17 Тишрея 5782 года, пятый день недели, гл. Браха

Еврейский Король

Сегодня, наблюдая за событиями, происходящими на политической арене Израиля, невольно задаешься вопросом: а есть ли это элемент неподдельной реальности или некое игровое действо, поставленное скромными силами обитателей палаты №6.

4772 (0)

Сегодня, наблюдая за событиями, происходящими на политической арене Израиля, невольно задаешься вопросом: а есть ли это элемент неподдельной реальности или некое игровое действо, поставленное скромными силами обитателей палаты №6. В случае же, если правильным ответом окажется второй, то и тут назревает дополнительная проблема: злиться ли на порождение нелепой самодеятельности или великодушно простить «артистов», приняв во внимание силу их недуга и вполне естественное желание поразвлечься.

Впрочем, знаток еврейской традиции и истории найдет для современных политиканов и дополнительное оправдание. Дело в том, что априори невозможно было ожидать ничего положительного для нашего народа от той формы государственного управления, которая избрана в Израиле сейчас. Ведь Тора однозначно утверждает, что единственный возможный в этом смысле для нас вариант — это династическая монархия, берущая начало приблизительно 3000 лет назад от одного властителя, воина и псалмопевца по имени Давид.

«А! — отмахнется, быть может, некий „проницательный читатель“, остановивший взор на этих строках. — Короля им подавай! Что, мы не знаем, какие короли-то бывают?!» И услужливое воображение сразу соткет ему ужасающую помесь из на четверть Людовика XII, на четверть Лжедмитрия и еще на половину знаменитого персонажа одной из шварцевских пьес, заявляющего скромно, но с порога: «Здравствуйте! Я король, дорогие мои! Приготовьте тарелки, я их буду бить. Я вообще изверг, ужас, что творю! Но я не виноват, это все предки!»

Что ж, и в этом есть резон. Но ошибка проницательного читателя будет состоять в том, что, скорее всего, он совершенно не имеет понятия, кто такой еврейский Король (вот так, с большой буквы). И надо сразу сказать, что такой Король очень сильно отличается от всех других королей. А чем, мы попробуем осветить в рамках этой статьи.

Впервые с понятием еврейского Короля мы сталкиваемся в тексте Пятикнижия. Там формулируется вполне конкретная заповедь, включенная мудрецами в общее известное всем число 613. Заповедь эта дана народу Израиля еще во время его странствий в пустыне и звучит буквально так: «Когда ты придешь в землю, которую Г-сподь, твой Б-г, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься в ней… то поставь над собой Короля, которого изберет Г-сподь, твой Б-г; из среды своих братьев поставь над собою Короля…» (гл. Дварим, 17:14-15).

Зная традиционно ревностное отношение евреев к возможности выполнить заповедь, причем, как можно быстрее и красивее, мы вправе ожидать, что через некоторое время после вхождения в Землю Израиля они задумаются об избрании монарха. И действительно, мы находим подтверждение нашей догадки в книге пророка Шмуэля, к которому народ и обращается с соответствующей просьбой: «Вот ты состарился… Поставь над нами теперь короля, чтобы судить нас, как это у всех народов».

Казалось бы, ответной реакцией Свыше должны быть всецелое одобрение и поддержка тому, что соответствует сформулированной в Торе заповеди. Какого же должно быть изумление читателя Торы, когда он сталкивается с обратным откликом: Всевышний не только не доволен, Он разгневан произошедшим поворотом событий и велит Своему пророку: «Послушай голоса народа… ибо не тебя отвергли они, а Меня отвергли от царствования над ними». Далее идет пророческое перечисление ужасающих королевских привычек, от которых «неблагодарному» народу еще придется наплакаться.

Коронованный узурпатор неизбежно станет покушаться на движимое и недвижимое имущество своих подданных, он будет использовать их силы и свободное время. Их сыновей он приставит к колесницам, а дочерей сделает стряпухами и булочницами. Но этот (в нашем изложении далеко не полный) черный список никак не устрашил упрямых евреев, которые и в самой Торе не раз называются «жестоковыйными», и они продолжали гнуть свою линию: «Нет, только король пусть будет над нами. Тогда будем и мы как все народы».

Так как же объяснить столь резкое, на первый взгляд, расхождение между явным желанием и одновременно с этим явным нежеланием Творца дать евреям титулованного властелина?

Ответ зашифрован в скромном словосочетании, встречающемся в приведенных нами цитатах дважды. Имеется в виду сравнение: «как все народы», почему-то оказавшееся в сознании представителей тогдашнего еврейства в качестве образца, если не идеала. Это и не нравится Всевышнему, так как до этого Он уже неоднократно заповедовал Своим избранникам быть «отделенными» от других народов, быть «непохожими» на них. И еврейский Король (на этот раз опять с большой буквы) в соответствии с Высшим Замыслом никак не может служить подозрительной цели приобщения «отделенных» и «непохожих» к общепринятым стандартам цивилизации.

Такой король, которого возжелали современники пророка Шмуэля и который должен был быть сродни своим коллегам по соседним королевствам, не мог вызвать одобрения Б-га, что и отражено в упомянутом нами отрывке из Торы. Но тогда возникает вопрос, о каком же Короле шла речь изначально, и чем же он так отличается от традиционного и крепко внедренного в сознание масс королевского образа?

Намек, который поможет нам выйти на правильную тропу к ответу, заложен уже в самой формулировке заповеди о назначении Короля. Там написано, что евреи должны избрать его «из среды своих братьев». И если мы поймем, что же это за «братство», мы поймем также особенность того, который должен стоять в его главе.

Мудрецы Каббалы раскрывают нам удивительный факт, что все еврейские души, когда-либо пребывавшие в телах на этой земле, в своей совокупности представляют ныне раздробленную на множество искр, а некогда единую и изначальную душу первого человека Адама.

В этом секрет еврейского братства. Мы не только родные по крови, мы также и на внутреннем, духовном уровне представляем собой абсолютно единую сущность. И только неумение прозревать духовные сферы обычным материальным зрением мешает каждому из нас осознать простую и вместе с тем поразительную истину, что в постороннем еврейском теле, настолько чужом, что мне даже совершенно не больно, когда у него порезан палец или набита шишка, скрывается не больше и не меньше, чем часть меня же самого. И даже если мы незнакомы, за миллионами еврейских инкогнито так же таится мощное проявление моего изначального «Я».

Теперь еще небольшая подробность. Если мы поинтересуемся у знатоков Торы, как проявляется отдельная душа в отдельном теле, то нам придется столкнуться с понятием «силы души». Какая-то из этих сил одевается в руку, какая то в глаз. И именно благодаря этому рука приобретает свойство двигаться и даже выполнять сложнейшие манипуляции, глаз начинает видеть и даже тончайшие оттенки. По той же схеме ухо слышит, челюсть жует и т.д. и т.п. (список можно продолжить самостоятельно).

И точно в соответствии с воззрениями медицины, которая утверждает, что вся совокупность человеческих органов функционирует только потому, что ею беспрерывно руководит мозг, так и тайная мудрость Торы определяет, что сущность души, управляющая всеми ее «силами», одевается в мозг и оттуда контролирует свое непростое хозяйство.

Теперь нам осталось только сопоставить детали полученной информации, и тогда мы поймем, что все еврейские души каждого поколения, представляющие собой, как мы выяснили раньше, множество искр единой гигантской души, когда-то обитавшей в одном теле, неизбежно должны соответствовать кто аспекту руки этого древнего тела, кто — аспекту ноги, а кто и сердцу. И значит, должна так же существовать душа, соответствующая мозгу первого человека. Вот она-то, эта возвышенная душа, кочующая по ленте времени из эпохи в эпоху, из поколения в поколение, из тела в тело, и есть душа еврейского Короля.

И он, наделенный такой душой, вдруг оказывается совсем не похожим на всех других королей. Он не притесняет своих подданных, он не ищет повода усложнить их жизнь. Наоборот, будучи, по сути, мозгом нации, он, как и всякий мозг, живет их болью и чувствует их беду на расстоянии. И нет у него других интересов, и нет у него большей заботы, чем каждую секунду своей жизни посвятить на благо народа, с которым он ощущает неразрывную связь.

И так же как тело любого существа может жить только тогда, когда жив его мозг, так и еврейский народ, а вместе с ним и весь мир, существуют, пока жив еврейский Король. А так как и Короли смертны, имеется железное правило, сформулированное Королем Шломо (мозгом своего поколения) в красивом образе: «И заходит солнце, и восходит солнце». Это значит, что когда предыдущий Король завершает свой жизненный путь, Королевскую душу моментально наследует продолжатель великой миссии. И именно благодаря нему, человеку, который называется в Торе не только Королем, но и «праведником — основой мира», поддерживается существование мироздания, и именно через него Б-г посылает всем Своим творениям жизнь и благословение.

Когда-то таким Королем был Моше, получивший Тору и передавший ее народу, за ним Йеошуа бин Нун, приведший народ в Землю Израиля, за ним еще целый ряд выдающихся личностей, известных нам из Танаха. Когда же очередь дошла до Давида, его заслуги перед Б-гом определили неизменное с тех пор правило, что будущим Королем сможет быть только его прямой потомок.

За всю еврейскую историю не было ни одного поколения, у которого бы не было своего Короля. Он мог быть явным и известным всем, коронованным и сидящим на золотом троне. Он мог быть неизвестным никому, делящим со своим народом тяжесть изгнания нищим странником. Но под любой личиной и в любых декорациях всегда и неизменно жила одна и та же великая Королевская душа, она же душа Мошиаха, которая уже тысячелетия ждет, чтобы мир, наконец, удостоился, и Всевышний разрешил ей проявить весь свой великий потенциал.

В нашем поколении Королем является Любавичский Ребе שליט"א, потомок Короля Давида. С Божьей помощью, мы посвятим отдельную статью некоторым фактам его жизни и деятельности, в полной мере соответствующим тому, как по описанию пророков и мудрецов, должны выглядеть жизнь и деятельность еврейского Короля. Пока же ограничимся всего одним маленьким примером, подобным еще тысяче таких же примеров.

Мы сказали, что боль любого человеческого органа ощущается мозгом. Даже если речь идет о самой отдаленной от мозга части тела, например, о мизинце, это правило неизменно. Точно так же боль любого еврея, как бы далеко в территориальном смысле он ни находился, неизбежно будет воспринята Любавичским Ребе. Как же Ребе это удается? Мизинцу этого не понять. А, впрочем, судите сами.

Некая израильтянка, в одиночестве пересекавшая на частном автомобиле одну из местных пустынь, к ужасу своему, была вынуждена остановиться посередине пути, ибо ее мотор заглох. Приближалась ночь, неся с собой все сюрпризы коварной пустыни, в которой по ночам холодно даже летом и которая, как известно, на то и пустыня, чтобы в ней не было ни еды, ни воды.

Несчастная женщина, никак не готовая к подобному повороту событий и не запасшаяся ни одеждой, ни водой в достаточном количестве, приготовилась к худшему. Каковы же были ее удивление и радость, когда после нескольких часов отчаяния, она вдруг различила приближающийся свет фар, и из подъехавшей машины вылезло несколько бородатых мужчин с теплой курткой и термосом.

Они отвезли измученную путешественницу в ближайший город и предоставили ей все необходимое для успокоения и отдыха. Ее же интересовало только одно: какими судьбами спасители оказались так вовремя и в таком правильном месте.

— Мы поехали специально за тобой! — было ей ответом.

— Но откуда вы знали, что я там пропадаю?!

— Дело в том, что мы хасиды Любавичского Ребе. Вдруг, посреди ночи, Ребе позвонил из Нью-Йорка и велел срочно выезжать с горячей едой и теплой одеждой в такой-то квадрат. Мы и поехали, при этом представления не имея, кого именно мы там найдем!

Так Ребе, мозг своего народа, реагирует на сигнал, услышанный им только одному ему известным способом, и приносит нуждающемуся жизнь и благословение. А нам остается только поблагодарить его за этот тяжелой труд. Как? Да хотя бы произнести традиционную фразу: «Да живет наш господин, учитель и Ребе Король Мошиах во веки веков!». Или на иврите: «Йехи адонейну, морейну вэрабейну, Мелех а-Мошиах леолам ваэд!»

Опубликовано: 02.06.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter