СБП. Дни Мошиаха! 22 Нисана 5784 г., третий день недели Ахарэй | 2024-04-30 11:04

Том 1, стр. 306

…после этого. Ведь в этом случае «он не оставил и т.д.». Поэтому мы вынуждены сказать, что также и этот раскаявшийся человек включен в общее правило «каждая душа».

И хотя в некоторых местах Алтер Ребе подчеркнул, что аспект колесницы должен быть все дни, без перерыва даже на час, как было сказано выше, но даже если сказать, что в этот момент он является колесницей в действии, это не противоречит тому, что будет после этого, если только в любой час он сможет пробудиться и стать аспектом колесницы (которая есть в потенциале). В любом случае, если человек совершил грех, то в этот момент он не мог пробудиться, так как в него вошел дух глупости. И наоборот, тогда он становится колесницей для сил абсолютного зла, которое находится в трех нечистых оболочках. И хотя после этого он раскаялся, но тем не менее он пропустил один час, когда он совершал грех.

И вот, чтобы не было противоречия со словами из книги «Тания» в разных местах, нужно объяснить это так — согласно правилу (трактат «Рош а-Шана» 16б), что человека судят только по его поступкам — если в этот час его состояние и курс души таковы, чтобы не прекратить даже на короткое время быть колесницей (на деле или, по крайней мере, в потенциале) — и также в нем не осталось никакого отпечатка от совершенных ранее грехов, так как он уже совершил требуемое раскаяние — то этот человек в данный момент носит название колесницы.

А что касается сказанного в книге «Тания», что праотцы все дни не прекратили и т.д. — святость праотцов и их достоинство таковы, что все свои дни они были на уровне колесницы, но отсюда не следует, что если у какого-то человека был перерыв на один час, то он навеки потерял надежду.

И наподобие этого нужно объяснить сказанное в книге «Тания» там (гл. 12), что средний никогда за свою жизнь не совершал грехов и его нельзя назвать грешником даже на одну минуту в течение всей его жизни. А в гл. 14 написал, что каждый человек может быть средним в любое время и в любой момент — и чтобы не было противоречия между этими двумя главами — должно быть так, как было сказано, что имеется в виду то, что со стороны его нынешнего положения он не совершал греха (и не осталось отпечатка от него) и не соверши и т.д. (и не так, как написал рав Каан в брошюре «а-Томим» №8 об этом).

И на основании всего этого следует правило, которое установили наши благословенной памяти учителя (РАМБАМ, «Законы о раскаянии» в конце гл. 3 и см. также Иерусалимский Талмуд, трактат «Пеа» 1:1 в конце): «Нет ничего, что могло бы устоять перед раскаянием».

* * *

И во всем этом нет противоречия с тем, что сказано в книге «Истина Яакову», что если человек согрешил хотя бы…

« предыдущая стр.следующая стр. »

© Шолем Л. | Просмотров: 1364 | Комментарии: 0

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter