4 Тевета 5782 года, четвертый день недели, гл. Ваигаш

Суббота — день святости и отдыха

В субботу запрещаются разные виды работы. Из этого люди, далекие от еврейского образа жизни, заключают, что нельзя делать тяжелую работу, которая называется собственно трудом. Но это неверно...

8123 (6)
Суббота — день святости и отдыха
Субботний стол

Суббота — день святости и отдыха, но не бездеятельного отдыха. Это день, посвященный духовному обновлению и особой близости к Б-гу, день, посвященный молитве и изучению Торы. Многие хасиды в этот день особенно долго молятся, предваряя молитву изучением хасидизма и размышляя об изученном при молитве.

В субботу запрещаются разные виды работы. Из этого люди, далекие от еврейского образа жизни, заключают, что нельзя делать тяжелую работу, которая называется собственно трудом, работой, а то, что делать легко, наверное можно и в субботу. Но это неверно. Нельзя, например, разорвать лист бумаги. Что в этом трудного?

В субботу запрещаются 39 видов работ и все те действия, которые можно с ними связать. Эти 39 работ — работы, производившиеся при постройке Храма и при служении в нем. Они охватывают всю сферу человеческой деятельности. Запрещаются также все действия, которые не необходимы в субботу, то есть не входят в область молитвы и изучения Торы. С другой стороны, в субботу человек должен делать все, что не запрещено и от чего он получает удовольствие. Так, в этот день обязаны устраивать трапезы с вином и особо вкусной едой и т.п.

Почему субботние запреты связаны именно с действиями человека? Каббала и хасидизм учат, что в этот день все миры и все, что в них, восходят на более высокие ступени, чем в будние дни. Все сотворенное стремится в этот день возвыситься к своему Источнику и получить глубоко внутреннюю жизненную силу. Так же, как в завершение дней Сотворения последовала суббота, то есть была необходимость в возвышении миров для получения ими Божественного влияния, это необходимо и сейчас и постоянно возобновляется в недельном цикле, отражении дней Сотворения. Если не уточнять, если выразить это крайне упрощенно, то мир Асия в субботу поднимается на уровень мира Йецира, мир Йецира — на уровень мира Брия, мир Брия — на уровень мира Ацилут и т.д. Миры Асия, Йецира, Асия и Ацилут по внутреннему своему качеству соответствуют ступеням действия (Асия), эмоций (Йецира), мысли (Асия) и Божественного (Ацилут). Таким образом, в субботу мир Асия (на самой нижней ступени которого находится наш физический мир, вся известная нам вселенная) — это уже не мир действия, он восходит на более высокую ступень. И соответственно в этот день наша жизнь также выражается в самой высокой духовной деятельности, при которой и человек черпает силу своей души из своего Источника.

В субботу прекращаются мучения в аду. В этот день не принято возносить к Б-гу молитвы-просьбы, так как они исполняются и без этого. В этот день не исполняют некоторые заповеди, например, заповедь надевания тфиллин, так как духовное действие этой заповеди в субботу происходит само собой. Удовольствие, испытываемое в субботу, — предвкушение удовольствия, ожидающего нас в мире грядущего, после прихода Мошиаха. Буквы слова суббота (שבת, «шабат») составляют слово «тшува» (תשובה, покаяние). Однако в субботней молитве не читают места, говорящие о покаянии. Покаяние в субботу также высшего порядка — вместо усилий человека, так называемого покаяния «снизу вверх», в этот день сам Всевышний приближается к человеку, Своим влиянием приводя его к покаянию.

Субботний день приносит благословение всей неделе!

Начинается суббота с зажигания свечей (до захода солнца). Это выполняется обычно женщиной, так как она больше бывает дома. Свечи зажигают для сохранения мира, так как в темноте человек теряется и начинаются ссоры. Однако, когда есть другое освещение, например электрическое, все равно необходимо зажечь свечи до наступления субботы, так как это объяснение заповеди (принесение мира) — лишь внешнее ее объяснение, есть более глубокие духовные толкования смысла этой заповеди. Она производит во всех мирах другие духовные впечатления, для познания которых требуется основательное знание кабалы.

Итак, в субботу еврей посвящает много времени молитве и изучению Торы. Вот как проводит субботу хасид. Перед наступлением субботы, в синагоге собираются гораздо раньше, чем наступает время молитвы. Каждый изучает что-то из Торы по своему выбору. Кто-то произносит наизусть изложение каких-нибудь вопросов хасидизма Любавичским Ребе שליט"א. Затем все читают вечернюю молитву и возвращаются домой на первую трапезу. Утром хасид идет в микву для ритуального омовения, что благотворно влияет на душу. Затем он возвращается домой и садится изучать теорию хасидизма. Есть в этой области огромное количество книг. После этого он продумывает изученное. Так проходит время до 10 часов утра, когда начинается молитва. Многие остаются молиться, когда все уже покидают синагогу. Будучи в будни заняты работой, они хотя бы в субботу долго молятся и во время молитвы размышляют об изученном утром или о еще каких-нибудь близких их сердцу вопросах хасидизма. Размышление утром после изучения хасидизма и размышление при молитве отличаются друг от друга тем, что перед молитвой хасид размышляет разумом, а во время молитвы размышляет так, чтобы это стало ему близко и проникло в его душу.

Молитва кончается примерно в 1.30, и тогда наступает время трапезы. (Так как в отличие от других евреев хасиды молятся поздно, они утром перед молитвой перекусывают так, что это не может считаться трапезой). Во время трапезы отец часто проверяет знания младшего сына по тому, что он учил в течение недели в хедере. И сам отец рассказывает членам семьи то, что он учил, хасидские рассказы и пр. В течение дня есть также занятия по изучению различных областей Торы — утром учат беседы Ребе שליט"א Короля Мошиаха и книгу «Тания», позже — свод законов «Шулхан Арух» Старого Ребе и т.п.

А в синагоге жизнь продолжается. Начинается так называемый «фарбренген» (на идиш — препровождение времени, хасидское застолье). Некоторые и после молитвы остаются в синагоге, другие возвращаются туда после трапезы. Во время фарбренгена хасиды поют, немного выпивают и едят, проводят время вместе в дружеской беседе на темы вопросов хасидизма и служения Всевышнему, рассказывают хасидские рассказы или что-нибудь из своего опыта. Такой фарбренген служит средством духовного обновления, возникает ощущение человеческой теплоты для служения Всевышнему. Остается лишь немного времени для отдыха. Немного поспать — и уже снова нужно идти в синагогу. Наступает вечер. Конец субботы.

Как же может надлежащим образом проводить субботу человек, не умеющий учить Тору и живущий в таком месте, где на синагогу тратят лишь часа два? Печально, если взрослый человек посвятит в этот день свое время играм, как это могут делать дети. Если человек не знает иврита в достаточной степени, чтобы читать священные книги, то он может найти религиозную литературу на русском языке, так как теперь появляется все больше таких изданий. К тому же, если ему не хватает знания иврита, он может значительную часть этого дня посвятить изучению языка, пользуясь книгами ТАНАХа, или изучать книги ТАНАХа, пользуясь даже небольшим знанием иврита, в надежде, что в дальнейшем это будет ему все легче и легче даваться.

Опубликовано: 07.01.2004

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter