Это произойдет «по его пути», в обоих направлениях, сначала по инициативе Б-га, пути, по которому нам велено продвигаться1, затем усилием человека, «его пути»2, в одном из которых он становится хозяином всего, что его касается.
Как уже объяснялось в другом месте, есть два объяснения3 конца этого стиха: «Ангелы Всевышнего встретили его». Действительно, эти два направления могут объединиться, на что в этом стихе намекает «Маханаим»4, два лагеря, выраженные в одном слове. Ибо когда «Яаков продвигается по пути своему» в дни недели, в течение года, он тем самым продлевает Рош а-Шана, который является местом истинного выбора. Как сказано: «Он выбирает для нас наше наследие, гордость Яакова».
С благословением на успех в этом действии, которое будет осуществлено с радостью и энтузиазмом.
М. Шнеерсон
№8541
С Б-жьей помощью
8 Мар-Хешвана, 5723 года
Бруклин, Нью-Йорк
Уважаемый рав Гедалия Клаперман
Мир и благословение!
С удовольствием получил Ваше письмо от 3 Мар-Хешвана. Я также благодарю за Ваши книги по истории нашего народа. Конечно, когда у меня будет свободное время, я проконсультируюсь с ними и, как Вы предлагаете, в конце своего письма сообщуй замечания, которые смогу затем сформулировать.
Я с удовольствием прочитал в этом письме Ваши впечатления о хасидизме, основанные на том, что Вы услышали во время своего визита. Наши мудрецы отмечают [Кидушин 40б], что «велико учение, ведущее к действию». Более того, они уточняют, что «важно действие, а не теория».
Примечания Ребе Короля Мошиаха:
1) См. «Тора Ор» и «Ор а-Тора» в конце главы «Вайеце».
2) См. «Торат Хаим» в конце главы «Вайеце».
3) См. «Зоар» III 298а и 55б.
4) См. комментарий РАМБАНа к «Вайеце» 32:3. И в «Ор а-Хаим» говорится: «Яаков, избранный Б-гом».