...время, чтобы прочитать его — по крайней мере, вкратце — для прихожан синагоги. Это, безусловно, принесет пользу всем.
С благословением.
№1009
С Б-жьей помощью
16 Ияра, 57 года
Бруклин
Уважаемый раввин и хасид, богобоязненный человек… р. Йеошуа Шефтман (Лондон)
Мир и благословение!
Спасибо за подарок для моей библиотеки — Вашу книгу на идиш «Затерянные миры». Он содержит воспоминания, которые описывают хасидскую атмосферу в дни хасидских знаменательных дат, суббот, праздников и будней.
Я выделил время — насколько позволяет мой график — пролистать ее, и я получил удовольствие от тепла, с которым были написаны главы книги, а также от тепла, которое — как я это вижу — оно вызовет у читателей.
Однако я вынужден отметить, что, как и другие, кто писал на подобные темы, Вы выбрали неверный подход. Подход, как Вы пишете на титульном листе, заключается в том, что [мы говорим о] затерянных мирах. У читателя может сложиться впечатление, что вы пишете реферат о чем-то, что уже ушло из мира, не дай Б-г. Не дай Б-г говорить так. Наоборот, как Б-г вечен, так и еврейский народ вечен, что отражено в высказывании: «Израиль, Тора и Святой, да будет благословен Он, все едино».
И также учение хасидизма и пути хасидизма вечны. Возможно, что [хасидизм и хасиды] переместятся из одного места в другое, но не может быть такого, что они будут уничтожены. Пусть Б-г защитит нас от этого.
Это правда, что в определенное время молитва, служение и [следование] поэтому [пути] становятся более трудными, и поведение на пути хасидизма и хасидов требует дополнительной силы. Тем не менее, наши мудрецы учат нас: «Никому не дается больше, чем он может вынести». И они учат: «Святой, да будет благословен Он, не приходит к Своим созданным существам с чрезмерными требованиями». Когда Он что-то просит у них Он спрашивает в соответствии с их возможностями.