№7356
С Б-жьей помощью
8 Тамуза, 5720 года
Бруклин
Уважаемый гаон, раввин и хасид, богобоязненный человек, общественный деятель… р. Шломо-Йосеф Зевин1 из Иерусалима
Мир и благословение!
Я отвечаю на Ваше письмо от 3 Тамуза и рассмотрю пункты по порядку.
Вы задаете мне вопрос о применении принципа, согласно которому «десятое будет священным»2 в любом случае, в том числе и внутри хлева, при условии, что после этого это животное пройдет через те же ворота, что и другие. Затем задним числом устанавливается, что это действительно имело место с самого начала. Вы спрашиваете меня, какое значение имеет то, что оно выбралось из хлева, и как оно это делает.
Ответить можно исходя из логики или ссылаясь на написанное.
Написанное также позволяет установить, что это действительно так, как я цитировал в своем предыдущем письме. Так, РАШИ, комментируя трактат «Бехорот» 59б, в котором говорится о животном, умершем или вышедшем через другие ворота, подчеркивает, что «десятое не освящалось», когда не было собрано вместе десять животных.
Я очень удивлен Вашей цитатой из книги (которой у меня нет) о том, что формулировка этого комментария РАШИ неточна, поскольку в любом случае десятое животное освящено. Однако РАШИ дает понять, что это не так. Возможно, автор видел рукопись, а не настоящий комментарий.
Примечания:
1) См. по этому поводу письмо 7066.
2) См. письмо 7333.