СБП. Дни Мошиаха! 11 Нисана 5784 г., шестой день недели Мецора | 2024-04-19 15:37

«Бат Коль» — Глас Божий

В трудах первых каббалистов упоминается, что умение воспринимать послания «Бат Коль» — один из начальных этапов на пути пророка.

02.11.2008 6748 мин.

Во многих историях о праведниках упоминается некий (некая?) «Бат Коль», то указывающий Свыше правильное решение, то озвучивающий некие глобальные сообщения праведникам. Как правило, упоминание не сопровождается пояснением что же это такое «Бат Коль» — лишь сами изречения Свыше.

В трудах первых каббалистов упоминается, что умение воспринимать послания «Бат Коль» — один из начальных этапов на пути пророка. Послание «Бат-Коль» — «мини-пророчество».

Посмотрим, что сказано об этом явлении в святых книгах...

Поясняют мудрецы: «Бат Коль» называется так, ибо является дочерним («бат») отголоском («коль»). То есть, послания Свыше, сообщаемые посредством «Бат Коль», не звучат прямым текстом, а из одного — слышится другое. (Тосафот тр. «Санедрин» 11а, «Шмот раба» 28-29, «Шир а-Ширим раба»).

Также причиной названия этого явления стало то, что послания «Бат Коль» — это мини-пророчество. «Бат» (дочь) по сравнению с «Коль» (настоящим пророчеством).

Некоторые поясняют что слово «Бат» — следует понимать от корня «Удар» (тоже «бат» на Святом Языке), в том смысле, что Послания «Бат Коль» проистекают в гармоничном ритме. («Хамра ве-Хаей» трактат «Санедрин» 11а). В таком аспекте «Бат Коль» употребляется уже в мужском роде.

Когда рабби Йосефа Пинто спросили почему «Бат» (дочь) а не «Бен» (сын) — он ответил, что не слышал причины, но такова традиция. При этом, он упомянул, что встречал употребление понятия «Бат Коль» и в мужском и в женском роде (ШУТ РИФа в начале).

В Каббале, различие мужского и женского рода «Бат Коль» поясняется свойствами активности. Активность мужского рода: сообщение непроизвольно навязывается слушателю. Активность женственная (пассивное послание): сообщение слышат лишь тот, кто намеренно прислушался.

Сообщения «Бат Коль» — всегда слышатся человеку на его родном (понятном ему) языке (РАШИ трактат «Сота» 33а, трактат «Эрувин» 54б, РАШИ трактат «Таанит» 21б).

Одна из разновидностей «Бат Коль» — отчетливо услышанная фраза (например с улицы), сказанная (выкрикнутая) будто человеком, однако самого человека не видно (РАШИ на Мишну в «Йевамот» 122а).

Мудрецы разрешают прикладное использование «Бат Коль» (трактат «Мегила» 32а, Талмуд Йерушалми трактат «Шабат» 6:9): «Если в сердце своем человек решил приступить к какому-то делу и услышал голос: „Делай!” или „Не делай!” — пусть следует совету». «И такое поведение не попадает под запрет „нихуш” — гадать» (РАШИ и Тосафот трактат «Мегила» 32).

Как иллюстрацию можно привести такую историю из Талмуда:

Рабби Йоханан и рабби Шимон Бен Лакиш возжелали отправиться к Шмуэлю в Вавилон. Сказали себе: «Послушаем совета „Бат Коль”». Когда они проходили мимо дома учения, они услышали из окон голос учеников, учивших книгу пророка Шмуэля (Шмуэль 1 28:3): «И умер Шмуэль…» Мудрецы приняли это за знак и отменили поездку в Вавилон. Позже выяснилось, что им не просто послышалось (Талмуд Йерушалми трактат Шабат 6:9).

Однако, во всем, что касается еврейского закона — не полагаются на Бат Коль! Привилегия постановления закона отдана мудрецам, волей Самого Творца, спустившего Тору с Небес на Землю.

Комментарии: 1 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter