Обращение к праведнику с просьбой об излечении, связь с праведником, через которую человек способен связаться с самим Всевышним, Божественная природа существования праведника — вещи, обладающие источником в самых разных разделах Торы, в том числе тех, возраст которых — тысячи лет. Хочется лишь отметить, что все они — авторитетны для любого ортодоксального еврея, как хасида, так и «нехасида».
Шхина почиет на праведнике
1. Пятикнижие. Глава «Лех-Леха» 17:22: «И закончил Всевышний говорить с ним и поднялся от Авраама». РАШИ: «Иносказание это, применительно к Шхине. И учит нас тому, что праведник — колесница Святого благословен Он».
2. Пятикнижие. Глава «Ки Тиса» 33:7: «А Моше возьмет тот шатер и установит его вне стана, далеко от стана. И назовет его шатром собрания. И будет каждый, изыскивающий („мевакейш“) Всевышнего, выйдет к шатру собрания, который вне стана». РАШИ: «Отсюда — посещающий мудреца, как предстающий перед Шхиной».
3. Пятикнижие. Глава «Итро» 18:12: «И взял Итро, тесть Моше всесожжение и жертвы Б-гу. И пришел Аарон и все старейшины Израиля вкушать хлеб с тестем Моше пред Б-гом». РАШИ: «Отсюда — наслаждающийся трапезой, на которой сидят мудрецы Торы, как будто наслаждается сиянием Шхины».
4. РАМБАМ. «Законы изучения Торы» 5:1: «И не существует чести выше чести рава и страха (трепета) большего, нежели страх перед учителем. Сказали мудрецы: „Страх перед равом, как страх перед Небесами“ („Авот“ 4:12). И поэтому сказали: „Каждый оспаривающий своего рава, как оспаривающий Шхину… и каждый, ссорящийся со своим равом, как делающий это со Шхиной… и каждый, кричащий на своего рава, как кричащий на Шхину… и каждый, сомневающийся в своем учителе, как сомневающийся в Шхине“ („Санедрин“ 110:1)».
5. Мехильта на недельную главу «Шмот» 14:31: «И поверили во Всевышнего, и в Моше, раба Его». — На первый взгляд, если в Моше поверили, — тем более, во Всевышнего? Приходит это для того, чтобы научить тебя тому, что каждый, кто верит в «верного пастыря», как будто верит в слова Того, кто сказал и появился мир. Подобно этому ты говоришь: «И говорил народ про Б-га и про Моше: Зачем вывел ты нас из Египта умирать в пустыню и т.д.» («Бамидбар» 21:5). — На первый взгляд, если про Б-га говорили, — тем более про Моше? — Но это пришло научить тебя тому, что каждый, кто говорит про «Верного пастыря», как будто говорит про Того, кто сказал и появился мир.
Праведник подобен Храму
1. РАМБАМ. «Законы изучения Торы» 5:7: «…Человек обязан приезжать к своему Ребе на праздники, в течение которых каждый мужчина-еврей обязан был приезжать в Храм».
2. Талмуд. Трактат «Рош а-Шана» 18б: «„весит“ смерть праведников, как сожжение дома Б-га нашего».
3. Талмуд. Трактат «Мегила» 29а: «„…Я буду для вас ‘малым Храмом’“ (Йехезкель 11). Сказал рабби Элиэзер: „Это дом рабейну в Вавилоне т.е. дом руководителя изгнания вне Земли Израиля“».
4. Талмуд. Трактат «Ктубот» 111а: «„А вы, прилепившиеся ко Всевышнему, Б-гу вашему, живы все вы сегодня“. — Разве можно прилепиться к Шхине? И написано: „Всевышний, Б-г твой, — огонь пожирающий“. Но выдающий дочь свою за мудреца, делающий бизнес с мудрецами и помогающий мудрецам своим имуществом, — засчитывает ему Писание, как будто прилепился он ко Шхине. Подобно этому ты говоришь: „…любить Всевышнего, Б-га твоего, и прилеплятся к Нему“. — А разве возможно человеку прилепиться к Шхине и т.д.».
5. «Мидраш Раба» на «Шир а-Ширим» 1:1: «Йешива рабби Элиезера была устроена… и один камень был в ней, и был предназначен ему [рабби Элиезеру], для сидения. Однажды рабби Йеошуа вошел и поцеловал этот камень. И сказал: „Камень этот подобен горе Синай, а тот, кто сидит на нем, подобен ковчегу Завета“».
Молитва и благословения праведника
1. Талмуд. Трактат «Бава Батра» 116а: «…Сказал рабби Пинхас бар Хамо: „Каждый, у которого есть больной в доме, пусть пойдет к мудрецу и попросит за него милосердия, как написано: ‘…а мудрец искупит ее’ (Мишлей 16)“».
2. РАМБАН на недельную главу «Итро» 18:15: «„Потому что приходит ко мне народ вопрошать Б-га…“ — Ответил Моше своему тестю: „Приходится им стоять передо мной большую часть дня, потому что по множеству дел являются они предо мной, потому что приходит ко мне народ вопрошать Б-га: молиться за болезни их и сообщать о том, что пропало у них, потому что это называется ’вопрошением Б-га’“. И так будут делать с пророками, как сказано: „В прошлом в Израиле говорил человек, идя вопрошать Б-га: ’Идите к провидцу’“… (Шмуэль 1 9:9)».
3. РАШИ. Недельная глава «Беаалотха» 11:2: «И возопил народ к Моше… — Это подобно примеру с царем из плоти и крови, который разгневался на сына своего. И пошел сын к любимому своего отца и сказал ему: „Пойди и попроси за меня у отца“».
4. «Кицур Шульхан Арух» 128:13: «После утренних молитв в канун Рош а-Шана принято посещать кладбище и распростираться на могилах святых людей… чтобы призвать святых людей ходатайствовать за нас в День Суда».
5. РАШИ. Недельная глава «Хукат» 21:32: «И послал Моше разведывать Язейр… Разведчики захватили этот город. Сказали они: «Не поступим мы, как первые разведчики, поклеп которых на землю Израиля стал одной из главных причин сорокалетних скитаний евреев по пустыне] — уверены мы в молитве Моше, чтобы воевать».
6. РАШИ. Недельная глава «Ваишлах» 34:25: «Уверенно — …уверены были в силе старца [Яакова]».
7. Недельная глава «Толдот» 27. (Благословения Ицхака).
8. Недельная глава «Вайехи» 49. (Благословения Яакова).
9. Недельная глава «Браха» 33. (Благословения Моше).
10. РАШИ. Недельная глава «Лех-Леха» 12:2: «И будет благословение — благословения переданы в руку твою. До нынешней поры были в Моей руке: благословил Я от Адама и Ноаха. С настоящего времени Ты благословляй того, кого захочешь».
11. Благословение коэнов.
12. Талмуд. Трактат «Моэд Катан» 16б: «Сказал рав: сказал ему Святой, благословен Он, поскольку принизил ты себя, — будешь как Я: что Я выношу приговор, а ты отменяешь его».
Когда праведник дает нам…
1. Талмуд. Трактат «Псахим» 112а: «Сказал рав Шмуэл бар Ицхок, что означает то, что написано: „Деяние рук его благословил Ты…“? (Йов 1) — Каждый, получающий монету от Йова, благославляется».
2. Талмуд. Трактат «Брахот» 5б: «Рабби Хия бар Аба заболел. Пришел к нему его учитель рабби Йоханан навестить больного. Сказал ему рабби Йоханан: „Любимы тебе мучения твои?“ Ответил ему рабби Хия бар Аба: „Не любимы мне ни они, ни награда их награда, которую получает принимающий их с любовью“. Сказал ему рабби Йоханан: „Дай мне руку твою“. Дал ему руку и поднял [т.е. вылечил] его. Рабби Йоханан заболел. Пришел к нему рабби Ханина навестить больного. Сказал ему рабби Ханина: „Любимы тебе мучения твои?“ Ответил ему рабби Йоханан: „Не любимы мне ни они, ни награда их“. Сказал ему рабби Ханина: „Дай мне руку твою“. Дал ему руку и вылечил его рабби Ханина. Почему?! Пускай бы поднял [т.е. вылечил] себя сам. Говорят: „Заключенный сам не освобождает себя из тюрьмы“».
3. РАШИ. Недельная глава «Пинхас» 27:23: «И возложил руки его — …и сделал его, как полный и переполненный сосуд, и щедро наполнил его мудростью своей».
4. Недельная глава «Бешалах» 17:11: «И было, когда воздымал Моше руку его — и усиливался Израиль, а когда опускал руку его — и усиливался Амалек».