Игрот Кодеш. Том 18, стр. 392

Разумеется, для меня не является секретом известное выражение, что все управляется «законами природы». Однако, я полагаю возможным подчеркнуть, что данное выражение ни в какой мере не содержит объяснения, являясь описанием существующего положения вещей, т.е. [констатацией того факта], что природа ведет себя в соответствии с определенными закономерностями. Однако, сказать, что «законы природы» являются независимым, отдельным существованием, и что это существование владычествует надо всем творением, и что существуют тысячи подобных существований — в соответствии с числом законов природы, — величайший абсурд. И не существует ни одного из ученых, работающих в этой области, которые бы высказали подобное [мнение]. И данное, упомянутое выше выражение, как говорилось представляет собой ни что иное как констатацию и краткое описание [существующего] положения, направленное на то, чтобы не приходилось на каждом шагу давать подробное описание элементарных состояний [...]. Однако, очевидно, что [оно] ничего не объясняет.

И по поводу главного в этом. Как говорилось, я полагаю, что они просят доказательства, в соответствии с которым будут вести свою жизнь практически. И вышеупомянутое доказательство многократно сильнее всех тех доказательств и доводов, согласно которым они [практически] поступают ежедневно. И что может быть проще: готовясь к ночному сну, готовят они все необходимое для завтрашнего пробуждения, несмотря на то, что разум не дает никаких оснований для мнения о том, что назавтра снова взойдет солнце, и вся природа будет действовать так же, как это происходило вчера и позавчера. Однако, поскольку мир действует согласно своему обычаю, множество дней и лет, без сомнения, те же «законы [природы]» будут властвовать и завтра и послезавтра, и на основании этой «уверенности» прикладывают они старания и труд и многие усилия для того, чтобы приготовить все для проведения завтрашнего утра, для чего основание «в разуме» существует, только в том случае если «есть Хозяин у этой башни». [Ребе имеет в виду известный мидраш, рассказывающий о человеке, повстречавшем в пустыне прыгающую башню. Немного подумав, он пришел к выводу, что у нее есть хозяин. На что намекает Мидраш, очевидно, объяснять излишне].

Как говорилось выше, следует многократно более подробно обсудить все вышесказанное и объяснить еще множество [дополнительных] моментов [подобных оговоренных в письме], но я надеюсь, что также этого достаточно для размышления и совершения вывода о том, что ошибаются утверждающие, что необходимо изыскивать доказательства существования Творца, — существование же самого Творения выше всякого сомнения. — Наоборот и более того: в свете наиболее поздних научных открытий, в отношении существования Творения и того, каким образом его «определять», есть место для величайших сомнений. В частности, по причине того, что в последнее время умножаются противоречия открытий одной науки с [открытиями] другой во многих областях, в дополнение к наибольшему, наиболее существенному и основополагающему научному сомнению: [...] обладают ли зрительные, слуховые или же вообще [обрабатываемые] мозгом впечатления какой-либо связью с существованием, находящимся вне человеческого разума и чувств? — Что не так в отношении Творца, говоря другими словами — действующего [начала], произведшего и упорядочившего все Творение, — в отношении этого — нет никакой разницы, является ли оно [Творение] самостоятельным [существованием] или лишь впечатлением от существования — поскольку для здорового человека аксиомой, в соответствии с которой он ведет свою жизнь, является то, что у любого существования в мире наличествует производящая [его] причина внутри или снаружи.

Я хочу заметить еще одну вещь, что нередко является по природе человека…

« предыдущая стр.следующая стр. »

Запрещено использовать переводы «Игрот Кодеш» в печатной продукции без предварительной письменной договоренности с владельцем сайта www.moshiach.ru.

© Шолем Лугов | Просмотров: 2942 | Комментарии (0)
Ошибка в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter