СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 14:54

Первый день ГКЧП в Нижнем Новгороде

Август 1991 года. Первый день ГКЧП. А мы — ученики йешивы «Томхей-Тмимим» в Москве — с мицвотанком в Нижнем Новгороде. Ездили с музыкой — гаишники на нас косились, но не останавливали.

Нохум Тамирин Фото: Борух Шапиро 03.01.2021 829 мин.

Август 1991 года. Первый день ГКЧП. А мы — ученики йешивы «Томхей-Тмимим» в Москве — с мицвотанком в Нижнем Новгороде. На фото справа налево: Борух Шапиро, Нохум Тамирин, председатель общины Липа Грузман, местный житель, Саша Мильштейн.

С самого утра ГКЧП — поставили мицвотанк вплотную к пешеходной зоне (на примыкающую улицу), включили музыку и стали искать евреев — приглашать в мицвотанк надеть тфиллин, взять литературу и пр. Прохожие неевреи услышав веселую музыку подходили к нам, выясняли кто мы и откуда и спрашивали, точно ли мы знаем, что все будет хорошо? Мы уверенно отвечали — конечно, наверняка все будет хорошо! Люди почему-то нам верили и уходили успокоенные. Потом пришла съемочная группа Горьковского телевидения и сняла репортаж о нас — наш посыл о том, что волноваться не надо, все будет хорошо — ушел в телеэкраны.

Был интересный момент — гаишники выгнали нас с пешеходной улицы в центре города — мы попросили Липу устроить нам разрешение от мэра города на въезд и стоянку мицвотанка там. Наутро Липа пошел к мэру — это было утро начала путча — мэр сказал Липе, что я бы разрешил наверное, ну тут такое творится, сам понимаешь, не знаю, что завтра будет — не могу дать тебе разрешение. После путча стали искать повсюду тех, кто путч поддержал. Недруги мэра предложили Липе сообщить «куда следует» об отказе мэра пустить нас на пешеходную зону. Со слов Липы, этого отказа было бы достаточно, чтобы снять мэра с его должности. Липа отказался; и предложение и Липин отказ стали известны мэру. Со слов Липы, после этой истории двери мэра всегда были открыты для Липы и мэр стал поддерживать общину во всем.

Потом мы поехали через Чебоксары в Казань оттуда вниз по Волге — Ульяновск, Самара, Саратов и пр. Ездили с музыкой — гаишники на нас косились, но не останавливали. Наверное думали что еврейский автобус с музыкой это провокация, но не знали «чьи» (от власти или от путчистов) мы и не знали кто выйдет в «финал», на всякий случай не трогали нас.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter