1) Если в Песах человек обнаружил кусок хамца, который он не нашёл при проверке ночью 14-го Нисана, то закон следующий: как в случае если он обнаружил этот кусок в своём доме, так и в случае если он обнаружил его в другом месте, которое находится в его владении, если речь идёт о праздничных буднях («холь а-моэд»), он обязан уничтожить этот хамец сразу же после того, как увидел. При этом необходимо произнести благословение «...который освятил нас своими заповедями и заповедовал нам в отношении уничтожения хамца».
И несмотря на то, что человек уже аннулировал весь свой хамец ночью 14-го Нисана, тем не менее, он должен уничтожить этот хамец по постановлению мудрецов, чтобы не забыть и не съесть его.
И необходимо произнести благословение, подобно тому как благословение произносится на все заповеди, которые ввели мудрецы.
(И несмотря на то, что ночью 14-го Нисана человек уже произнёс благословение на уничтожение хамца, и этим благословением освободился от того, чтобы произносить благословение 14-го Нисана днём, как объясняется в главе 432), тем не менее, человек освобождается от необходимости произносить благословение именно при ситуации когда он уничтожает хамец, который он нашёл при проверке или тот хамец, который был куплен для употребления в пищу днём 14-го Нисана, поскольку всё то время пока он не уничтожил хамец, найденный при проверке, проверка, на которую он произносил благословение, не считается завершённой, так как проверка без уничтожения не имеет значения.
Исходя из этого, не нужно произносить благословение на уничтожение всего хамца, который человек уничтожает до того, как он ещё не завершил уничтожение того хамца, который был найден при проверке, поскольку считается что всё это время ещё не закончилась заповедь поиска хамца, на которую человек произносил благословение.
И даже если человек не нашёл при проверке никакого хамца, ему не нужно произносить благословение, когда днём 14-го Нисана он будет уничтожать хамец о котором во время проверки ему было известно, что на следующий день его придётся уничтожить, и данное уничтожение считается завершением проверки.
И даже если человек уничтожает другой хамец, о котором ему не было известно во время проверки, как, например, в ситуации если во время проверки этот хамец был скрыт в некой дыре и человек его не нашёл, а впоследствии он оттуда выкатился и человек обнаружил этот хамец, или же если человек принял решение на следующий день и приобрел хамец, или же решил испечь хлеб со статусом хамец — в этих ситуациях нет необходимости произносить благословение при уничтожении хамца, если человек уничтожает его до того, как завершил уничтожение хамца, о котором во время проверки ему было известно, что его придётся уничтожить, поскольку считается, что ещё не завершилась заповедь поиска, на которую человек произнёс благословение «на заповедь уничтожения», а (речь идёт о такой ситуации) когда человек ещё не закончил уничтожать хамец, о котором во время проверки ему было известно, что его придётся уничтожить.
Однако если человек уничтожает хамец, который он обнаружил после того, как закончил уничтожать хамец о котором во время проверки ему было известно, что его придётся уничтожать — он обязан произнести благословение, поскольку заповедь поиска, на которую было произнесено благословение, уже закончена.
2) О чём это сказано? О ситуации, когда человек уничтожает хамец после наступления шестого светового часа. Если же он уничтожает хамец до наступления этого времени, не нужно произносить благословение (на уничтожение), даже если он уже закончил уничтожение хамца, о котором ему было известно во время проверки. Объяснение этого заключается в том, что всё то время, пока не наступил шестой световой час, считается, что заповедь проверки ещё не закончилась, ведь проверка хамца осуществляется с целью его уничтожить, и пока не наступил шестой световой час, нет обязанности его уничтожать. И получается, что человек вообще не исполнил заповедь, сделав проверку и уничтожение, если ещё не наступил шестой световой час (на время чего) хамец не находится в его владении. Когда же шестой световой час наступил, считается что ретроактивно человек исполнил заповедь проверки и уничтожения хамца.
И когда есть сомнение в отношении обязанности произносить благословения, мы идём в сторону облегчения.
И возможно, что даже когда человек уничтожает хамец с шестого часа и далее до ночи, нет обязанности произносить благословение, но только лишь если он уничтожает хамец в сам Песах, поскольку всё то время, пока не наступил Песах, не считается, что заповедь поиска и уничтожения хамца завершена, поскольку до наступления ночи человек не преступает (из-за хамца) «пусть не будет виден» и «пусть не находится», и это по той причине, что Тора заповедовала уничтожать хамец в канун Песаха после полудня и далее именно для того, чтобы в сам Песах человек не преступал «пусть не будет виден» и «пусть не находится», как объясняется в главе 432. И получается, что когда наступает Песах, заповедь из Торы завершается ретроактивно, посредством того, что человек осуществил проверку и уничтожил хамец из своего владения.
3) И всё это относится к ситуации, когда у куска хамца, найденного в Песах, есть объём «с малину» («кезаит»). Если же объём (найденного в Песах хамца) меньше чем «кезаит», то не произносят благословение на его уничтожение, поскольку есть такие авторитеты, которые говорят, что если объём хамца меньше чем кезаит, то вообще нет обязанности его уничтожать, если человек аннулировал его до Песаха, как объясняется в главе 459.
И следует придерживаться этого мнения и не произносить благословение на уничтожение хамца, объём которого меньше чем «кезаит», поскольку когда есть сомнение в отношении обязанности произносить благословения, мы идём в сторону облегчения.
4) О чём это сказано? О ситуации, когда речь идёт о найденном хамце, который заквасился до наступления Песаха, который человек уже аннулировал когда сказал «вся закваска» («коль хамиа»), однако если у человека заквасилось тесто в сам Песах, в случае чего человек не может его аннулировать, то даже если объём этого хамца меньше, чем кезаит, он должен уничтожить его по всем мнениям, по причине постановления связанного с хамцом, объём которого кезаит, в отношении которого человек преступает «пусть не будет виден» и «пусть не находится» по Торе, и поэтому человек должен произносить благословение на уничтожение этого хамца.
О чём это сказано? О ситуации, когда речь идёт о том, что этот хамец заквасился полноценным образом, как объясняется в главе 459. Если же хамец не заквасился полноценным образом, и также если речь идёт о зёрнышке пшеницы, которое было обнаружено в варённом блюде, или же это зернышко было замочено в воде, в случае чего даже если оно раскололось, это не считается полноценной закваской, как объясняется в главе 467 — в таком случае человек не произносит благословение на уничтожение даже если закваска произошла в сам Песах.
5) Если человек нашёл в своём доме кусок хамца в праздник или в субботу, то даже если в нём есть объём кезаит, то пусть он не уничтожает его в тот день, но необходимо накрыть этот кусок сосудом до вечера (имеется ввиду до окончания субботы или праздника), с целью скрыть его от глаз чтобы не забыться и не съесть его, а когда наступит вечер необходимо этот хамец уничтожить.
О чём это сказано? О ситуации когда хамец заквасился до того, как человек сделал аннуляцию хамца 14-го Нисана, в случае чего человек не преступает в отношении этого хамца «пусть не будет виден» и «пусть не находится» по Торе. Что же касается хамца, который заквасился в Песах, его можно уничтожить даже в праздник, для того, чтобы не преступать в отношении него «пусть не будет виден» и «пусть не находится».
И как нужно этот хамец уничтожить? Если есть перед человеком река, то пусть раскрошит его и кинет в реку, но пусть не сжигает его, чтобы уменьшить в осквернении праздника.
Если же перед ним нет реки, то пусть сожжёт его или раскрошит и развеет по ветру.
И несмотря на то, что воздержание от исполнения запрещённых работ в праздник содержит в себе повелительную и запретительную заповеди, как объясняется в главе 495, а что касается уничтожения хамца в Песах, это (также) содержит в себе повелительную заповедь «уничтожьте закваску...», и запретительную: «пусть не будет виден» и «пусть не находится», и не отталкивают повелительную и запретительную заповеди ради повелительной и запретительной заповедей, тем не менее, поскольку работы по зажиганию (от заранее зажженого огня) и рассеиванию были разрешены Торой в праздник для нужд приготовления пищи, они были разрешены полностью, даже не для приготовления пищи, при условии что есть в них нужда для праздника, например, если это касается проходящей заповеди, время исполнения которой в тот же день, как объясняется в главе 495. Уничтожение хамца также считается проходящей заповедью, поскольку каждый момент, когда человек держит у себя хамец и не уничтожает его, он преступает в отношении него «пусть не будет виден» и «пусть не находится».
А есть авторитеты, которые спорят с этим и говорят, что даже если речь идёт о хамце, который заквасился в Песах, пусть не уничтожает его человек в праздник, и даже если есть перед ним река, пусть не бросает его туда. (Аргументация этих авторитетов такова) — поскольку в Песах от хамца запрещено получать выгоду, он является «мукце» и запрещено передвигать его в праздник, поскольку он не годен ни для чего.
И несмотря на то, что запрет передвигать «мукце» — это запрет мудрецов, а уничтожение хамца, который не аннулировали до Песаха — заповедь из Торы, так что человек преступает в отношении него «да не будет виден» и «да не находится», тем не менее, мудрецы ввели своё постановление даже если это приведёт к нарушению повелительной и запретительной заповедей Торы, поскольку у них есть полномочие отодвинуть некую вещь из Торы если это происходит пассивным образом, то есть человек не преступает запрет Торы активным образом, а (только лишь) не делает действие, так что (эта вещь) аннулируется сама собой.
И даже сжечь хамец в том месте где он лежит — запрещено, несмотря на то, что при этом человек его не перемещает, и (несмотря на то, что) работа по зажиганию была разрешена для нужд приготовления пищи, тем не менее, мы не говорим, что раз это было разрешено для нужд приготовления пищи, то это разрешено и для исполнения заповеди, поскольку по Торе можно исполнить эту заповедь без осквернения праздника, то есть кинуть в реку или сбросить в туалет, ведь передвигать мукце запрещено по постановлению мудрецов, и так же, по Торе, человек может развеять (хамец) по ветру, ведь не сказали, что развеивать — это основная работа, но только лишь если человек развеивает зерно, чтобы отделить его от плевел, что представляет из себя отбор (пищи из мусора) (мусора из пищи), но если человек развеивает любую пищу по ветру, нет в этом запрета Торы.
И поэтому запрещено сжигать хамец в праздник по закону Торы, и невозможно, чтобы мудрецы разрешили то, что запрещено Торой, но поступить нужно так: накрыть хамец сосудом до вечера, и посредством того, что человек задерживает у себя присутствие хамца, он не преступает «пусть не будет виден» и «пусть не находится», поскольку он хочет уничтожить хамец, но мудрецы не дают ему этого сделать, и поэтому считается, что человек находится под властью независящих от него обстоятельств, а Тора предупредила о нарушении «да не будет виден» и «да не находится» именно в той ситуации, когда у человека есть возможность уничтожить хамец.
7) Если крыша нееврея расположена рядом с крышей еврея, и случилось так, что хамец перекатился с крыши нееврея на крышу еврея, закон таков: если речь идёт о буднях праздника или кануне Песаха после шестого светового часа и далее, то нужно оттолкнуть этот хамец палкой обратно на крышу нееврея или столкнуть в общее владение, по причине постановления, которые было введено чтобы человек не забылся и не поел (этот) хамец, когда поднимется на крышу чтобы использовать её (для некой цели). Однако пусть он не переносит (данный) хамец руками чтобы возвратить его на крышу нееврея, чтобы был у него отличительный знак посредством того, что он толкает этот хамец палкой, дабы он не забыл о запрете и не съел этот хамец сейчас, когда возвращает его на крышу нееврея.
И по этой же причине запретили касаться хамца нееврея на протяжении всех дней Песаха. Однако разрешено касаться хамца еврея когда занимаются уничтожением (этого хамца) в канун Песаха или в будни праздника, и мы не опасаемся, что еврей забудет и съест его, поскольку речь идёт о ситуации когда он занимается его уничтожением, а если так, то как же он забудется и съест его?
Если же ситуация такова, что еврей обнаружил в субботу или праздник хамец, который закатился на его крышу, то пусть не толкает его палкой, поскольку это считается передвижением «мукце», которое запрещено передвигать даже посредством другой вещи, как объясняется в главе 311, но необходимо накрыть его сосудом до вечера и тогда столкнуть его на крышу нееврея или в общее владение.