СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 4 Кислева 5783 года, второй день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-11-28 15:54

Рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер

Поначалу реб Залман утверждал, что он боится такой большой ответственности быть раввином, но Ребе РАШАБ ответил: «А кто тогда может быть раввином? Такой человек, который не боится?»

5167 (2)
Рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер
Рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер

Мой дедушка по матери рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер родился 20 Мар-Хешвана 5652 года (9.11.1891) в местечке Бобер (или Бобр) в Белоруссии. Еще перед бар-мицвой он поступил в йешиву «Томхей Тмимим» в Любавичи, где проучился более 10 лет. Во время учебы и после нее получил известность как «реб Залман Бобер», по названию места своего рождения.

Реб Залман был очень близок к Ребе РАШАБу. Вспоминает р. Мотл Козлинер, как реб Залман должен был призываться в армию и перед этим он пошел к Ребе РАШАБу за советом и благословением на «йехидут». Ребе посоветовал ему постараться получить освобождение от армии по причине плохого зрения. После этого Ребе сказал ему подойти поближе и пристально посмотрел на него какое-то время. Реб Залман затрясся от переизбытка чувств. Ребе сказал ему так: «Чего ты боишься, ведь ты мой одногодка». Имелось в виду, что у обоих был день рождения 20 Мар-Хешвана.

А кто тогда может быть раввином?

В 5677 (1916) году реб Залман получил раввинскую степень от раввина Любавичей, рава Давида Якобсона и поехал работать посланником Ребе РАШАБа по его же указанию в Грузию. Рассказывают, что поначалу реб Залман утверждал, что он боится такой большой ответственности быть раввином, но Ребе ответил: «А кто тогда может быть раввином? Такой человек, который не боится?»

В 5678 году реб Залман был меламедом и раввином в городке Гжатск (Смоленская область), а когда открылся дом учения для раввинов в городе Невель, был послан туда работать машгиахом.

После кончины Ребе РАШАБа реб Залман был раввином в нескольких местах России: Гори (город в восточной Грузии), Дрибин (городской поселок в Белоруссии), Климовичи (Могилевская область), Можайск (город на западе Московской области) — все это происходило по указанию Ребе РАЯЦ. В этих городах находились бедные еврейские общины, у которых даже не было возможностей содержать раввина и его семью. Дошло до того, что семья была вынуждена жить в другом городе и тогда реб Залман написал Ребе РАЯЦ и попросил его разрешения переехать и жить вместе с семьей, но Ребе не разрешил ему оставить город…

Арест и обвинение

4 Тишрея 5698 года (9.10.1937) реб Залман был арестован вместе с семью евреями, которые молились в доме р. Цейтлина. Обвинение было суровым: создание подпольной синагоги, ведение разговоров против советской власти, о переезде в Израиль, о запрете посылать детей в школы по субботам и праздникам…

После развала СССР было раскрыто дело реб Залмана, в котором описываются изматывающие допросы, продолжающиеся всю ночь, и твердая позиция реб Залмана, который рассказывал следователям лишь то, что им было уже известно. Следователи захотели доказать, что обвиняемые получают денежную помощь из-за границы — от Ребе РАЯЦ, который тогда находился в Риге. Для этого они заставили реб Залмана написать письмо Ребе, рассказать о тяжелом финансовом положении и попросить прислать денег. Ребе Залман выполнил это приказание, только обращаясь к Ребе, он перечислил всевозможные уважительные титулы, которые в ХАБАДе обычно не употребляли. Ребе, разумеется, понял, что письмо было написано под давлением и ответил так: «Я очень сожалею о вашем плачевном состоянии, но тот, кто сам получает деньги, не дает их».

Когда реб Залмана спросили на допросе, кто собирал людей в синагоге, он назвал имя хасида, который незадолго до этого умер.

Несмотря на то, что реб Залман отрицал все предъявленные ему обвинения, кроме признания в том, что он ходил на молитву, ему дали 8 лет лагерей.

В Ташкенте

После войны, в 5706 (1946) году реб Залман освободился из лагеря и начал искать свою семью. Через год, после тяжелых поисков, он наконец встретил своих двух дочерей — Злату и Эстер-Шейну — в городе Самарканд. Его жена Эдла умерла от голода в Казахстане и была похоронена там. Из Самарканда они планировали выехать в Святую Землю через Польшу, как это делали многие в то время. Они заплатили большую сумму одному чиновнику, который должен был достать им билеты на поезд, но тот исчез с деньгами. Снова они заплатили другому чиновнику, но когда прибыли в Ташкент обнаружили, что властям уже стало известно об этих побегах и все пассажиры первого поезда, на котором они планировали ехать, были арестованы. Так Певзнеры остались в Ташкенте, где в то время было огромное количество религиозных евреев, в том числе хасидов. Ребе Залман Бобер был известен среди них как специалист по всем четырем разделам свода еврейского закона «Шулхан Арух», но главным образом он пользовался большим уважением за знание «пятого раздела».

Рав Хаим-Биньямин Брод рассказывал, что как-то раз он зашел накануне субботы к реб Залману с курицой, которую его сосед попросил проверить на кошерность. Когда реб Залман проверял курицу, р. Хаим-Биньямин понял по его движениям, что курица не кошерна. Вдруг реб Залман спросил: «Чья это курица?» Тот назвал имя соседа и тогда реб Залман постановил: «Скажи ему, что курица кошерна». Р. Хаим-Биньямин посмотрел на него с удивлением — закон ведь один для всех и какая разница, чья это курица? Тут же реб Залман достал с полки «Шулхан Арух» и показал место, где описывалась подобная проблема и приводились противоположные мнения о кошерности птицы, но вывод был такой, что при стесненных обстоятельствах как канун субботы и бедность человека она изначально считается кошерной.

О заботе реб Залмана в делах общины рассказывает р. Элимелех Левенарц: «Был период, когда материальное положение было очень тяжелым. Как-то пожаловался реб Залман, что уменьшилось количество вопросов о кошерности куриц. Я сказал ему, что вероятно люди начали есть мясо скота, но реб Залман вздохнул и ответил с горечью, что он опасается, что люди едят картошку вместо мяса…»

В другой раз р. Элимелех Левенарц спросил реб Залмана о переезде в Святую Землю. В те годы границы СССР были закрыты, но уже шли разговоры о возможности получить визу. Реб Залман ответил, что нужно всеми путями пытаться вырваться в Израиль. Но на вопрос, собирается ли он сделать это сам, реб Залман ответил, что пока есть один еврей в Ташкенте, он не оставит город.

Связь с Ребе ШЛИТА

Позже, когда стало легче соблюдать заповеди Торы, переписка с Ребе была связана с опасностью. Когда хотели получить благословение на свадьбу, то хасиды в России писали родственникам в Израиле или в других странах и просили передать привет от «дедушки».

Когда я сам должен был призываться в советскую армию, то пытался снизить профиль, но тщетно. Реб Залман написал Ребе так: «Мой внук должен пройти опасную операцию, что связано с большой кровью…» В ответ Ребе Король Мошиах благословил меня и дал указание предстать перед комиссией врачей-офицеров. В тот день вся семья постилась и в конце концов мне дали освобождение от армии.

Кончина

Последняя неделя перед праздником Песах 5731 (1971) года была очень напряженной. Толпа людей, которые пришли в дом реб Залмана для продажи «хамец» и с вопросами о предстоящем празднике, не рассасывалась. 12 Нисана его дыхание ухудшилось, был вызван врач, но помочь особо он не смог. В этот момент пришли люди с курами. Дочь реб Залмана не хотела напрягать отца, но он возразил: «Но ведь евреям нужно мясо на праздник!»

13 Нисана, день кончины Цемах-Цедека и «Бейт-Йосефа», поднялась душа реб Залмана в небесную йешиву, заниматься Торой и ходатайствовать за всех родственников и вообще евреев. Он похоронен в Ташкенте.

Р. Йосеф-Ицхак Наймарк — внук реб Залмана
Р. Йосеф-Ицхак Наймарк — внук реб Залмана

Рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер
Рав Яаков-Шнеур-Залман Певзнер

Реб Залман с внуком
Реб Залман с внуком

Слева направо: р. Нотке Баркан, р. Шломо-Залман Наймарк (отец автора), р. Йоэль Наймарк (брат автора),  реб Залман Певзнер
Слева направо: р. Нотке Баркан, р. Шломо-Залман Наймарк (отец автора), р. Йоэль Наймарк (брат автора), реб Залман Певзнер

Протокол допроса реб Залмана
Протокол допроса реб Залмана

Из приговора реб  Залмана
Из приговора реб Залмана

Опубликовано: 13.08.2010Комментарии: 2
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter