№4621
С Б-жьей помощью
14 Менахем-Ава 5716 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Ицхак Дубов1 из Манчестера
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваше письмо от 10 Менахем-Ава и благодарю за удовольствие, которое Вы доставили мне содержанием письма, отправленного в мой секретариат, с описанием визита посланников в Вашу общину.
Дай Б-г, чтобы все это сохранило отпечаток в последующие дни на практике для распространения источников хасидизма наружу.
Посылаю брошюру, которая только что вышла в свет. Несомненно, Вы ознакомите с её содержанием как можно большее количество людей. От Вас зависит заслуга всего этого.
С благословением.
М. Шнеерсон
Вы ссылаетесь на комментарий РАШИ («Бамидбар» 16:4), который основан на мидраше «Бамидбар раба» и «Танхума». Когда произошло четвертое восстание [Кораха], он [Моше] боялся, что его не услышат [чтобы получить прощение для евреев]. Однако в главе 11 «Послания о раскаянии» говорится, что прощение Всевышнего не делает различия между первым и тысячным разом.
Вы могли бы задать этот вопрос по поводу четкого закона, который находится в трактате «Йома» 86б.
Фактически разница заключается в следующем. Трактат «Йома» и мидраш предусматривают ситуацию, при которой раскаяние может отсутствовать2. См. по этому поводу комментарии там и мнения законоучителей.
Вы также заметите, что когда проступок совершается несколько раз, очень трудно достигнуть полного раскаяния. Таким образом, наши мудрецы говорят3 о «том, кто совершает грех и повторяет…». Более того, это был четвертый недостаток в данном случае. И в святой книге «Зоар», цитируемой в начале третьей главы «Послания о раскаянии», уточняется, что «от третьего греха пятно [на душе] простирается от одного конца до другого».
Вы цитируете трактат «Авода Зара» (19а), в котором говорится4 о «том, кто не знает, что говорит». Однако в «Ликутей Тора», где комментируется хасидский трактат под названием «Не заставляйте его исчезать», подчеркивается, что необходимо понимать Устный Закон5.
В своем комментарии к трактату «Авода Зара» РАШИ ясно дает понять, что понимание необходимо. Однако углубленное понимание может отсутствовать6.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 4313.
2) Таким образом, каждое прегрешение имеет больший вес, если его добавить ко всем предыдущим, о которых мы еще не сожалели.
3) Этот грех тогда воспринимается как разрешенное действие.
4) Когда он читает слова Торы и все равно получает награду.
5) В противном случае это решение не присуждено, что, по всей видимости, противоречит предыдущему утверждению.
6) Таким образом, человек «не знает, что он говорит», если он понимает значение текста, не проникая в его глубинное измерение, как можно было бы сделать.