СБП. Дни Мошиаха! 8 Нисана 5784 г., третий день недели Мецора | 2024-04-16 08:21

Послание Ребе: моральный кодекс для всего человечества

Мы являемся свидетелями переломного момента истории. Только за последние несколько лет радикальные изменения охватили весь мир.

11.11.2003 4786 мин.

Мы являемся свидетелями переломного момента истории. Только за последние несколько лет радикальные изменения охватили весь мир. Репрессивные режимы в разных странах уступают дорогу моральному самосознанию в социальных и политических сферах. Поэтому сейчас весьма уместно задуматься над динамикой этого процесса, чтобы обрести новые силы и новые идеи для воплощения в жизнь стоящих перед человечеством задач...

Объясняя цель Творения, наши мудрецы говорили, что Б-г (природа которого творить добро) создал этот мир для реализации своего желания творить добро. Как сказано в 145-м псалме: «Б-г добр ко всем, и милость Его — ко всем творениям Его». Поскольку в природе того, кто добр — делать добро другим, сотворение Вселенной явилось выражением Б-жественной доброты. С этой точки зрения Вселенная и все живое — получатели и объекты Б-жественной доброты, как об этом сказано в благословении после трапезы: «Благословен Ты... который в доброте своей даешь всему миру пропитание, в милости и милосердии».

Поэтому все, что происходит в мире, даже явное зло — такое, как стихийные бедствия — должно, в конечном итоге, быть искуплено добром. Аналогично, злое начало в человеке, который в основном добр, есть лишь «механизм», созданный Б-гом для наделения человека свободой выбора. Ибо если бы Б-г сотворил мир абсолютно добрым, и постижение его не требовало бы никаких усилий со стороны человека, то люди не умели бы ценить добро.

В свете этого важно понимать, что в борьбе человека со злом — либо в мире вообще, либо внутри самого человека — не должно быть конфронтации. Наоборот, подчеркивая добрые стороны в мире и в людях и находя добро во всех случаях жизни, мы можем «подавить» зло до такой степени, что оно исчезнет.

Хотя Б-г создал мир таким, что у людей есть свобода выбора, Он дал нам и руководство для выбора добра: Б-жественный моральный кодекс, созданный раньше всех человеческих законодательств, — единственный непреходящий и приемлемый для любой цивилизации, основанной на добре и морали. Этот кодекс, известный под названием «Семь законов сыновей Ноаха», устанавливает применимое ко всем людям объективное определение добра. Как показала современная история, мораль, основанная на человеческом понимании добра, относительна, субъективна и неубедительна. Более того, педагогам и стражам закона отлично известно, что ни запугивание, ни страх перед наказанием не могут воспитать чувство моральной ответственности. Оно может родиться только из знания, что есть «Глаз, который видит, и Ухо, которое слышит», Тот, перед Кем мы все должны давать отчет.

Законы сыновей Ноаха, состоящие из семи Б-жественных Заповедей, были даны Ноаху и его сыновьям после Потопа. Эти законы нужны были для того, чтобы Hoax и его сыновья — прародители нового человечества, пришедшего на смену тому, что было до Потопа (чья аморальность и навлекла на мир Потоп) — поверили, что человечество не скатится снова в пропасть.

Законы, которые повелевают установить справедливые суды и запрещают идолопоклонство, святотатство, убийство, кровосмешение, грабеж, поедание частей живых животных (жестокость к животным), — основа морали вообще. И они относятся ко всем аспектам жизни, ибо на их основе устанавливаются и другие законы. Этот кодекс позднее вошел в Свод законов Моше (Моисея) — Тору, данную ему на горе Синай. И особая задача, полученная еврейским народом на Синае, — просвещать человечество и способствовать выполнению этих семи законов. Из-за преследований, которым подвергались евреи, невозможно было выполнить эту задачу в течение многих веков нашей истории, но сегодня, при современной терпимости и свободе, у нас появляется возможность способствовать более широкому соблюдению этих законов.

Соблюдение законов сыновей Ноаха, которые являются выражением Б-жественной доброты, связывает и объединяет все человечество моральной ответственностью перед своим Создателем. А это единство способствует миру и гармонии среди народов, достигая тем самым конечной цели: несение добра.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter