Вера в приход Мошиаха — это один из основополагающих принципов иудаизма. Что нового вносит сюда Ребе?
На самом деле такой вопрос можно задать по поводу многого. Например, в чем «новшество» хасидизма? А ни в чем, просто учение хасидизма осветило некоторые испокон веков существовавшие, но недостаточно разработанные темы. Сам Ребе, когда перед войной в Персидском заливе все специалисты пророчили Израилю черное будущее, встал и процитировал Тору: «Страна, на которую всегда направлены глаза Всевышнего». Ну, спросите, в чем тут новость, это же в Торе написано? Но когда действительно по данным разведслужб все плохо, а Ребе как бы говорит: «У меня есть лучше осведомленная разведслужба — Пятикнижие!» и берет на себя полную ответственность за жизни десятков тысяч евреев, рекомендуя им вопреки всем прогнозам вести себя в соответствии с этой цитатой из Торы — разве это не нововведение? Так же и многие простые вещи Ребе Король Мошиах «возродил» и придал им совершенно иной смысл.
И как же он освещает тему встречи Мошиаха?
Можно просто сравнить, как Алтер Ребе говорит о Мошиахе, а как Ребе ШЛИТА: Алтер Ребе подчеркивает в основном духовный план, тогда как Ребе ШЛИТА, который сам должен окончательно спустить Освобождение с неба на землю, говорит об этом как о чем-то реально происходящем. К примеру, Ребе объясняет, что на сегодняшний день есть проблема с послетрапезным благословением, ведь сказано: «Будешь есть, и насытишься, и благословишь», но еврей остался голодным, поскольку не отведал еще дикого быка и левиафана; или в беседе 11 Элула 5751 г. приводит запрет смеяться в полный голос (из-за скорби по поводу разрушения Храма) и замечает, что в наше время этот запрет не актуален, потому что Мошиах уже раскрылся…
Когда Ребе лет сорок назад выдвинул лозунг «Мы хотим Мошиаха сейчас», люди недоумевали: разве Мошиаха можно так просто «хотеть сейчас», как какую-нибудь чашечку кофе? Но теперь, после тщательной работы Ребе в этом направлении, стало гораздо легче говорить о Мошиахе как об осязаемой действительности.
Что это означает для нас? В беседе от 5752 г. на недельную главу «Хаей Сара» Ребе говорит, что к миссии посланников добавилось нечто новое. Как же сегодня должна выглядеть работа посланников Ребе? В чем отличие от прежних задач?
Ребе постановил, что сегодня тема Мошиаха является «воротами», через которые проходит все остальное. И если прежде посланник мог не всю свою энергию посвящать этой теме, а заниматься и другими вещами, то сегодня это недопустимо!
Ребе объясняет в вышеупомянутой беседе, что Авраам отдал для союза Ицхака с Ривкой «все свое имущество», хотя для самой свадьбы было бы достаточно части, поскольку речь здесь идет о судьбоносном, основополагающем событии. Так же и со встречей Мошиаха: Ребе определяет ее как «единственное, что осталось». Хасидизм объясняет разницу между словами «один» и «единственный»: за «одним», даже если в данный момент он действительно один, может в принципе следовать «два», «три» и так далее; за «единственным» — не может, он единственный навечно. Значит, если встреча Мошиаха — это единственное, что осталось сделать, то в работе посланника любая даже самая маленькая деталь непременно должна быть связана с Мошиахом. Иными словами, если посетитель центра ХАБАДа не ощущает, что все вокруг — подготовка к приходу Мошиаха, не чувствует у посланника волнение от того, что в любую минуту Мошиах может раскрыться — значит, этот посланник упускает самое главное.
![Рав Менахем Фридман в 770](/pic/r-menachem-fridman-600.jpg)
Любой еврей, слушая беседу Ребе, сразу понимает, что для Ребе это главное. Даже во время раздачи долларов, когда люди начинают говорить с Ребе о чем угодно, он часто ведет разговор к Мошиаху. Мы тоже так должны себя вести…
Серьезно, двадцать четыре часа в сутки крутиться вокруг Мошиаха? Это не так-то просто. И что, посланник больше ничем не должен заниматься? Как так?
Да, иной раз хочется подать людям более «фотогеничные» темы, но Ребе поставил в центр тему Мошиаха. Мы можем выбирать, как ее освещать — здесь рассказом, там притчей, но Мошиах должен фигурировать в любой области, которой мы занимаемся. Все остальные несомненно важные вещи окажутся не утерянными, а тоже связанными с ним. Вот пример: несколько студентов йешивы написали Ребе, что у них сейчас проходят трактат «Бава батра», а они бы хотели изучать более связанные с Освобождением главы из трактата «Кодашим». Как бы в ответ на их обращение Ребе в беседе на главу «Мишпатим» 5752 г. подробно объяснил связь трактата «Бава батра» с Освобождением. Если мы действительно будем погружены в тему Мошиаха, то сама собой найдется связь любой вещи с ним.
Понятно нам это или нет, легко или тяжело, но ситуация такова. Был период, когда «воротами», через которые евреи связывали себя с Ребе и получали все благословения на физическое и духовное, было голосование на выборах за определенную партию. Это нам понятно? Представляете, еврей хочет получить благословение, хочет приблизиться ко Всевышнему, что от него требуется? Голосовать за партию, на которую указал Ребе… Но так постановил тогда Ребе! А теперь Ребе постановил, что наши «ворота» — принятие Мошиаха, и для того, чтобы любая деталь нашей жизни была пронизана этой центральной темой, мы должны быть всецело в нее погружены.