Идеалы и верования Египта достигали апогея1 своего фальшивого блеска именно в то время года, когда силы природы обновляются, то есть в весенний месяц, месяц созвездия овна. Таким образом, ягненок был одним из величайших символов египетского идолопоклонства.
* * *
Именно тогда пришел Моше, наш учитель, и сообщил радостную весть: «Помянул, Я вспомнил». Время, выбранное Б-гом Авраама, Ицхака и Яакова для спасения детей Израиля от рук фараона и изгнания из Египта, наконец, настало.
Дети Израиля уже находились под властью фараона 210 лет. Некоторые из них2 даже уже погрязли в египетской «культуре». Никакой помощи от соседних народов ожидать не приходилось. Ни один раб (до этого) не смог сбежать из Египта3. С естественной точки зрения не было никакой возможности, чтобы весь народ Израиля мог покинуть Египет. Теперь Моше, наш учитель, с уверенностью объявил им, что время избавления пришло. Однако для этого все же необходимо было воплотить в жизнь условия стиха4: «Выведите и возьмите себе (из) мелкого скота для ваших семейств и заколите пасхальную (жертву)!»
«Выведите», отойдите от идолопоклонства этой страны и «возьмите себе» агнца5 (которого обожествляли египтяне), сделайте его пасхальной жертвой Б-гу. Потому что недостаточно отрицать египетское идолопоклонство в своем сердце или даже дома, скрываясь. Напротив, делать это необходимо в открытую6, без страха, со всеми особенностями, которые имела пасхальная жертва в Египте.
Потому что недостаточно отрицать египетское идолопоклонство в своем сердце или даже дома, скрытно и незаметно. Наоборот, это нужно делать открыто, решительно6 и без страха, со всеми особенностями принесения пасхальной жертвы в Египте.
Примечания Ребе Короля Мошиаха:
1) См. РАМБАН и «Црор а-Мор» там.
2) Согласно мидрашу «Шмот раба» 14:3. См. «Тания», глава 31.
3) Согласно «Мехилте» в стихах «Итро» 18:11.
4) Согласно мидрашу «Шмот раба» 16:2, где говорится: «Пока… выводят… потому что таким образом…».
5) Точно «по вашим семьям», как уточнил Моше: «С нашими сыновьями (и с нашими дочерями)», с четырьмя сыновьями и четырьмя дочерьми, от мудреца до того, кто не умеет задавать вопросы.
6) См. «Шулхан Арух» Алтер Ребе в начале главы 430.