«В тот самый день обрезан был Авраам…»
Давайте рассмотрим вопрос, который упоминается в наших книгах: «Почему Авраам не обрезал себя раньше, ведь он соблюдал всю Тору до того, как она была дана, даже закон „объединения блюд“»?
Для того, что понять это, нужно сначала осознать, что представляет собой обрезание, в чем его суть. Сказано о Торе: «Не на небесах она, чтобы сказать: „Кто поднимется для нас на небеса?“» Первые буквы слов «кто поднимется для нас на небеса» составляют слово «обрезание», а последние — Имя Всевышнего.
И идея этого такова, как сказано ранее: «Обрежьте же оболочку вашего сердца», и еще сказано: «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое». И это значит, что есть два вида обрезания.
Один из них — это процесс снизу вверх, когда мы должны обрезать оболочку своего сердца, и это символизирует идею раскаяния, как сказано «И возвратишься ты к Г-споду, Б-гу твоему» в исполнении Торы и заповедей. И сказали мудрецы: «Если евреи раскаиваются, то наступает освобождение, а если нет, то не наступает». И о времени после собрания изгнанников сказано: «И приведет тебя… на землю… и Он будет благотворить тебе». И это вид обрезания сверху вниз, «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое» (и эти слова «Он будет благотворить тебе… больше, чем отцам твоим» связаны со словами «Как велико благо Твое, которое хранишь Ты для боящихся Тебя…». А так как о Моше, который родился обрезанным, сказано: «И увидела по нему, что он хорош…»), это значит, что идея первого вида обрезания, снизу вверх, — это пробуждение снизу, а пробуждение сверху — это раскрытие уровня «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое…»
И вот, об этом втором виде обрезания, которое произойдет после собрания изгнанников и после выполнения всей Торы, сказано: «Кто поднимется для нас на небеса — первые буквы этих слов составляют слово „обрезание“», что выше уровня Торы, о которой сказано: «Не на небесах она», так как она спускается именно до самого низа. И как рассказывается в Талмуде, что сказал рабби Йеошуа: «Мы не полагаемся на Глас с небес, так как Тора не на небесах, а на земле». И она называется «Тора Всевышнего», так как Имя Всевышнего состоит из четырех букв: «йуд» — сокращение, «эй» — расширение, «вав» — привлечение и т.д. И посредством этого Тора спускается вниз. Но этот вид обрезания выше Имени Всевышнего до такой степени, что на него намекают первые буквы фразы, а на Имя — последние. И отсюда следует, что это небесный уровень. И это выше уровня Торы, которая спустилась вниз, ниже этих небес. И об этом сказали наши мудрецы: «Велико обрезание, о котором было заключено 13 заветов». Смысл слов «велико обрезание» таков, что это вид высшего обрезания, сверху вниз, при котором «обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое» и поэтому о нем было заключено 13 заветов. Что это значит? Безусловно, это говорит о том, что заключение завета — выше разума и понимания, как пример двух друзей, которые заключают завет о взаимной любви, то есть, эта любовь становится обязательной. И даже если после этого у него не будет чувства любви из-за знания, но, тем не менее, он заставляет себя любить своего друга и это чувство выше разума и знания. И поэтому, чтобы было раскрытие и привлечение высшего вида обрезания (что связано с аспектом «как велико благо Твое…») нужно чтобы было 13 атрибутов милосердия, которые выше мудрости и разума. И поэтому это выше Имени Всевышнего и уровня Торы (как 13 атрибутов милосердия находятся выше Торы и поэтому там находится прощение грехов). И об этом сказано: «Пока не перейдет народ Твой, Всевышний», то есть пока не перейдет на уровень выше Имени Всевышнего (и также в 13 атрибутах милосердия сказано «и перейдешь…»).
И теперь становится понятным смысл того почему Авраам соблюдал всю Тору до того, как она была дана, но не выполнил заповедь обрезания. Он так поступил, потому что хотел достигнуть уровня того высокого вида обрезания, который раскрывается сверху вниз. И поэтому он соблюдал всю Тору, которая ниже этого вида обрезания, и только после этого удостоился высокого вида обрезания, которое сверху. И поэтому написано «и обрезан был Авраам», а не написано «и обрезал себя», как сказано относительно Ишмаэля и слуг, что значит, «обрезал их крайнюю плоть», так как это обрезание снизу, ибо сказано «обрежьте же оболочку вашего сердца».
Но Авраам удостоился раскрытия уровня «И обрежет Г-сподь, Б-г твой, сердце твое», поэтому сказано: «обрезан был Авраам». И тогда слова «В тот самый день обрезан был…» означают, что это было в самую суть этого дня, а этот день — «тот день, который длится и который весь благо».
И суть этого дня — это то самое раскрытие, которое произойдет в будущем, раскрытие уровня «как велико благо Твое» и также «весь благо». И когда раскрылась для него суть этого дня, тогда Авраам «был обрезан…»