24 Ияра 5782 года, четвертый день недели, гл. Бехукотай | 2022-05-24 20:17

Почему страдают хорошие люди?

Наш же мир уникален тем, что он предполагает наличие свободы выбора и отсутствие явной справедливости. Как только справедливость будет явной — улетучится свобода выбора.

612 (3)
Эксклюзив для сайта:
Почему страдают хорошие люди?
Почему страдают хорошие люди?

Начнем с того, что… страдают все. Богатые тоже плачут, здоровые и сильные могут всего лишиться в одно мгновение, а нравственные могут пасть жертвой безнравственных. Авель и Каин стали первым примером того, как переплетаются коварство и любовь… Могила Авеля существует, и на нее приходят молиться, в то время как на могилу Каина, даже если бы и знали, где она, никто бы ходить не стал.

Могила Шета, в которого переселилась душа Авеля
Могила Шета, в которого переселилась душа Авеля

Справедливость автоматически присутствует в тех мирах, где свобода выбора априори отсутствует. Миров — бесчисленное множество. Наш же мир уникален тем, что он предполагает наличие свободы выбора и отсутствие явной справедливости. Как только справедливость будет явной — улетучится свобода выбора.

От совершения действия до наказания могут пройти десятки, сотни лет, а кроме того, наказание не обязательно может настичь преступившего закон так, чтобы это совершилось в рамках данного мира. Его могут поручить власти ответственных за эту работу лиц, демонов, и они свое дело знают!

Хорошие люди страдают потому, что:

1. Возможно, раньше они не были хорошими, а воздаяние происходит именно тогда, когда они уже очень продвинулись в своем развитии.

2. Может быть, что человек сам подписал определенное соглашение перед тем, как спуститься в этот мир, и там была указана мера бедствий, и он согласился, желая выполнить задуманное Б-гом.

3. «Больше страданий! Больше страданий!» — воскликнул однажды праведный страдалец, которому в коматозном видении показали, какие небесные блаженства его ожидают за то, что он терпит муки. Его крики потрясли его домочадцев и посетителей, которые пришли его проведать. Бывает и такое: увидев, какова мера воздаяния за перенесенные страдания, человек, еще не полностью проснувшийся, в полудреме может восклицать — еще, еще мучений! Это реальная история…

4. С другой стороны, есть талмудическая поговорка, вошедшая в фольклор: «Не надо мне ни страданий, ни награды за муки», или, как вариант: «Ни меда твоего, ни укуса!»

5. Басни Крылова и Лафонтена взяты, как известно, из еврейских талмудических рассказов. Так вот, знаменитая лисица-страдалица — это архетип. Лиса пробирается в виноградник через ограду. Поскольку она голодная, тощая, худая, то пролезает она легко. Но, наевшись и попортив вдоволь виноградник, она не знает, как ей выйти из него. Ограда теперь уже очень узка! Ей приходится страдать и голодать три дня, чтобы обрести свободу. Таков еврейский взгляд на вещи: ты хочешь виноград (этот мир и его блага)? Пролезай через ограждение (облекайся в ограничения этого мира, в физическое тело). Наелся? Пора и честь знать. Выйти на свободу можно, только исхудав, отрекшись, поголодав.

6. «Человек приходит в этот мир со сжатыми кулачками, а уходит — бессильно ослабив хватку, раскрыв ладони». «Уходя из мира, человек обнаруживает, что и половины своих желаний не реализовал!»

7. Алтер Ребе однажды выслушал своих товарищей, прочих учеников Магида, каждый из которых рассказал о том, как он преобразовал бы мир, сделал бы его лучше и справедливее. Алтер Ребе, молодой, несмотря на прозвище, человек, углубился в эту тему, затем вышел из состояния созерцания, и произнес: «А я бы ничего в Б-жьем мире менять не стал». Неужели, спрашивается, Алтер Ребе не желал бы помочь хорошим людям, которые так страдают? А ведь известно, что даже в Йом-Кипур он принес одной роженице дрова и разогрел суп… Пожертвовал своей молитвой ради ближнего, который попал в беду. И тем не менее…

8. Мудрец по имени Ахер «сломался» как раз на том, что в его время несколько хороших людей на его глазах испытывали мучения. Помните о 10 казненных Адрианом (рабби Акива и еще 9 избранных)? Помните о человеке, который забрался на дерево, чтобы выполнить как раз ту заповедь, за соблюдение которой обещана долгая жизнь, упал вниз и разбился? Также и эту сцену наблюдал Ахер! И он полностью отошел от соблюдения Торы. У человека «перемкнуло» сознание. Это было уже слишком для него.

9. Писатель Эли Визель, психолог Виктор Френкель — пережившие Холокост герои, гиганты духа. Примо Леви — великий учитель поколений. Все трое прошли страшные вещи. Каждый по-своему потом решил для себя, как ему к этому относиться, что-то выработал для себя в качестве руководства. Но мне ближе всего слова режиссера Милоша Формана, чью мать увели на смерть фашисты… «Мне так тяжело вспоминать об этом, как проводить рукой по неровному ржавому краю открытой консервной банки, и я стараюсь просто не думать об этом», — признался режиссер. Слова тут не работают. Иногда лучше молчать…

10. Позиция Любавичского Ребе Короля Мошиаха близка к трепетному молчанию Милоша Формана. Ребе потерял брата в те военные годы, его жена оплакивала сожженную в Треблинке сестру. Ребе начал ободрять потерянное поколение искалеченных, униженных, утративших всякую надежду евреев, став их наставником в 1951 году. Но он ни разу не сказал, что «им досталось по заслугам, потому что они плохо себя вели и хотели ассимилироваться», как сказали некоторые раввины впоследствии. Ребе не оправдывается, но и не возражает: «Разве я вам вместо Б-га»?… Его взгляд таков: Да, сейчас мы не знаем, почему хорошим людям было причинено столько ужасающего зла. Но придет время, когда мы настолько сольемся с Б-гом, что скажем Ему: «Спасибо, что Ты нанес мне эти удары».

Опубликовано: 04.01.2022 Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter