СБП. Дни Мошиаха! Сегодня 6 Кислева 5783 года, четвертый день недели, гл. Вайеце | ГОД СОБРАНИЯ | 2022-11-29 22:55

Три свойства Израиля

Часто прозвище помогает понять истинную сущность человека. Оно открывает его настоящее имя или помогает угадать его, например «Лейбл» для Арье, «Гершел» для Цви и т.п.

2311 (0)
Три свойства Израиля
Три свойства Израиля

Один из трудных для понимания стихов Торы — «И отделил Он Израиль от других народов» — объясняется в каббалистической книге «Зоар» следующим образом: «Израиль больше, чем другие народы, исповедующие идолопоклонство, заслуживает благоволения Всевышнего, принявшего их имя и возвеличившегося в них».

«...благоволения Всевышнего...»

Это дело исключительно Б-жественной Воли и Милости. Создатель избрал народ Израиля и возрадовался ему по причинам, известным лишь Ему Самому. Это — Его выбор, не зависящий от достоинств и добродетелей избранного Им народа.

«...принявшего их имя...»

Часто прозвище помогает понять истинную сущность человека. Оно открывает его настоящее имя или помогает угадать его, например «Лейбл» для Арье, «Гершел» для Цви и т.п. В наше время «Израиль» не является «официальным» именем Всевышнего. Но поскольку это одно из «неформальных« имен, «которыми называется Б-г», то оно должно служить для нас ключом к пониманию Его Сущности. Из этого следует, что Сущность Всевышнего родственна особой природе еврейского народа.

Однако связь эта далеко не очевидна. Не в каждом еврее можно с первого взгляда определить Б-жественное начало. Хотя душа каждого еврея «действительно является частицей Б-га», внешне это никак не выражено. Нет никаких особенных физических признаков, отличающих еврея от нееврея.

И тем не менее в еврее есть «ключ» к Сущности Всевышнего, подобно тому, как прозвище отражает особенность человека, которому оно дано. Это становится явным, когда еврей исполняет Заповеди, например надевает тфиллин. Но когда на нем нет тфиллин и его цицит не виден, элемент Б-жественного в еврее также остается скрытым от глаз. В такой момент узнать еврея может не каждый. Когда речь идет о скрытых нюансах, доверять можно только мнению эксперта.

Один ювелир как-то пожаловался рабби Шолом-Дов-Беру из Любавичей, что тот уделяет особое внимание одному из своих ничем не примечательных последователей. В ответ на это Ребе попросил ювелира разложить товар и показать самые ценные камни. Ювелир выбрал необработанный алмаз и стал превозносить его достоинства, но Ребе прервал его словами: «Ну, уж это далеко не лучший из твоих камней. Он маленький и некрасивый, и не так уж ярко блестит». Ювелир возразил: «При всем моем уважении к вам, я должен вам сказать, что в этом деле надо быть специалистом. Не каждый может определить ценность необработанного камня». Ребе ответил ему: «То же самое относится и к оценке евреев. В этом деле тоже нужно быть специалистом. Далеко не каждый владеет этим искусством».

«...возвеличившегося в них...»

Это третье свойство, отличающее Израиль от других народов, связано с Дарованием Торы. Согласно Мидрашу, после Дарования Торы «Те, кто были низко, вознеслись высоко, а те, кто были высоко, опустились вниз», и каждый «выиграл» от этого — как евреи, так и, образно говоря, Сам Б-г. То, что «те, кто были низко, вознеслись высоко» (народ Израиля поднялся на более высокую духовную ступень), — понятно. Внутренний смысл Дарования Торы, однако, заключается в том, что Б-г снизошел при этом в наш низший мир и Его Присутствие здесь и является Его возвышением в сравнении с Его Бытием в высших сферах.

В Мидраше эти слова поясняются следующей историей. У одного короля была дочь, которая достигла брачного возраста. Но король никак не мог расстаться с ней. Тогда его будущий зять пообещал построить для него покои в своем доме. Отныне король гордился не тем, что он введет зятя в свой великолепный дворец, а тем, что он. могущественный король, станет посещать свою дочь в ее скромном доме. В этом и будет заключаться его возвышение.

Глубокий смысл слов «возвеличившегося в них» означает, что Б-жественная Милость спустилась в наш мир когда была дарована Тора, и пребывает ныне здесь «в низшем мире». Тора — не «на небесах», а с нами. Всевышний нисходит на землю, чтобы «навестить Свою дочь» — жить среди нас. В этом Его возвышение, в этом Его Слава.

Опубликовано: 20.07.2003Комментарии: 0
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter