21 Менахем-Ава 5781 года, шестой день недели, гл. Экев

Миква для тела, миква для души

07.03.2021 457 (0)
Миква для тела, миква для души
Миква для тела, миква для души

Давайте рассмотрим несколько законов о микве, где идет речь об очищении посредством погружения в ритуальный бассейн. Общий урок, который следует извлечь из этих законов — это сила полного погружения, как пишет сам РАМБАМ в заключительном законе этого раздела: «Законы нечистого и чистого являются указаниями Торы и решение вопроса не зависит от сознательности человека. То же самое касается и окунания от осквернения, которое входит в число законов. Нечистота — это не глина или испражнения, которые смываются водой, это указание Торы, и оно зависит от настроя сердца. Таким образом, мудрецы сказали: окунулся, и не было у него никакого потенциального статуса — он будто и не окунался. Несмотря на это, здесь содержится намёк: подобно тому, как он имел настрой к очищению; поскольку он окунулся, то считается чистым; и хотя он ничем в своём теле не обновляется, то и тот, кто настраивает своё сердце на очищение своей души от нечистоты тех душ, которые задумывают неладное и держат в себе злые мысли, раз он согласился в своём сердце отойти от этих советов и привёл душу свою к воде сознания, то он, в данном случае, считается чистым».

Любавичский Ребе Король Мошиах неоднократно говорит о деталях законов миквы и практическом применении этих законов в служении Всевышнему. Вот несколько примеров:

1. Ничего не оставляйте, даже волосы…

РАМБАМ пишет (1:2-7), что если человек полностью погрузился в воду, за исключением кончика мизинца, он все еще ритуально нечист… Если у человека есть волосы, все его волосы должны быть погружены.

Ребе (беседа «Микец» 5745 г.) замечает, что волосы человека очень незначительны и легко удаляются. Тем не менее, пока волосы находятся на голове человека, они становятся настолько неотъемлемым, что если прядь волос остается вне вод миквы, человек полностью остается нечистым.

Из этого закона, говорит Ребе, мы видим, что когда дело доходит до воли Всевышнего, нет никакой разницы между (кажущейся) большой или малой заповедями — все они заслуживают нашего полного внимания и исполнения. В то время как для человека существует большая разница, дает ли он — или получает — тысячу долларов или несколько центов, для Всевышнего и то и другое является исполнением заповеди благотворительности и должно рассматриваться как таковое.

2. Разница между рукотворной миквой и природным источником

РАМБАМ (9:8) описывает разницу между погружением в природный источник или искусственный бассейн с водой: «Какая разница между родником и миквой? Миква очищает только при сорока сеа, а родник очищает в любом размере; миква очищает только в стоячем виде, текущая вода по ней не очищает, а родник очищает текущей водой».

Еще одно отличие: вода миквы очищается только в том случае, если ее собирают в резервуар. Вода, вытекающая из него, не очищает. Напротив, вода из природного источника очищается даже во время течения.

Отсюда мы видим, что если вода остается связанной со своим источником (как в случае с родником), она может очистить все без каких-либо ограничений. Ребе (беседа в Суккот 5748 г. и «Ваигаш» 5749 г.) извлекает из этого закона потрясающий урок в связи между хасидом и Ребе: случается, что хасид может чувствовать себя подавленным, думая о своей ответственности очистить и улучшить свое окружение. Он может подвергнуть сомнению свои природные способности, инструменты, имеющиеся в его распоряжении, или какова будет реакция в его общине и т.д.

РАМБАМ устраняет все эти страхи, предлагая простое решение: соединиться напрямую с «источником» — Ребе — и тогда не будет никаких вопросов или ограничений с очищением. Все будет очищено до высшей степени и с наибольшим успехом.

3. Участие человека в Божественном очищении

РАМБАМ пишет (4:2): «Сказали мудрецы: миква не будет полностью состоять из черпанной воды, как это происходит в яме; она не должна подобно роднику полностью создаваться руками Небес; но её делала рука человека, то она пригодна».

Ребе (беседа «Берейшит» 5747 г.) объясняет, что хотя когда что-то приходит свыше, это всегда более духовно возвышено, Всевышний желает «человеческих усилий», чтобы мы участвовали в реализации цели творения. Мы никогда не должны недооценивать значимость нашей работы в этом мире.

Величайшая миква из всех

Во время изгнания мы изо всех сил пытаемся полностью погрузиться в «воды чистого знания» Торы. У нас есть множество внутренних и внешних отвлекающих факторов, которые мешают нам полностью и должным образом сосредоточиться. Полное погружение в «воду чистого знания» произойдет во времена Мошиаха. Как сам РАМБАМ заканчивает свой труд («Законы королей» 12:5): «В те дни не будет ни голода, ни войн, ни зависти, ни соперничества, ибо блага земные будут в изобилии‚ и всевозможных яств будет столько, сколько есть на свете праха земного. И весь мир будет занят только познанием Всевышнего. И потому станут все сыны Израиля великими мудрецами, и будет ведомо им тайное‚ и постигнут они мудрость Творца своего, насколько это в человеческих силах, как сказано: Ибо наполнится земля знанием Г-спода, как море полно водою».

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter