Что выбрать: урок Торы для детей или для взрослых?

26.01.2020 591 (21)
Рав Эрез Хазани Перевод: Моше-Залман Забродин
Что выбрать: урок Торы для детей или для взрослых?
Что выбрать: урок Торы для детей или для взрослых?

Сказано в Торе («Шмот» 6:6): «И спасу я вас от труда (рабского)...». Зачастую наши мудрецы сравнивают рабский труд, которым египтяне порабощали евреев, именно с материальным грузом забот, духовной «тьмой» и отсутствием света от учёбы и соблюдения Торы в жизни.

В свете этого, уместно привести и разобрать ситуацию, в которую попал раввин, прибывший в одну из еврейских общин, чтобы укрепить там уровень изучения и соблюдения Торы.

Поговорив с местным старостой синагоги, он выразил желание установить два урока по изучению Торы в субботу: один с детьми, а другой со взрослыми.

Однако староста поставил его перед выбором: «В настоящий момент мы готовы только на установление одного урока, поэтому выберите что-то одно: или сделайте урок с детьми, или со взрослыми».

Данный раввин стал перед большим выбором: с одной стороны на взрослых лежит обязанность Торы изучать её, на детях же, которые не достигли возраста обязанности в заповедях, такой обязанности нет. Но, с другой стороны, детям намного легче, чем взрослым, на основании изученного, сформировать и изменить свой образ жизни.

Что необходимо предпочесть данному раввину при невозможности сделать два урока: урок Торы с детьми или со взрослыми?

Ответ:

Написал РАМБАМ («Законы изучения Торы» 1:1-2): «...Несмотря на то, что малолетний свободен от заповеди изучения Торы, отец обязан обучать его Торе, как сказано: „И обучите им (словам Торы) сыновей ваших, дабы говорили они о них“. И это сказано не только о сыновьях человека, но заповедь относится к каждому мудрецу из народа Израиля — обучать Торе учеников, несмотря на то, что они не являются его сыновьями, поскольку ученики также называются сыновьями».

И заповедь лежащая на отце обучать малых детей — заповедь Торы (как объясняет Алтер Ребе в своем в «Законах изучения Торы» 1:8).

Однако, необходимо разобраться в нашем вопросе — что именно необходимо предпочесть, когда есть возможность сделать только что-то одно: урок Торы для взрослых или для детей.

В трактате «Кидушин» 29б разбирается вопрос, что предпочтительнее: заповедь лежащая на отце обучать своего ребёнка Торе, или обучаться Торе самому отцу ребёнка (в случае, если у него нет финансовой возможности обеспечить учёбу и себе и сыну).

И вот, там сказано, что если есть возможность обеспечить учёбу кого-то одного, то учёба отца предшествует учёбе сына. Рабби Йеуда говорит: «Если его сын схватывает и запоминает материал лучше, то его обучение предпочтительнее обучению отца».

Далее Гемара приводит следующую историю, что это подобно тому, что произошло с р. Яковом, сыном р. Ахи бар Яакова. Отец послал его на учёбу к мудрецу Абайе. После возвращения сына домой (по прошествии некоторого времени), р. Аха увидел, что его сын не особо усвоил изученный материал, и сказал сыну: «Я предпочтительнее тебя (поскольку схватываю и запоминаю материал лучше). Теперь оставайся ты, а пойду (учиться у Абайе) я».

И очевидно, что таково же решение и в нашем случае: если больше пользы от учёбы будет от уроков с детьми, необходимо начать давать уроки именно им. Если же пользы будет от уроков со взрослыми, то уроки необходимо сделать именно для взрослых.

(Ещё раз подчеркнём, что речь идёт только о ситуации, когда нет возможности давать уроки и взрослым и детям).

И так же постановил Алтер Ребе («Законы изучения Торы» 1:7): «Даже если отец ещё не учил Тору, и не сможет этого делать, если будет занят заработком, чтобы обеспечить обучение Торы сына, смотрят на следующий фактор: если сын более смышлен в учебе, чем отец, то обучение сына имеет первостепенное значение, поскольку тем, что сын будет обучаться Торе, и сам отец исполнит заповедь изучения Торы. Однако, при этом, отец не должен полностью отстраниться от изучения Торы, но установить себе отдельное время для собственной учёбы, в соответствии с его возможностью, несмотря на то, что это и не будет исполнением заповеди изучения Торы, как того требует закон, а именно изучать и знать всю Тору целиком».

В отношении обучения Торе детей уместно привести слова из книги «Бен Йеояда» (р. Йосеф-Хаима из Багдада, известного также как Бен Иш Хай), которые он приводит в объяснение того, почему в трактате «Бава Батра» (8б) учителя малых детей сравниваются со звездами, что учится из сказанного в книге пророка Даниеля (гл. 12): «Приводящие многих к праведности — подобны звездам вовеки». Бен Иш Хай объясняет это сравнение следующим образом: звезды представляются нашему зрению маленькими, однако на самом деле они чрезмерно велики, а маленькими кажутся нам в силу той огромной высоты, на которой они расположены.

Также дело обстоит и с учителями: многим кажется, что то, чем они занимаются: обучают детей буквам еврейского алфавита и огласовкам, а также базисным вещам в Торе — невелико по значению, однако на самом деле их заслуга очень велика, поскольку они приводят к произнесению слов Торы теми, в которых нет греха (детьми).

Темы: Учеба
Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter