Вопрос: Меня интересует, является ли Ребе раввином, выносящим алахические постановления, т.е. посеком? Вообще, кто является раввином-посеком?
Ответ: Раввин-посек, это раввин, сдавший специальный экзамен, прошедший стажировку у другого раввина и получивший от него разрешение выносить алахические постановления. Основную задачу такого раввина я бы определил коротко, как способность выносить решения по вопросам, ответ на которые не указан явно в «Шулхан Арухе».
В ХАБАДе именно вынесением алахических решений занимались Алтер Ребе (автор «Шулхан Аруха») и Цемах-Цедек (автор сборников ответов по еврейскому закону). Но каждый из глав ХАБАДа выносит алахические решения. Особенно это относится к Ребе Королю Мошиаху, который, разумеется, тоже посек, просто это не основная его функция.
В беседах Ребе употребляет слово «пасак» по отношении к Ребе РАЯЦ, приводя в качестве источника его выступление. Отсюда понятно, что если Ребе рассуждает на тему связанную с практическими действиями (а это всегда!), то хасид воспринимает это как псак. Кроме этого, во многих письмах Ребе выступает как посек. С другой стороны, Ребе дал указание хасидам обращаться с алахическими вопросами не к нему, а к раввинам. Как это понять?
Основная функция Ребе — это глава еврейского народа, то есть Мошиах. Он не «работает» посеком, но когда видит алахическую проблему, которую никто не может решить или решает неправильно, то выносит свое решение. Также можно сказать, что Ребе не работает учителем в хедере, но когда видит проблемы с воспитанием еврейского народа, дает указания. И так в каждой области.
Можно привести пример с еврейским кораблем в субботу, с запретом отдавать арабам еврейскую землю, запретом использовать микрофон в субботу…
Как сказано в Торе (глава «Итро» 18:22): «И пусть они судят народ во всякое время. И будет: всякое дело большое представят тебе, а всякое дело малое рассудят они (сами); и облегчится тебе, и будут нести они вместе с тобою».
Еще нужно сказать, что у многих раввинов, которых в религиозном мире считают посеками, нет четкой линии — их постановления в разное время иногда противоречат друг другу. Например, один раввин постановил об одном районе современного Иерусалима, что это не Иерусалим. Но когда много лет назад он был раввином в Иерусалиме, то постановил об этом же самом районе, что он принадлежит к Иерусалиму. Или другой раввин много лет назад подписал постановление о запрете продавать дома в Израиле неевреям, а недавно без всяких обоснований взял свои слова обратно.
У Ребе такого нет — все его постановления, даже 50-летней давности, актуальны и сегодня. И в них заметна четкая позиция, напоминающая позицию Рогачевера, который дал в свое время Ребе «смиху» раввина.
Ребе прекрасно знает не только алахические сборники прошлого, но также и все современные труды и неоднократно ссылается на них. Ребе советуется со многими раввинами (например с р. Моше Файнштейном), но не потому, что не знает ответа, а чтобы выполнить указание Торы.
Таким образом мы видим, что Ребе также и посек всемирного масштаба и рядом с ним никто и близко не стоит. Ребе — это человек еврейского закона!