2 Тевета 5782 года, второй день недели, гл. Ваигаш

Загадочная личность

Действительно, Мошиах задержался не по своему желанию. Просто в Торе сказано, что он может раскрыться, когда какое-нибудь поколение наконец-то этого удостоится. Вот он и ждет вместе со всеми... самого себя! Чтобы мир, наконец-то, перестал захлебываться в крови и отчаянии и вздохнул, если можно так выразиться, полной грудью.

3249 (0)

Начиная разговор о Мошиахе, загадочной личности, ожидаемое явление которой уже тысячелетия будоражит еврейские умы, а также на том или ином этапе заразившиеся от нас другие народы, необходимо отметить один интересный факт. А именно: Мошиах вовсе не есть только звено, замыкающее развитие цивилизации и сигнализирующее о конце времен. Мошиах – это тот, кто с первого дня творения сопутствует миру и никогда его не покидает.

Речь идет о душе Мошиаха, которая, постоянно переодеваясь в новые тела и называясь новыми именами, кочует из страны в страну и из эпохи в эпоху, дожидаясь разрешения Свыше однажды взять и освободить человечество от всех нелепостей, которые его облепили, как ракушки дно старинного судна, и не дают ему нормально держаться на плаву.

Так почему же он не получает такого разрешения? Ответом на это может послужить одна грустная сказка, которую когда-то еврейские бабушки рассказывали своим неугомонным внучкам.

Жил-был бедный еврей, который всего боялся и никогда не видел счастья. Мошиаху, однажды оказавшемуся неподалеку, стало жалко бедолагу, и он сказал ему так: «Вот, возьми от меня подарочек: одну волшебную вещицу. На вид это простая торба, но стоит только сказать ей: „Дай мне то-то и то-то!“, и сразу получишь желанный предмет. А если нападет на тебя какой-нибудь враг и разбойник, скажи этой торбочке: „Глотай!“, и больше никогда его не увидишь!»

Обрадовался еврей подарку и стал им пользоваться на полную катушку. Зажил безбедно, дом завел на широкую ногу, всех бандитов и погромщиков в округе повывел, а потом и сам пошаливать стал. Не понравилось это Мошиаху. Пришел он вновь к еврею и говорит: «Как же ты с моим драгоценным подарком обращаешься?» А тот даже оправдываться не стал, открыл торбу и говорит: «Глотай!» Вот и сидит с тех пор Мошиах в неволе. Люди его ждут, а ему никак.

Действительно, Мошиах задержался не по своему желанию. Просто в Торе сказано, что он может раскрыться, когда какое-нибудь поколение наконец-то этого удостоится. Вот он и ждет вместе со всеми... самого себя! Чтобы мир, наконец-то, перестал захлебываться в крови и отчаянии и вздохнул, если можно так выразиться, полной грудью.

«Но если это так, — скажет угрюмый скептик, — то Мошиах не придет никогда! Прогресс прогрессом, а поколения-то мельчают! Раньше люди были — ради идеи в костер шли! „Не то, что нынешнее племя“, которое за туалетную бумагу идею продаст!»

А ведь это-то и хорошо! Именно нашему поколению, исковерканному и разучившемуся верить, так легко удостоиться подарка свыше. Ведь от гиганта гигантских поступков и ждут. А с малыша что взять? Перестал рисовать на обоях – уже молодец!

И именно в нас, свидетелях перелома, когда бывшие божки, творцы несостоявшихся теорий и империй, пошли на свалку, а душа, как пламя, вновь потянулась вверх, – именно в нас Творец находит особую прелесть, достойную подарка! Именно нам легче всего заслужить Мошиаха!

Тора дает на это пример. Самому сильному, благородному и смелому великану может не хватить капельки роста, чтобы разглядеть вдали то, что он ищет. И тогда коротышка, которому и дверная ручка высока, садится на плечи великана и становится самым нужным, чтобы различить на горизонте великанову мечту, которая теперь оказывается заработанной обоими.

Мы – поколение коротышек, но мы порождены великанами и сидим у них на плечах. Все то добро, которое делали они, не забыто и не исчезло из мира. Оно накапливалось с каждым днем на когда-то открытом счету и стало одной большой заслугой, которую сейчас унаследовали мы. И любая заповедь, совершенная любым из нас, – может оказаться последним звеном огромной работы, приводящей в мир новый свет, новую жизнь – все то, что умещается в понятие «Время Мошиаха».

Неплохо было бы также понять, кто, приняв эстафету от предыдущих потенциальных претендентов на роль освободителя, является Мошиахом в нашем поколении и стать ему достойной группой поддержки.

Для этого в еврейском законе есть совершенно конкретный набор условий, приложив который к той или иной выдающейся личности, мы сможем определенно сказать: «Да, этот вполне способен оказаться Мошиахом, а этот – никогда!»

Найти этот своеобразный «кодекс» можно у одного из величайших еврейских алахических авторитетов – Рамбама. И в следующих статьях нашей рубрики мы ознакомимся с основными положениями этого текста с целью дальнейшего применения их на практике. И тогда, кто знает, может быть, тот или иной из наших читателей, воскликнет: «Ба! Это и есть Мошиах? Да я же его отлично знаю!»

Опубликовано: 02.06.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter