Я написал обо всем этом в открытой форме, так как именно в отношении этой вещи, по слухам, Вы не подвержены этому страху. Но мне достоверно известно, что Вы не используете все свои силы для оказания влияния в данном направлении [может быть из-за противодействия людей среднего возраста, о которых я писал выше. И также это опасение, прошу прощения, не имеет места в реальности, ведь как было уже сказано, слушатели и ученики несомненно будут на Вашей стороне, а ведь в США в особенности отцы прислушиваются ко мнению детей, а учителя — к мнению ученикам].
Кстати, это также является одним из признаков периода период приходом Мошиаха, последнего поколения изгнания — поколения перед началом Освобождения, как сказал об этом пророк1: «И возвратит он сердце отцов к сыновьям», а РАШИ объясняет, что это произойдет с помощью сыновей. И хотя изначально это звучит как противоположная благословению вещь, как сказано в «Тосефта» в конце трактата «Сота»: «Юнцы будут срамить старцев, сын будет позорить отца и т.д.» — но ведь нам было заповедано превращать тьму в свет и горечь в сладость.
В отношении того, что Вы пишете по поводу ценности учебы и углубленного изучения и т.д., то хотя согласно букве закона учеба является важной, но там на месте подчеркивается причина, так как она приводит к действию. И еще нужно сказать, что для достижения успеха в учебе, чтобы она устоялась в душе, необходимо, чтобы не было противоречия, по крайней мере явного противоречия с повседневной жизнью у тех, кто занимается этой учебой — как учителя, так и ученика. И еще более того, на основании объяснения душевных качеств еврейского народа в учении хасидизма, подготовка души для восприятия слов нашей Торы — которая является святой и, в то же время, она является учением жизни — возможна именно с помощью ведения образа жизни в соответствии с ее указаниями. А в этом есть существенная разница между нашей Торой — хотя о ней сказано2: «Ибо в том ваша мудрость и проницательность ваша в глазах народов» — и другими видами мудрости и науками. Ведь при изучении какой-то мудрости, даже мудрости этики, нет противоречия в понимании, если даже если изучающий на практике ведет себя совершенно противоположно тому, что он изучает. Но это не так в изучении мудрости Торы, и не только в ее этической части, но и в вопросах, относящихся к законам духовной чистоты и т.д. И как подчеркивается это в коротком высказывании наших благословенной памяти мудрецов — «И Всевышний с ним», что закон везде соответствует его мнению. Ведь только с помощью того, что Всевышний с ним, можно направить законодательное решение, как говорится об этом в Мишне, что это возможно, когда его страх перед Всевышним предшествует его мудрости.
Все это было сказано согласно высказанной в Вашем письме теории о необходимости предварить учебу, но согласно моему мнению, также и без этого необходимо подчеркнуть действие, ведь это средство для оказания влияния на молодежь, немедленного и постоянного воздействия, после чего они смогут использовать это для постоянства своей учебы.
Несомненно, Вам известно, что в этом году исполняется двести лет восхождению души нашего учителя Баал-Шем-Това. В связи с этим мы выпустили в свет книгу «Обладатель доброго…
Примечание:
1) Малахи 3:24.
2) «Дварим» 4:6.