СБП. Дни Мошиаха! 9 Адара II 5784 г., третий день недели Ваикра | 2024-03-19 03:36

Искажение понятия «кто есть еврей» и борьба Ребе с этим явлением

Настоящая торговля монопольным правом определять, кто есть еврей, развернулась в мафиозном обществе, коим является израильская политическая арена. Словом гиюр могут воспользоваться также реформистские, консервативные деятели.

1095 (2) мин.
Перевод для сайта:Эстер Кей

Настоящая торговля монопольным правом определять, кто есть еврей и кто нет, развернулась в мафиозном обществе, коим является израильская политическая арена. Действительно: во времена Ахава и Изевели царица финикийская решала, какие культы ее «кнессет» будет внедрять среди населения страны, а жрецы были представлены внушительными цифрами — по 450 «мандатов» в каждодневной царской кормушке… А истинным пророком был, наверно, один Элияу.

Похожая ситуация начала складываться и в Святой Земле в связи с необходимостью определять вещи, называть их своими именами. Становление государства: ну, допустим, хотя с точки зрения чисто правовой Израиль является такой же корпорацией, как и нынешний Аэрофлот. Есть страны, и Израиль в их числе, зарегистрированные как корпорации. Далее. Независимость: от кого? Еврейский брак и развод — каковы они? Гражданский кодекс израильтянина — в чем он заключается? По какому принципу давать статус репатрианта новоприбывшим? И самое главное и критическое утверждение. Кто есть еврей?

Бен Гурион, потрясавший ТАНАХом как исходной правовой основой создания государства, решил обратиться к 50 мудрецам, которых счел достойными, и попросил их дать определение: «Кто есть еврей?» 37 из числа опрошенных дали ответ, что определение для дальнейшего законодательного решения будет по своду еврейского закона (галахе): «Либо родился евреем по матери, либо принял гиюр». Так и записали.

Партия МАФДАЛ в 1970 г. настояла на уточнении формулировки, вернее, на ее усложнении: «Либо родился евреем по матери, либо принял гиюр, и при этом не относится к иной вере».

Постепенно акцент сместился, и стало выглядеть так, будто последнего фактора достаточно: человек не исповедует ничего иного, объявляет себя евреем, ну вот и все, что нужно.

А как по галахе? Имеется ли фактор самоопределения, то есть — кем ты сам себя считаешь?

Декларация или самоопределение себя как еврея не имеет значения

Как мы видим из письма Ребе к Бен-Гуриону еще в 1959 году («Игрот Кодеш» том 18 письмо 6714). Бен-Гурион задал Ребе такой вопрос: «Если имел место смешанный брак и женщина в этом браке не еврейка и не приняла гиюр до рождения ребенка, то как быть?»

Ответ Ребе Короля Мошиаха был таков, что соблюдающие или «свободные от соблюдения», светские или религиозные, не важно — для всех должен быть один галахический подход. «Мое мнение, — написал Ребе, — соответствует еврейскому закону. Декларирование себя евреем тут не поможет. Желание записаться евреем не поменяет реальности».

Ребе добавил, что все еврейские круги, все слои общества должны принять эту данность. Он объяснил: «Принадлежность к еврейскому народу обеспечивается двумя факторами: рождением у биологической еврейки-матери либо принятием гиюра по всем канонам свода законов. Таков заведенный порядок из поколения в поколение. И он касается не только детей от смешанных браков, которых кто-либо из родителей желал бы записать как еврея. Таков порядок и относительно любого человека, который желает поменять свою национальность и записаться евреем: он может приступить к этой теме лишь посредством процесса гиюра и только согласно формулировкам правил гиюра в своде еврейского закона».

Итак, в чем проблема с законодательством? Начиная с 1970 года, Ребе говорит о том, что в государственном законе не хватает самого главного: указания, что гиюр должен быть по галахе. Словом гиюр могут воспользоваться также реформистские, консервативные деятели. (Для них миква — это бассейн, микрофон в шабат — это норма, ну и так далее, со всеми вытекающими последствиями). А те, кто принимает такой государственный закон, сами являются евреями по галахе — это лишь усугубляет ситуацию. Это — бунт против Б-га.

Комиссия за целостность народа

Комиссия за целостность народа была образована для борьбы с искажениями формулировок и восстановления основы нормативного определения. Сначала ее возглавил Йеуда Фелдаи, после его кончины — р. Нахум Требник, в более поздние годы р. Шмуэль Хефер и И. Хольцман.

На хасидском застолье 19 Кислева 1977 г. Ребе дал слово председателю этой комиссии Фельдаи, хотя обычно слово не предоставлялось кому бы то ни было, звучали лишь беседы Ребе. Тот сказал, что, как бы он ни опасался напугать собравшихся, однако факт: деятельность комиссии нуждается в денежных вливаниях, пожертвованиях.

Упущенные возможности

«Ликуд» по главе с Бегиным пришел к власти в 1977 г., и, казалось бы, тут-то и можно было сказать: союз религиозных партий войдет в правительственную коалицию только если будет выправлен закон о том, кто является евреем.

Рав Требник начал такую деятельность, и длилась она 6 лет. Затем в день 19 Элула 1982 г. Бегин внезапно уволился, ушел с поста. Через две недели скончался глава комиссии р. Требник, успев лишь разослать срочные телеграммы религиозным членам Кнессета с таким содержанием: «6 лет невыполненных обещаний прошли, но хотя бы теперь нужно настоять на выполнении требования к уточнению госзакона кто есть еврей». Острая статья по теме была также напечатана им перед уходом из этого мира…

Редкое выражение

Возвращаясь назад, к событиям Лаг ба-Омер 1970 г., когда Ребе выступал на параде, проходившем у здания «770», он употребил редкое и несвойственное ему выражение: «Гибель наших солдат в войне на истощение — это прямой результат того, что прибывших из СССР неевреев записали по прибытии в качестве евреев».

Эти слова вызвали бурю в израильском истеблишменте. Голда Меир возмущенно приостановила заседание в Кнессете. Журналисты стали обвинять Ребе в тенденциозном подходе. Какая связь между госзаконом «Кто есть еврей» и гибелью наших солдат? Ребе нимало не смутился. Он, согласно свидетельствам собравшихся, сказал: «Вот точно так же, как я вижу то, что сейчас у нас суббота, а время 3.30 пополудни, точно так же я вижу прямую связь между гибелью наших солдат и нарушением закона „Кто есть еврей“. Что ж мне — скрывать ту информацию, которую я вижу?»

Фалашмура

Эфиопские общины начали прибывать в Израиль в рамках проекта спасения бедняков этой страны. Ребе сказал, что им нужно проходить «гиюр на всякий случай» («гиюр ле-хумра») для того, чтобы считаться евреями. Они не могут все поголовно изначально быть записаны как евреи, как бы ни хотелось этого политическим карьеристам.

Задача посланника

На международном слете посланников в 1987 году был такой эпизод. Поговорив с р. А. Шемтовом наедине, Ребе дал ему указание выступить на слете и произнести такие слова: «Посланники больше не должны заниматься этим вопросом». Но сделать это следовало не от имени Ребе. Тот выступил и сказал, что посланники больше не должны заниматься вопросом «Кто есть еврей». Поднялась буря. Шемтов «принял огонь на себя». Только через год только выяснилось, что никакой его инициативы тут не было.

24 Тевета 1988 г. уже от самого Ребе прозвучало следующее: «Посланники должны заниматься своим делом в рамках того места, где они ведут работу, и там следить за правильным выполнением и в том числе правила „Кого считать евреем“, но им не нужно вмешиваться, как бы сильно их кто-то не хотел вмешать, в то, какие веяния или влияния будут в стране Израиля, поскольку это действительно не их дело. Мало кто из их общины думает о поездке или переселении в Израиль, так что тут нет какой-то важной задачи формировать политику, воззрения и т.д.»

Более того: «Даже посланники в самой Земле Израиля не должны позволять себя втягивать в дебаты, которые имеют политический оттенок».

Вот подборка некоторых указаний Ребе по этому поводу: «Не добавлять огня и страстей в споры», «Посланник и его миссия — не втягиваться в противоположное посланничеству и миссии его», «Если человек спорит и говорит, что ему очень важно узнать правду — отошлите ему список указаний и ссылок на „Шулхан Арух“, он сам разберется дальше», «Есть такие, кто хотел бы довести до взрыва», «Участие в спорах — это помощь таким, «Пусть договорятся между собой хабадские активисты и придут к общей платформе! Срочно!»

В этот период Ицхак Шамир занял пост главы правительства, и речь снова зашла о том, выставлять ли условием для вхождения в коалиционное правительство — чтобы была принята полноценная формулировка закона «Кто является евреем». И ответ от Ребе был — да.

То есть борьба продолжается, но только там, где можно наносить точечные удары, а не бороться с ветряными мельницами.

И в 1975 г. на хасидском застолье в день 15 Швата Ребе сказал, что будет бороться за формулировку «Кто есть еврей» до самого прихода Мошиаха.

Опубликовано: 03.03.2021 Комментарии: 2 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter