СБП. Дни Мошиаха! 16 Нисана 5784 г., четвертый день недели Ахарэй | 2024-04-24 01:05

Обрезание для Бней Ноах. Тора и медицина

Опираясь на мнение современной медицины можно выделить несколько преимуществ обрезания для здоровья мужчины...

05.06.2023 540 мин.

Обрезание («брит мила») является важнейшей религиозной процедурой для каждого еврея, ведь её смысл — вхождение еврея в завет со Всевышним. Известно, что первым человеком, получившим приказ от Творца совершить обрезание, был Авраам. Но имеется информация из талмудической литературы, указывающая на то, что данная заповедь соблюдалась «по умолчанию» ещё со времён Адама. Так, сказано, что Адам был сотворён уже обрезанным («Авот рабби Натана» 2:5), обрезанным родился Ноах («Авот рабби Натана» 2:5) и его сын Шем (комментарий РАШИ к «Берейшит» 6:10). Вероятно, это не единственные люди до Авраама, которые были обрезанными. Но ключевое здесь то, что они с обрезанием уже рождались. А Авраам — нет, и он получил указание.

Казалось бы, что обрезание, как и соблюдение субботы, является чисто еврейской заповедью. Но это не так. Еврейские мудрецы постановили, что праведные Бней Ноах тоже имеют право делать обрезание. Вот, что пишет р. Моше Вайнер: «Если нееврей, не происходящий от потомков Авраама, желает сделать обрезание по прямому велению Б-га, то он нарушает запрет на создание новой религии или заповеди. В то же время, если он делает себе обрезание, поскольку желает таким образом сделать дар Б-гу, ему разрешается это сделать, и он получает за это духовную награду» («Божественный Кодекс» I 3:5).

Здесь речь идёт о желании ноахида сделать себе обрезание с сугубо духовным намерением — как можно лучше угодить Творцу. По установлению РАМБАМа («Пеер а-Дор», глава 60) ноахид имеет право попросить еврея, чтобы тот обрезал ему и толстую и тонкую крайнюю плоть. Помимо этого, нееврей, может делать обрезание и своим сыновьям.

Нужно отметить, что кроме чисто духовного желания у нееврея может возникнуть и иное — материальное. Объясняется это так: если нееврей желает исполнить какую-либо заповедь Торы ради практической выгоды, ему это не запрещается, даже если он делает это в соответствии с требованиями, предъявленными к евреям («Божественный кодекс» I 3:6). Но при исполнении таких заповедей нееврей должен соблюдать их частично. Касаемо обрезания, то установлено раввином Вайнером, что нужно «обрезать только толстую крайнюю плоть, в отличие от еврейского обряда обрезания, включающего также обрезание нижележащей тонкой крайней плоти».

То есть мы видим две ситуации и два способа действия. Если ноахид хочет сделать дар Всевышнему путём совершения обрезания, то он может это сделать (но не как заповедь, а как личное служение), обрезав и толстую плоть и тонкую. Но если же обрезание делается с материальных побуждений (медицинских, гигиенических, сексуальных и т.д.), оно должно быть сделано частично. Понятное дело, что в первом случае логичней будет сделать обрезание у моэля (хотя разрешено и у хирурга), а во втором — у медицинского специалиста-хирурга.

В данной статье есть смысл писать конкретно об обрезании, которое совершается с целью служения. Но хотелось бы рассмотреть с точки зрения медицины дополнительные материальные выгоды, кои получает человек после прохождения данной процедуры.

Опираясь на мнение современной медицины можно выделить несколько преимуществ обрезания для здоровья мужчины:

1) снижение риска инфекционных заболеваний мочеполовой системы (мочевыводящих путей);

2) уменьшение риска заболеваний, передающихся половым путём (ВИЧ, вирус папилломы человека, сифилис, трихомониаз);

3) снижение риска опухолевых патологий (как у обрезанных мужчин, так и у женщин, пребывающих в сексуальном контакте с обрезанными мужчинами).

Принято в нынешнем поколении, поколении Мошиаха, что силам святости противостоят силы нечистоты («клипот»). Против обрезания неоднократно пытались развернуть кампанию, прикрываясь наукой. С Б-жьей помощью, адекватными учёными была доказана полная несостоятельность псевдонаучных теорий. Так, некоторые пытались утверждать, что обрезание негативно влияет на развитие центральной нервной системы у малолетних детей.

В ответ было проведено серьёзное исследование, опровергающее нелепые обвинения. Доказано, что мужское обрезание не влияет на долговременное накопление глюкокортикоидов (провоцирующих психический стресс) и не вызывает нейробиологические изменения нейронов мозга. Мало того, было выдвинуто предположение, что гормональные эффекты от операции обрезания могут привести к повышению стрессоустойчивости из-за сниженного восстановления гормонов на глюкокортикоидном рецепторе. В принципе, устойчивость к эмоциональным потрясениям — одна из материальных причин успешного существования еврейского народа на протяжении всей истории.

Что ж. В данной статье была совершена попытка описать духовное и материальное значение обрезания для народов мира (при этом медицинские аспекты касаются и евреев). Однозначно, ноахид, который принял решение пройти процедуру обрезания, удостаивается огромных духовных благ. Личное приношение Творцу и солидаризация с еврейским народом являются фундаментальными причинами, по которым нееврей, принявший Тору в виде 7 заповедей, имеет право на обрезание.

Важно упомянуть и хасидский аспект. Обрезая крайнюю плоть при помощи специалиста, необходимо работать и над самостоятельным духовным «обрезанием» своего сердца. Сказано: «И обрежьте крайнюю плоть сердец своих» (Дварим 10:16), а также «И обрежет Б-г Всесильный твой сердце твоё» (Дварим 30:6). И объясняет Алтер Ребе в трактате «В тот самый день», что обрезание сердца — это совершение раскаяния, исправления и возвращения на путь служения Творцу. Хоть слова текста Торы и хасидского трактата касались духовного смысла выполнения материальной еврейской заповеди, ноахиды несомненно также могут вынести для себя урок: проходя через операцию обрезания (как личный выбор, а не как заповедь), нужно проходить и через постоянное совершение раскаяния

Возвращаясь на путь Торы, мы несомненно удостоимся раскрытия праведного Мошиаха и наступления окончательного Освобождения.

Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter