14 Тишрея 5782 года, второй день недели, гл. Браха

Ожидание прихода Мошиаха

Поэтому, по всему видимому, проблема не в самом вычислении, а в восприятии этих вычислений простыми людьми.

6482 (0)
Ожидание прихода Мошиаха
Ожидание прихода Мошиаха

В трактате Санедрин (97б) объясняют пророчество Хавакука (2:3): «Сказал р. Шмуэль бар Нахмани со слов р. Йонатана: „отдались от вычисляющих конец (дней), которые говорили, что если прошло время и не пришел — то больше не придет. Но жди его, как сказано ‘даже если задерживается — жди его’“».

Запрет получил законодательную силу с постановлением РаМБаМа (Илхот Млахим, алаха 2; Акдама к Санедрин, Хелек, йесод 12) — и объяснение его такое же: «т.к. были такие, что сказали — если время прошло, а он не пришел — уже не придет».

Рабейну Абарбанель в книге «Майаней аЙешуа» (маян 1, тамар 2) пишет, что этот запрет относится только на тех, что вычисляют с помощью астрологии, но из книг пророков — можно (т.к. проблема именно в простолюдинах, что могут разувериться и перестать ждать — к астрологии они почему-то относятся серьезнее, чем к словам пророков).

РаМБаН в книге «аГеула» (маамар 4) говорит, что этот запрет был актуален для прошлых поколений, далеких от геулы, но сейчас он аннулирован (если Вам известна притча Магида из Дубно о царе и сыне, ехавшим далеко на свадьбу — папа не хотел говорить, когда приедут, но перед приездом сам стал спешить сына приготовиться).

Но РаМБаМ в Игэрэт Тэйман считает, что этот запрет актуален и сейчас, хотя сам там же оправдывает рав Саадию Гаона, который высчитывал приход Мошиаха в своей книге «Эмунот веДеот».

МаАРаЛ из Праги (Нецах Исраэйл) упоминает, что множество мудрецов — танаим, амораим, гаоним, савураим и ришоним — высчитывали приход Мошиаха, но не как что-то стопроцентное, а наиболее вероятное.

В Санедрин 97а (см. РаШИ) рабби Зейра просит мудрецов не отдалять приход Мошиаха тем, что вычисляя его приход, смущают умы людей, перестающих ожидать его приход после назначенной даты.

Поэтому говорит рабби Йоси (трактат Дерех Эрец, 11), что у назначающих конец дней нет удела в будущем мире. См. Также страшные слова в Сефер Хасидим 206.

Гаон РИЗ из Бриска упоминал (агадат Бейт аЛейви 120), что проблема в назначенной дате заключается не только в «неожидании» после нее, но и в «неожидании» каждый день до нее!

Поэтому, по всему видимому, проблема не в самом вычислении, а в восприятии этих вычислений простыми людьми. И как РаМБаМ оправдал необходимость вычислений прихода Мошиаха рав Саадьей Гаоном из-за распущенности того поколения, так и в наше время можно оправдать эту тему, как пробуждающую думать о Мошиахе тех, которые про него НИКАК уже не думали. Любавичский Ребе даже выразился, что он пользует эту тему как «будильник» духовно заснувшим евреям.

* * *

Однажды сефардские раввины решили отменить непонятно откуда появившийся у простых евреек обычай убирать дом и мыть полы Девятого Ава. Они слишком уж буквально понимали все написанное о рождении и приходе Мошиаха в этот день — вот и додумались до глупостей, противоречащих закону — мыть пол в такой пост. В этой кампании участвовал и святой р. Хаим-Йосеф-Давид Азулай (ХИДА). В одной из местечковых синагог он дал лекцию о глупости и ненужности этого обычая, а когда спускался вниз с бимы, то услышал как на женской половине перешептывались еврейки: «Ты поняла, что сказал раввин?» — «Да, он сказал, что в этот 9 Ава мыть пол не надо — потому что Мошиах не придет...». Когда святой ХИДА это услышал, он взлетел обратно на биму и запыханно прокричал: «Дорогие еврейки — мойте пол, убирайте дом! Хотите — можете не поститься! Но главное верьте, что он придет, не теряйте эту простую веру!!!»

Опубликовано: 18.02.2007

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter