СБП. Дни Мошиаха! 19 Адара II 5784 г., шестой день недели Цав | 2024-03-29 02:04

Три периода существования мира

А если кажется на первый взгляд, что есть спад и задержка в движении, то надо помнить, что это необходимый элемент последующего подъема, подобно тому, как человек, готовящийся совершить прыжок вперед, отступает назад, чтобы прыжок был более мощным.

6685 (0) мин.

Процесс подготовки к приходу Мошиаха длителен и изнурителен, есть спады и подъемы, но в сущности происходит постоянное продвижение к цели, ибо события развиваются по заранее определенному Божественному плану. А если кажется на первый взгляд, что есть спад и задержка в движении, то надо помнить, что это необходимый элемент последующего подъема, подобно тому, как человек, готовящийся совершить прыжок вперед, отступает назад, чтобы прыжок был более мощным1.

Для лучшего понимания картины приведем слова Талмуда2 о трех периодах, отражающих различные этапы подготовки мира к Освобождению. Вот что говорит Талмуд: «Мир существует шесть тысяч лет. Две тысячи лет — хаос, две тысячи лет — Тора, две тысячи лет — дни Мошиаха»3.

Первый период — от сотворения мира до эпохи праотца Авраама (приблизительно до 1637 г. до н. э.). Всевышний создает материальный мир, а в нем создает человека. Сначала человек находится в саду Эдена под опекой Всевышнего; затем, в наказание за грех — за то, что он нарушил запрет Всевышнего и вкусил от плода Древа познания, — «…и выслал его Б-г Всесильный из сада Эдена… и изгнал человека»4. Человек изгнан во тьму этого мира. На протяжении многих лет мир пребывает в хаосе, в беспорядке, люди допускают громадную ошибку — будучи погружены в предрассудки, они начинают поклоняться звездам. «И поскольку время шло, люди забыли великое и грозное имя… Среди всех людей во всем мире лишь единицы знали о Всевышнем»5.

Сказал Всевышний: «До каких пор мир будет пребывать во мраке, в заблуждении относительно идолопоклонства и в незнании Б-га? Пусть придет свет истинной веры». Поэтому и сказано: «И сказал Всесильный: ’Да будет свет’». Кто имеется в виду под словом «свет» (на иврите אור «ор»)? Авраам, который пришел из Ура6 Халдейского в Ханаан, разбудил у всех обитателей мира веру во Всевышнего и озарил мир светом истины и справедливости7. Авраам назван «иври» («евреем»), и объясняется8, что назван он так потому, что весь мир был по одну сторону (эвер), а Авраам — по другую. Авраам выступает один против всего мира, чтобы сообщить людям, что есть один Б-г и только Ему следует служить.

Авраам начинает озарять светом этот мир. Было это в самом конце второго тысячелетия, когда Аврааму было 52 года. Поворот нелегок, но свет начинает светить, и тем самым начинается вторая эпоха — эпоха Торы, которая несет в мир свет.

Второй период — от Авраама до эпохи мудрецов Талмуда (приблизительно до 188 г. н. э.). Авраам идет из города в город, из страны в страну и взывает к имени Б-га. Вокруг него собираются люди и спрашивают, о чем он говорит. И Авраам объясняет каждому, в соответствии с его уровнем понимания, до тех пор, пока не наставляет его на путь истины. И так собираются вокруг Авраама тысячи и десятки тысяч человек, в сердцах которых он посеял эту великую истину, и вместе они начинают идти новым путем, путем истины и света.

У Авраама рождается сын, Ицхак, которого он воспитывает так, чтобы и он шел путем истины. Прочие сыновья Авраама во главе с Ишмаэлем не пошли по пути своего отца. Традицию продолжает Ицхак и передает ее своему сыну Яакову. И у Ицхака есть еще один сын, который не пошел по стопам отца, — Эйсав. У Яакова рождается двенадцать сыновей, и ему удается так их воспитать, что все они идут по стопам отца. Яаков создает первую полноценную еврейскую семью, из потомков которой возникает целый народ, знающий Б-га.

И вот тогда Всевышний объявляет, что настал час получить Тору, что надо послать в мир святость, очистить его, превратив мир материальный в мир святой. Для подготовки к этому событию, евреи уходят в изгнание (גלות, «галут») в Египет, который назван «железным горнилом»9. Этот галут очистил и закалил их, сделав достойными принятия Торы10. Всевышний велит сынам Израиля готовиться к дарованию Торы, за три дня до этого великого дня Он дает им особые указания, объясняя, что они должны делать. На третий день, 6-го сивана (праздник Шавуот) Он открывается им с горы Синай и при величественных и грозных обстоятельствах, которых не было до того и не будет больше никогда (в Торе эти события описаны подробно11), дает народу Израиля Тору и заповеди.

Заповеди эти, на первый взгляд, просты и вполне материальны. Всевышний повелевает также народу Израиля: «И построят Мне святилище, и Я буду обитать среди них»12. Всевышний хочет «обитать» в материальном здании, построенном для Него человеческими руками. Начало строительства «обители» для Всевышнего относится к тому периоду, когда сыны Израиля находились в пустыне, на пути в Святую Страну: Моше Рабейну возводит Мишкан — передвижной храм в пустыне. Завершается эта работа, когда сыны Израиля уже живут в Святой Стране и в Иерусалиме король Шломо (Соломон — сын короля Давида) строит великолепный Храм. Шхина (Божественное присутствие) пребывает в Храме, в котором происходят явные чудеса. И вот теперь, когда кажется, что сыны Израиля достигли желанной цели, Всевышний говорит им, что это еще не последний этап.

Хотя Храм излучает Божественный свет, который озаряет весь мир, — не это является целью. Цель гораздо возвышеннее — чтобы в одном-единственном месте горел огонь, а весь мир наслаждался его светом. Цель в том, чтобы источник света распространился по всему миру и каждый его уголок был охвачен огнем святости, излучая Божественный свет. С этой целью Всевышний рассеивает народ Израиля по всему миру. Так начинается третий период.

Третий период — «дни Мошиаха». Почти две тысячи лет еврейский народ странствует из страны в страну, занимаясь «собиранием, высвобождением искр святости» («берур ницоцот»), тех искр святости, которые еще в процессе Творения мира пали и облачились в материальные предметы этого мира. «Собирание искр» совершается тем, что евреи исполняют заповеди, используя при этом материальные предметы.

Народ Израиля зажигает искру святости в каждом уголке мира тем, что исполняет заповеди Творца везде, где находятся его сыны. Тем самым евреи превращают этот уголок мира в место святости. Раби Ошая13 так объясняет стих из книги пророков «…праведные деяния с открытыми городами [пирзоно] в Израиле»14: «Милосердно поступил Всевышний с Израилем, рассеяв [пизран] его среди народов»15. Именно таким образом осуществятся слова пророка о том, что «без крепостной стены [празот] стоять будет Иерусалим»16.

Может показаться странным, что этот период называется «днями Мошиаха». Ведь это период длительного изгнания, сопровождаемый страданиями, преследованиями, невзгодами. Отвечая на этот вопрос, пишет р. Ицхак Абарбанель17, что два эти тысячелетия называются «днями Мошиаха» потому, что они предназначены для его прихода — если поколение будет достойно этого. Он сравнивает этот период с «сезоном дождей»: как в этот сезон совершенно необязательно, чтобы дожди выпадали каждый день, но имеется в виду, что во все дни этого сезона дожди более вероятны, чем в другие дни года, так и эти последние два тысячелетия называются «днями Мошиаха», поскольку они больше других эпох предназначены для прихода Мошиаха.

Разумеется, приведенное выше деление шести тысяч лет на три периода — деление весьма общее. В книгах наших мудрецов приводится также деление на более короткие периоды, которое отражает внутренний Божественный порядок, царящий в каждом году из этих шести тысяч лет.

Примечания:
1. Беседа Ребе שליט"א в субботу, в которую читали недельную главу Шмот. 5752 г., и др.
2. В Талмуде собраны слова мудрецов, живших в Вавилонии ок. 1900 лет тому назад.
3. Санедрин, 97а.
4. Брейшит, 3:23-24.
5. Яд а-хазака, Законы о идолопоклонстве, гл. 1.
6. В словах «ор» («свет») и «Ур» (название местности) при написании на иврите — те же буквы: א «алеф», ו «вав», ר «рейш».
7. Брейшит раба, 2:13.
8. Мидраш раба, 42.
9. Млахим I, 8:51.
10. Тора Ор, гл. Шмот.
11. Шмот, гл. 19, 20.
12. Шмот, 25:8.
13. Мудрец, живший ок. 1700 лет тому назад в Вавилонии (Неардеа) и репатриировавшийся оттуда в Эрец-Исраэль.
14. Шофтим, 5:11.
15. Вавилонский Талмуд, трактат Псахим, 87б.
16. Зхарья, 2:8.
17. В книге «Йешуот Мешихо». Рабби Ицхак Абарбанель родился в Лисабоне в 5297 г. (461 год тому назад) и умер в Венеции в 5368 г. Один из выдающихся мудрецов сефардского еврейства. Несколько его книг посвящены вопросам Освобождения.

Опубликовано: 17.10.2007 Комментарии: 0 Поддержите сайт
Читайте еще:
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter