СБП. Дни Мошиаха! 20 Нисана 5784 г., первый день недели Ахарэй | 2024-04-27 18:55

Обзор брошюры «Сущность учения хасидизма»

03.09.2023 884 (2)

Прежде всего надо сказать, что брошюра «Сущность учения хасидизма» является воплощением поднятия души Баал-Шем-Това в чертог Мошиаха. Именно тогда Баал-Шем-Това спросил Мошиаха: «Когда придёт господин?» и получил ответ: «Когда... разольются твои источники наружу».

Ребе ШЛИТА Король Мошиах в п. 2 настаивает на том, что суть хасидизма не в том, как это описали его предшественники — изменить природу своих духовных сил, пробудить мир от спячки и обморока, дать возможность разуму человека понять Б-га... Нет! Понятно и очевидно, что учение хасидизма это сущностная идея, отвлеченная от деталей. Это учение, по словам Ребе, представляет собой нечто единое и цельное: «Хасидизм невозможно рассматривать как совокупность частностей, ибо он представляет собой нечто единое и цельное».

В прим. 23 Ребе приводит насколько источников письма Баал-Шем-Това о восхождении души, среди которых выделяется комментарий Баал-Шем-Това на Тору в главе «Ноах». Там приведен очень интересный рассказ...

Сказано в книге «Святые речи» [р. Ури сына Пинхаса] от имени автора книги «Огненные искры» [р. Нета Коэн из Кольбеля]... Я слышал от своего учителя... который слышал от праведника р. Мордехая из Несхижа о письме, которое Баал-Шем-Това послал на Святую Землю своему родственнику р. Гершону из Китова и которое напечатал р. Яаков-Йосеф из Полонного. У праведника р. Мордехая из Несхижа был обычай изучать это письмо ежедневно и это было для него так важно, как ежедневно исполнять обязанность накладывания тфиллин в буквальном смысле...

Сейчас нас интересует, где есть обсуждение ответа Мошиаха Баал-Шем-Тову «разольются твои источники наружу». Оказывается, только три человека серьёзно обсуждают эту тему: это Ребе РАШАБ, Ребе РАЯЦ и Ребе ШЛИТА!

Так к кому относится это восхождение души? Вообще, послание о восхождении души это семейное письмо, как это видно по стилю и обращению, только оно не дошло до адресата и его нашёл р. Яаков-Йосеф из Полонного...

В 5570 г. Алтер Ребе поехал навестить р. Боруха из Межибужа, внука Баал-Шем-Това. Этот внук, как известно, был в некотором роде идеологическим противником Алтер Ребе, который считал себя духовным внуком Баал-Шем-Това. Алтер Ребе пишет, что р. Борух ведёт себя неблагодарно, потому что когда Алтер Ребе два раза был арестован в Петербурге, он мог сказать, что если у суда есть вопросы по учению Баал-Шем-Тов, так пусть обратятся к его внуку, но не сделал этого, не «сдал» р. Боруха.

А в чем был спор? Вы даже не поверите... Об этом пишет р. Рафаэль-Нахман Каан. Однажды р. Исраэль из Ружина приехал в город Яссы. Много людей вышли встречать его и это были в большинстве своём хасиды р. Боруха из Межибужа, среди которых оказался один хасид ХАБАДа — р. Ицхак-Моше. И тогда р. Исраэль пожал ему руку, хотя не имел обыкновения делать так. Все удивились, а р. Исраэль сказал, что он не хочет встревать между такими гигантами, как р. Борух и Алтер Ребе, но когда Баал-Шем-Тов совершал восхождение души и услышал ответ Мошиаха, у него потекли слезы. И вот, р. Борух, физический внук, пожалел его и не занимается распространением источников хасидизма наружу; при этом его даже не волнует, что из-за этого не придет Мошиах. А Алтер Ребе, духовный внук, наоборот — делает все возможное для распространения источников хасидизма наружу, чтобы пришёл Мошиах.

Отсюда понятно, что хасидизм ХАБАДа является содержанием письма Баал-Шем-Това о восхождении его души и брошюры «Сущность хасидизма». Берётся абстрактная, возвышенная и сущностная идея, которая не имеет никакого объяснения и остается только на облекающем уровне, и ее приносят наружу. И это есть Мошиах!

Как было сказано, об этом говорят три главы ХАБАДа. При этом можно разделить их объяснения на три части, логическим завершением чего является брошюра «Сущность хасидизма».

Первый раз, когда Ребе РАШАБ упоминает идею распространения источников наружу, это Симхат-Тора 5661 года, когда он сказал речь под названием «Все, кто идёт на войну дома Давида». Потом в 5663 году 19 Кислева он сообщил, что распространение наружу началось «после Петербурга». А что было 19 Кислева 5662 года? Тогда Ребе РАШАБ не был в Любавичах и он написал письмо, в котором назвал 19 Кислева новым годом хасидизма. И не случайно в этом году родился Ребе ШЛИТА Король Мошиах!

В одном из писем (том 13) Ребе РАЯЦ пишет, как он уговаривал богача р. Йешаяу Берлина дать пожертвование на йешиву и сказал, что нужно поддержать именно эту йешиву, так как она занимается реализацией пророчества «Полна земля будет знанием Всевышнего», а ведь известно восхождение души Баал-Шем-Това, когда Мошиах сказал ему, что он придёт, когда источники распространятся наружу. «И этим занимается наша организация, сказал Ребе РАЯЦ. — Поэтому мы избрали вас поддержать ее».

1) Ребе РАШАБ говорит только о том, как приблизить источник наружу. Взять абстрактную идею и довести ее до тех, кто находится снаружи. Ведь только сущностную вещь можно раскрыть везде, а ее раскрытие — нет. При этом Ребе РАШАБ ничего не говорит о самом Мошиахе.

2) Приход Мошиаха. Об этом впервые говорит Ребе РАЯЦ в Симхат-Тора 5690 года, когда он приехал в Америку — нижнюю половину земного шара, место, которое может считаться находящимся «снаружи». Ребе РАЯЦ объясняет, что вопрос Баал-Шем-Това и ответ Мошиаха это одна идея. Как есть две версии: вопрос мудреца это половина ответа и вопрос мудреца это сам ответ. Поэтому в вопросе Баал-Шем-Това заложен ответ Мошиаха и между ними есть связь.

Позже, один из слушателей записал это выступление и Ребе РАЯЦ отправил его Ребе Королю Мошиаху, который тогда жил в Берлине. Через какое-то время Ребе ответил, что ему не совсем понятно начало этого объяснения, где сказано о связи Баал-Шем-Това с Мошиахом. Через три года Ребе РАЯЦ отправил Ребе письмо, где написал, что раз это непонятно, надо объяснить ещё раз. И ещё через три года добавил к этому выступлению 20 пунктов.

Следующий шаг — это письмо р. Леви-Ицхака, отца Ребе, своему сыну 19 Кислева 5691 г. Там в конце письма он объясняет, какая связь между 19 Кислева и Освобождением. Перед каждым освобождением есть противники: перед исходом из Египта это были неевреи, потом Римская империя — это уже Эсав, брат Яакова... И так он дошёл до Алтер Ребе... Чем больше освобождение является сущностным, тем ближе становится противник. И раскрытие хасидизма 19 Кислева выше, чем раскрытие внутренней Торы, которое произойдёт через Мошиаха.

Ребе в двух беседах обсуждает это. Как может быть, что раскрытие хасидизма выше учения Мошиаха? И он объясняет, что 19 Кислева началось время, когда пробуют на вкус учение Мошиаха...

Ребе РАЯЦ говорит, что во время восхождения души Баал-Шем-Това рядом с ним был отец Алтер Ребе, р. Борух, который приехал получить благословение для сына (которому тогда было три года). И после этого Баал-Шем-Тов сказал, что мир осветился двумя источниками света: открытой части Торы и хасидизма.

3) Теперь см. прим. 43 в брошюре, где Ребе начинает объяснять связь между приходом Мошиаха и распространением источников хасидизма наружу: те, кто занимается этой деятельностью и распространяют хасидизм, обладают душой Мошиаха.

Известная личность, о которой говорится в письмо Баал-Шем-Това, это Ахия из Шило. Его ещё называют «Баал Хая-Йехида». Почему так? И почему именно он поднялся вместе с Баал-Шем-Товом в чертог Мошиаха?

Единственная книга, где объясняется, почему его так называют — это «Ликутей Сихот» Ребе Короля Мошиаха (том 2 в дополнениях к беседе 10 Швата).

На самом деле, Ребе уже писал об этом в комментариях к беседе Ребе РАЯЦа в Шавуот 5708 г., где он начал раскрывать неизвестные до этого времени обычаи ХАБАДа. Упоминания Ахия из Шило приходятся на 5707-5710 гг.

Ребе объясняет, что Ахия был учителем пророка Элияу, который является предвестником Освобождения, то есть он связан с Освобождением, а его душа связана с душой Мошиаха.

В «Ликутей Сихот» (том 4, стр. 1120, прим. 36) объясняется, в чем смысл поднятия души. Когда Баал-Шем-Тов поднимался, то в это время он выглядел тяжелобольным и даже хотели позвать к нему врача. Только р. Зеэв-Вольф Кицис сказал не трогать его.

На первый взгляд, во время такого подъема душа отделяется от тела.

Ребе объясняет, что у глав ХАБАДа был другой вид подъема души — в материальном теле. Есть рассказ, как Алтер Ребе произносил семь учений в Раю и Ребе РАШАБ слушал их. При этом Ребе РАШАБ находился вместе с хасидами. И все присутствующие видели Ребе РАШАБа как обычно, а он находился в раю душа в теле.

Ребе объясняет, что распространение источников наружу означает, что источник может проявиться в разуме или в материальном теле без всяких изменений. На основании этого можно понять высказывание Цемах-Цедека, что если бы Алтер Ребе жил во время пророков, то он был бы большим пророком. Речь здесь идет о том, в какой форме передавалось бы это пророчество.

Так в чем же суть брошюры? Хасидизм — это высший уровень души. Это сама вещь. Как это понимать?

Ребе объясняет эту идею с помощью трактовки утренней молитвы...

Когда человек хочет объяснить ребёнку, что такое стол, он может сделать это только в том случае, если ребёнок уже видел стол. Предмет создает у него понимание. У ребёнка нет обладания сущности предмета, если он никогда его не видел. К примеру, когда РАШИ комментирует Тору для ребёнка, он исходит из того, что ребёнок уже видел зайца или корову. Так как у ребёнка нет высшего уровня души, он не может обладать сущностью вещей.

Что такое для ребёнка хасидизм? Хасидизм изменяет природу духовных сил, пробуждает мир от спячки и обморока, дает возможность разуму человека понять Б-га. Но сама суть от него скрыта, она не освещена. Кто может показать ребёнку суть? Тот, для кого это является частью его самого. Таким образом происходило обучение в чертоге Мошиаха — через зрение. Поэтому Мошиах ответил Баал-Шем-Тову, кто он придёт, когда распространятся источники, как Мошиах обучал Баал-Шем-Това.

Кстати, по поводу молитвы «Благодарю» — Ребе упоминает ее в более чем 900 бесед (все главы ХАБАДа вместе делают это только 80 раз). Эта молитва и есть сама суть («Сегодня — день» за 14 Швата).

Что такое ЙЕХИДА?

1. Разум ЙЕХИДА

Есть то, как ЙЕХИДА понимает вещи, объясняет их. Ведь в брошюре Ребе как раз и объясняет разные уровни понимания молитвы «Благодарю», вплоть до ЙЕХИДА.

11 Нисана 5709 г. Ребе объясняет смысл мацы по мнению Ахии из Шило. Маца это не причина, чтобы помнить исход из Египта. Зачем мы едим мацу? В соответствии с хасидизмом, у нее нет причины. Это пища веры и пища исцеления. Это и есть разум Торы Мошиаха. И постигнуть его можно с помощью зрения.

2. Природа ЙЕХИДА

Она проникает повсюду. Она освещает все. Так мы видим потрясающие открытия в том, как Ребе трактует комментарии РАШИ или читает текст РАМБАМа. Это и есть ПАРДЕС.

3. Содержание ЙЕХИДА

Что будет во время Освобождения? Различные симптомы — евреи выйдут из изгнания, будут чудеса, познание Всевышнего.

Вечная жизнь. ШЛИТА. Когда нет никаких изменений.

4. Цень ЙЕХИДА

Раскрытие. Есть Мошиах, а есть приход Мошиаха. Это когда источник распространяется наружу.

Брошюра как раз и объясняет то, что Баал-Шем-Това слышал от Мошиаха.

В Йом-Кипур после утренней молитвы Баал-Шем-Това выступал перед хасидами и зачитывал им отрывок из книги «Зоар», что Мошиах находится в месте, которое называется «Гнездо птицы» и плачет из-за длинного изгнания. А в определённый час к нему заходят все праведники и задают ему вопросы по учёбе. А потом, когда они уходят, он продолжает плакать. И Баал-Шем-Тов говорит, что задача заключается в том, чтобы вывести Мошиаха из этого гнезда...

А когда Баал-Шем-Тов совершал восхождение души, он увидел, что в чертоге Мошиаха огромная радость, причину которой он не смог понять. Ведь в книге «Зоар» написано, что Мошиах плачет...

Ребе РАШАБ объясняет, что наша задача заключается в том, чтобы вывести Мошиаха из этого места, раскрыть суть... Ребе добавляет, что это раскрытие Б-жественной истины в мире.

Это и есть распространение источников хасидизма наружу, это и есть приход Мошиаха.

Поддержите сайт Комментарии: 2
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter