали, что гиюр приводит к снижению морального поведения. Ребе пишет («Ликутей Сихот» том 5, стр. 154 сноска 38), что отсюда мы узнаем, что он обязан не позорить своего отца, а не то, что он также должен уважать его.

Многие комментаторы (р. Акива Эйгер и др.) задают вопрос: если от ноахидов не требуется выполнять заповедь почитания родителей, почему должно происходить снижение уровня надлежащего поведения после гиюра? Рабби Акива Эйгер предполагает, что их манера поведения до гиюра заключалась в уважении к своим родителям. Если после гиюра они перестанут делать то, что было принято, это будет представлять проблему.

Величайший дар, который может получить человек в этом мире, — это любящий родитель, поскольку это облегчает развитие личных духовных отношений. Так же, как основная склонность нашей души — любить Б-га, почитание родителей является основным выражением того, чтобы быть по-настоящему человеком.

Подводя итог, можно сказать, что нет специальной заповеди для ноахида почитать родителей, но это, безусловно, похвальный поступок, который также является выражением благодарности или уплата долга, что является универсальной ценностью.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter