Начнём наш рассказ с того, что р. Хаим-Борух Альберштам, который много лет работал в доме Любавичского Ребе на улице Президент, обычно брал туфли Ребе для чистки, когда тот ездил на место упокоения своего тестя и учителя — Ребе РАЯЦа. Как известно, Любавичский Ребе ШЛИТА Король Мошиах не менял обувь более двадцати лет. Десятилетиями он носил одни и те же старые, иссохшие и рваные туфли. Ребецн, его супруга, неоднократно пыталась уговорить его поменять обувь: она покупала новые туфли, ставила их в шкаф, но Ребе постоянно отказывался надевать их.
Только одно Ребе разрешил: когда он ехал на машине на место упокоения Ребе РАЯЦа, то уже в «770» надевал специальную обувь с резиновой подошвой, а свои туфли разрешал чистить. Тогда р. Хаим-Борух брал их у секретаря р. Ходакова и отвозил Йонатану Хакнеру, который чистил их.
Один хасид зашёл как-то раз в мастерскую Йонатана и увидел р. Хаим-Боруха с туфлями, у которых практически не было подошвы... Он спросил, чьи они и когда услышал, что это туфли Ребе, не смог сдержать своего изумления: «Они же полностью порваны! Как Ребе в них ходит?»
Однажды р. Хаим-Борух рассказал хасиду Яакову Лейбовичу, что он зашёл в кабинет р. Ходакова и сказал, что возьмет туфли Ребе на более долгое время. Оказалось, что ребецн попросила его взять туфли в мастерскую, чтобы к ним приделали очень тонкую, незаметную подошву. Рав Ходаков сказал: «Ни в коем случае. Ты не можешь ничего делать с ними сверх того, что разрешил Ребе». Тогда р. Хаим-Борух сказал, что это просьба ребецн и что он может поделать? Рав Ходаков позвонил ребецн, получил ее подтверждение и сказал р. Хаим-Боруху: «Ты можешь взять эти туфли, но знай — ты играешь с огнём». Тот очень занервничал и не знал, что ему делать; он позвонил ребецн и она сказала: «Делай, что хочешь». В конце концов он не взял туфли...
Об этом разговоре стало известно хасиду р. Яакову Лейбовичу, который на следующее утро зашёл в «770», встретил там сына секретаря р. Ходакова и рассказал ему об этом. Тот сказал: «Как интересно, а вот сейчас я тебе расскажу историю, которую я слышал от отца». Однажды р. Ходаков зашёл в кабинет Ребе и увидел, что Ребе сидит за столом без обуви. При этом Ребе не разрешил ему даже дотронуться до его туфель, не говоря уже о том, чтобы переставить их в другое место.
Рав Ходаков, конечно, слышал известную историю про тапочки Баал-Шем-Това и спросил у Ребе, правда ли, что причина, по которой Ребе не хочет, чтобы его обувь трогали, такая же, как была у Баал-Шем-Това? И Ребе сказал: «Да».
В тот же день вечером была свадьба в Краун-Хайтс. Яаков рассказал об этом р. Хаим-Шаулю Бруку и тот сказал: «Очень интересно, а у меня есть тоже история». Он добавил, что никогда не видел ее опубликованной, но слышал ее из аутентичного источника. В свое время он уточнил у р. Вихнина и тот подтвердил, что тоже слышал ее.
Дело было в Ростове в начале 1920 года после того, как красная конница Семена Буденного отвоевала у белогвардейцев город. Ребе РАШАБ стоял с сыном на крыльце, а мимо них как раз проходили солдаты, которые вступали в город. Ребе РАШАБ сказал: «Посмотри, как много солдат. Когда же это все закончится?» Рабби Йосеф-Ицхак не ответил и тогда его отец сказал: «Они прекратят свое существование» (есть версия, что он добавил, что это произойдет через 70 лет). После этого Ребе РАШАБ добавил: «Молодой человек с порванными туфлями положит им конец».
Этот разговор состоялся за несколько месяцев до кончины Ребе РАШАБа 2 Нисана 1920 года...
Как мы знаем, в декабре 1991 года рухнула империя зла и СССР прекратил свое существование. Но сам процесс распада укладывается в три этапа, которые охватили период с 1989 по 1991 годы. Можно сказать, что это произошло ровно через 70 лет после упомянутого выше разговора!
А сейчас самое интересное: в конце ноября 1989 года хасиды обратили внимание, что Ребе надел новые туфли. Это произошло накануне субботы 26 Мар-Хешвана 5750 года, когда Ребе вошел на дневную молитву в новой обуви. Никто не знал, почему Ребе вдруг сделал это. Но у хасидов было ощущение, что это резкое изменение может быть связано с письмом Ребе Королю Мошиаху от его отца, в котором рабби Леви-Ицхак связал уничтожение империй зла с силой «святой обуви».
В 1937 г. Ребе Король Мошиах, которому тогда было 35 лет, жил в Париже. Перед праздником Песах он отправил в подарок пару обуви своему отцу, рабби Леви-Ицхаку Шнеерсону, который находился за железным занавесом и занимал должность главного раввина Днепропетровска (сегодня — Днепр).
В ответном письме рабби Леви-Ицхака, отправленном из России во Францию, он выразил благодарность за ботинки. Затем в четырех коротких загадочных строках он объяснил значение обуви с мистической точки зрения и её связь с праздником Песах. Великий каббалист выразил пожелание, что «благодаря этому аспекту будут повержены в будущем народы мира, как сказано: „…на Эдом брошу башмак свой“». И он завершил письмо следующими словами: «Не будем касаться здесь этого подробно. Разумеющему же довольно и сказанного».
Действительно, когда летом 1990 года Ирак (связанный с Вавилоном и Эдомом) вторгся в Кувейт и мир готовился к войне, Ребе заявил: «Пришло время вашего Освобождения».
Ребе Король Мошиах — «человек с порванными туфлям» — положил конец коммунистическому режиму. Он пророчески предвидел это событие за несколько лет, когда никто не мог и мечтать об этом. И мы верим, что Ребе положит конец нашему изгнанию!