Также, несомненно, он объяснит Вам о трех равноценных для каждой души уроках из указаний моего тестя и учителя… и начнете изучать их по крайней мере с настоящего времени, и это известные уроки по Пятикнижию, Псалмам и книге «Тания».
С благословением,
от имени Ребе ШЛИТА
секретарь
№3364
С Б-жьей помощью
20 Адара, 5715 года
Бруклин
Мир и благословение!
В ответ на Ваше письмо от третьего дня месяца, когда увеличивают в радости, в котором пишете о том, что собираетесь поехать в Швейцарию, но не упоминаете причины этого. И ведь есть удовлетворяющие всем желаниям по всем понятиям йешивы в Святой Земле и в чем выгода в переезде, распылении души и т.д. И кроме этого, что также является важным, зачем нужно выезжать из Святой Земли за границу?
Вы спрашиваете о том, что написано во многих местах в хасидизме, что есть час духовного освобождения во время молитвы и возражаете на это из того, что сказано в нескольких местах, среди которых РАМБАМ, что духовное освобождение зависит от прихода праведного Мошиаха.
И вот понятно, что эти вещи не противоречат друг другу, ведь в духовном освобождении есть несколько уровней, также как есть несколько уровней в материальном освобождении. И как человек останавливается из своей деятельности в мирских делах и понятно, что речь не идет о грешниках, а о разрешенной по Торе деятельности, и начинает прославлять Всевышнего в молитве, после чего просит о своих нуждах, то этим он освобождает свою душу от мирских дел и связывает ее с Творцом мироздания. А когда после будних дней он вступает в субботний день, то это дополнительное освобождение (что это одна из причин того, что Баал-Шем-Тов установил читать во время дневной молитвы перед наступлением субботы 107-й псалом: «Благодарите Г-спода... скажут избавленные Г-сподом и т.д.»). И также когда прекращают вести себя по тому образцу, который «работал» во время изгнания, и начинают вести себя так, как это будет в Дни Мошиаха, то это более высокая ступень в освобождении, как это очевидно. И это в дополнение к основной разнице между личным освобождением и его временем и общим освобождением на долгое время или навеки, см. «Игрот Кодеш» Алтер Ребе, п. 4, а также в словах наших учителей (трактат «Брахот» 8а): «Каждый, кто занимается Торой и добрыми делами, а также молится... как будто освобождает Меня и Моих детей из среды народов мира».