23 Менахем-Ава 5781 года, первый день недели, гл. Реэ

Послание Ребе: моральный кодекс для всего человечества

11.11.2003 4365 (0)
Послание Ребе: моральный кодекс для всего человечества
Послание Ребе: моральный кодекс для всего человечества

Мы являемся свидетелями переломного момента истории. Только за последние несколько лет радикальные изменения охватили весь мир. Репрессивные режимы в разных странах уступают дорогу моральному самосознанию в социальных и политических сферах. Поэтому сейчас весьма уместно задуматься над динамикой этого процесса, чтобы обрести новые силы и новые идеи для воплощения в жизнь стоящих перед человечеством задач...

Объясняя цель Творения, наши мудрецы говорили, что Б-г (природа которого творить добро) создал этот мир для реализации своего желания творить добро. Как сказано в 145-м псалме: «Б-г добр ко всем, и милость Его — ко всем творениям Его». Поскольку в природе того, кто добр — делать добро другим, сотворение Вселенной явилось выражением Б-жественной доброты. С этой точки зрения Вселенная и все живое — получатели и объекты Б-жественной доброты, как об этом сказано в благословении после трапезы: «Благословен Ты... который в доброте своей даешь всему миру пропитание, в милости и милосердии».

Поэтому все, что происходит в мире, даже явное зло — такое, как стихийные бедствия — должно, в конечном итоге, быть искуплено добром. Аналогично, злое начало в человеке, который в основном добр, есть лишь «механизм», созданный Б-гом для наделения человека свободой выбора. Ибо если бы Б-г сотворил мир абсолютно добрым, и постижение его не требовало бы никаких усилий со стороны человека, то люди не умели бы ценить добро.

В свете этого важно понимать, что в борьбе человека со злом — либо в мире вообще, либо внутри самого человека — не должно быть конфронтации. Наоборот, подчеркивая добрые стороны в мире и в людях и находя добро во всех случаях жизни, мы можем «подавить» зло до такой степени, что оно исчезнет.

Хотя Б-г создал мир таким, что у людей есть свобода выбора, Он дал нам и руководство для выбора добра: Б-жественный моральный кодекс, созданный раньше всех человеческих законодательств, — единственный непреходящий и приемлемый для любой цивилизации, основанной на добре и морали. Этот кодекс, известный под названием «Семь законов сыновей Ноаха», устанавливает применимое ко всем людям объективное определение добра. Как показала современная история, мораль, основанная на человеческом понимании добра, относительна, субъективна и неубедительна. Более того, педагогам и стражам закона отлично известно, что ни запугивание, ни страх перед наказанием не могут воспитать чувство моральной ответственности. Оно может родиться только из знания, что есть «Глаз, который видит, и Ухо, которое слышит», Тот, перед Кем мы все должны давать отчет.

Законы сыновей Ноаха, состоящие из семи Б-жественных Заповедей, были даны Ноаху и его сыновьям после Потопа. Эти законы нужны были для того, чтобы Hoax и его сыновья — прародители нового человечества, пришедшего на смену тому, что было до Потопа (чья аморальность и навлекла на мир Потоп) — поверили, что человечество не скатится снова в пропасть.

Законы, которые повелевают установить справедливые суды и запрещают идолопоклонство, святотатство, убийство, кровосмешение, грабеж, поедание частей живых животных (жестокость к животным), — основа морали вообще. И они относятся ко всем аспектам жизни, ибо на их основе устанавливаются и другие законы. Этот кодекс позднее вошел в Свод законов Моше (Моисея) — Тору, данную ему на горе Синай. И особая задача, полученная еврейским народом на Синае, — просвещать человечество и способствовать выполнению этих семи законов. Из-за преследований, которым подвергались евреи, невозможно было выполнить эту задачу в течение многих веков нашей истории, но сегодня, при современной терпимости и свободе, у нас появляется возможность способствовать более широкому соблюдению этих законов.

Соблюдение законов сыновей Ноаха, которые являются выражением Б-жественной доброты, связывает и объединяет все человечество моральной ответственностью перед своим Создателем. А это единство способствует миру и гармонии среди народов, достигая тем самым конечной цели: несение добра.

Поддержите сайт www.moshiach.ru
Читайте еще на эту тему:
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter