СБП. Дни Мошиаха! 18 Нисана 5784 г., шестой день недели Ахарэй | 2024-04-26 09:20

РАМБАМ: Мишне Тора

Законы о клятвах. Гл. 2

1. Независимо от того, дает ли человек одну из этих четырех клятв [ложно] по собственной инициативе или его привел к присяге другой человек, и он ответил «истинно» на его заявления, он несет ответственность. [Это верно] даже если его привел к присяге нееврей или несовершеннолетний и он ответил «истинно». [Обоснование заключается в том, что] любой, кто отвечает «истинно» или делает заявление, эквивалентное ответу «истинно», например, говорит «да», «я обязан по этой клятве», «я принимаю эту клятву на себя» или тому подобное на любом языке, считается давшим клятву в отношении всего вопроса, будь то ответственность за удары плетьми или в отношении жертвоприношения. אֶחָד הַנִּשְׁבָּע אֶחָד מֵאַרְבָּעָה מִינֵי שְׁבוּעוֹת אֵלּוּ מִפִּי עַצְמוֹ. וְאֶחָד הַמֻּשְׁבָּע מִפִּי אֲחֵרִים וְעָנָה אָמֵן. אֲפִלּוּ הִשְׁבִּיעוֹ עַכּוּ''ם אוֹ קָטָן וְעָנָה אָמֵן חַיָּב. שֶׁכָּל הָעוֹנֶה אָמֵן אַחַר שְׁבוּעָה כְּמוֹצִיא שְׁבוּעָה מִפִּיו. וְאֶחָד הָעוֹנֶה אָמֵן אוֹ הָאוֹמֵר דָּבָר שֶׁעִנְיָנוֹ כְּעִנְיַן אָמֵן. כְּגוֹן שֶׁאָמַר הֵן אוֹ מְחֻיָּב אֲנִי בִּשְׁבוּעָה זוֹ. קִבַּלְתִּי עָלַי שְׁבוּעָה זוֹ. וְכָל כַּיּוֹצֵא בָּזֶה בְּכָל לָשׁוֹן הֲרֵי זֶה כְּנִשְׁבָּע לְכָל דָּבָר בֵּין לְחַיְּבוֹ מַלְקוֹת בֵּין לְחַיְּבוֹ קָרְבָּן:
2. [Одинаковые законы действуют в том случае, если] человек дал клятву — или другой человек дал ему клятву — невыразимым Именем Б-га или одним из описательных терминов, используемых для обозначения Его, например, «Милостивый», «Милосердный» или «Долготерпеливый», — независимо от языка, который он использовал. Это заявление считается клятвой в полном смысле этого слова. Аналогично, заявление с использованием терминов «заклял» или «проклял» считается клятвой, если в нем упоминается одно из Имен Б-га или один из терминов, используемых для Его описания. Что подразумевается? Если кто-то сказал: «Да будет проклят перед Б-гом тот, кто съест то-то и то-то» или «...проклят Тем, чье Имя Милостивый», «...проклят Тем, чье Имя Милосердный», а затем съел это, то он дал ложную клятву. Аналогичные понятия применимы и к другим видам клятв. אֶחָד הַנִּשְׁבָּע. אוֹ שֶׁהִשְׁבִּיעוֹ אַחֵר בַּשֵּׁם הַמְיֻחָד. אוֹ בְּאֶחָד מִן הַכִּנּוּיִין כְּגוֹן שֶׁנִּשְׁבַּע בְּמִי שֶׁשְּׁמוֹ חַנּוּן וּבְמִי שֶׁשְּׁמוֹ רַחוּם וּבְמִי שֶׁשְּׁמוֹ אֶרֶךְ אַפַּיִם. וְכַיּוֹצֵא בָּהֶן בְּכָל לָשׁוֹן הֲרֵי זוֹ שְׁבוּעָה גְּמוּרָה. וְכֵן אָלָה וְאָרוּר הֲרֵי הֵן שְׁבוּעָה. וְהוּא שֶׁיַּזְכִּיר שֵׁם מִן הַשֵּׁמוֹת אוֹ כִּנּוּי מִן הַכִּנּוּיִין. כֵּיצַד. כְּגוֹן שֶׁאָמַר בְּאָלָה אוֹ אָרוּר לַה'. אוֹ לְמִי שֶׁשְּׁמוֹ חַנּוּן. אוֹ לְמִי שֶׁשְּׁמוֹ רַחוּם. מִי שֶׁיֹּאכַל דָּבָר פְּלוֹנִי וַאֲכָלוֹ הֲרֵי זֶה נִשְׁבַּע לַשֶּׁקֶר. וְכֵן בִּשְׁאָר מִינֵי שְׁבוּעוֹת:
3. Точно так же тот, кто говорит: «Клянусь Б-гом...» или «Клянусь Милостивым...», «что я не буду есть», и он ел; «...что это женщина», а это был мужчина; «...что я тебе ничего не должен», а он должен; «что я не знаю никакого свидетельства, касающегося тебя», а он несет ответственность. וְכֵן הָאוֹמֵר שְׁבוּעָה בַּה' אוֹ בְּמִי שֶׁשְּׁמוֹ חַנּוּן שֶׁלֹּא אֹכַל וְאָכַל. שֶׁזּוֹ אִשָּׁה וְהוּא אִישׁ. שֶׁאֵין לְךָ בְּיָדִי כְּלוּם וְיֵשׁ לוֹ. שֶׁאֵינִי יוֹדֵעַ לְךָ עֵדוּת וְהוּא יוֹדֵעַ. הֲרֵי זֶה חַיָּב:
4. Если кто-либо использует термин «заклят», «проклят» или «клятва» и не упоминает Имя Б-га или описывающий Его термин, то он связан запретом в отношении сущности, относительно которой он [хотел] дать клятву. Однако он не подлежит наказанию плетьми или жертвоприношению, если нарушил клятву, если в ней не было упомянуто одно из Имен Б-га или описывающий Его термин, как объясняется. אָמַר אָלָה אוֹ אָרוּר אוֹ שְׁבוּעָה וְלֹא הִזְכִּיר שֵׁם וְלֹא כִּנּוּי הֲרֵי זֶה אָסוּר בַּדָּבָר שֶׁנִּשְׁבַּע עָלָיו. אֲבָל אֵינוֹ לוֹקֶה וְלֹא מֵבִיא קָרְבָּן אִם עָבַר עַל שְׁבוּעָתוֹ עַד שֶׁיִּהְיֶה בָּהּ שֵׁם מִן הַשֵּׁמוֹת הַמְּיֻחָדִים אוֹ כִּנּוּי מִן הַכִּנּוּיִין כְּמוֹ שֶׁבֵּאַרְנוּ:
5. Не только использование термина «клятва», но и [использование] любой идиомы, используемой для обозначения клятвы, рассматривается как [принятие] клятвы. Например, люди в определенном месте были косноязычными и называли клятву «шабута» или «шакука» (вместо «швуа»), или они были арамейцами, для которых термин «клятва» на их языке — «момата», а косноязычные произносили это «мохах». Когда человек делает заявление, намерение и смысл которого заключается в том, что он дает клятву, он несет ответственность, как если бы он использовал этот термин [на святом языке]. וְלֹא הַשְּׁבוּעָה בִּלְבַד אֶלָּא כָּל כִּנּוּיֵי שְׁבוּעָה כִּשְׁבוּעָה. כְּגוֹן שֶׁהָיוּ אַנְשֵׁי אוֹתוֹ מָקוֹם עִלְּגִים וְהָיוּ קוֹרְאִים לִשְׁבוּעָה שְׁבוּתָהּ אוֹ שְׁקוּקָה. אוֹ שֶׁהָיוּ אֲרַמִּיִּים שֶׁלְּשׁוֹן שְׁבוּעָה בִּלְשׁוֹנָם מוֹמְתָא. וְהָעִלְּגִים מְכַנִּין אוֹתָהּ וְאוֹמְרִים מוֹהָא. כֵּיוָן שֶׁאָמַר לָשׁוֹן שֶׁמַּשְׁמָעוֹ וְעִנְיָנוֹ שְׁבוּעָה הֲרֵי זֶה חַיָּב כְּמִי שֶׁהוֹצִיא לְשׁוֹן שְׁבוּעָה:
6. Также, если человек говорит: «Нет, нет», повторяя отрицание дважды, как будто он дает клятву, или «да, да», и упоминает Имя Б-га или термин, используемый для Его описания, то это считается клятвой. Аналогично, если он говорит: «[Б-жьей] правой рукой», это клятва, или «[Б-жьей] левой рукой», это клятва, как написано [Йешайа 62:8] «Клялся Г-сподь десницей Своей и мышцей силы Своей». Аналогично, когда кто-то говорит: «Изрекаю, что я не сделаю такого-то» и упоминает Имя Б-га или термин, используемый для Его описания, это считается клятвой. וְכֵן הָאוֹמֵר לָאו לָאו שְׁתֵּי פְּעָמִים דֶּרֶךְ שְׁבוּעָה אוֹ הֵן הֵן וְהִזְכִּיר שֵׁם אוֹ כִּנּוּי הֲרֵי זֶה כְּנִשְׁבָּע. וְכֵן יָמִין שְׁבוּעָה. וּשְׂמֹאל שְׁבוּעָה. שֶׁנֶּאֱמַר (ישעיה סב ח) «נִשְׁבַּע ה' בִּימִינוֹ וּבִזְרוֹעַ עֵזּוֹ». וְכֵן הָאוֹמֵר מִבְטָא שֶׁלֹּא אֶעֱשֶׂה כָּךְ וְכָךְ וְהִזְכִּיר שֵׁם אוֹ כִּנּוּי הֲרֵי זוֹ שְׁבוּעָה:
7. Если кто-либо говорит: «Ради Б-га запрещено» или «...ради Того, Чье имя Милостиво, я сделаю...» или «...я не сделаю [такого-то]», то это считается клятвой, поскольку использованная им формулировка имеет такой смысл. אָמַר אִסָּר לַה' אוֹ לְמִי שֶׁשְּׁמוֹ חַנּוּן שֶׁאֶעֱשֶׂה אוֹ שֶׁלֹּא אֶעֱשֶׂה הוֹאִיל וְהוֹצִיאוֹ בִּלְשׁוֹן שְׁבוּעָה הֲרֵי הִיא כִּשְׁבוּעָה:
8. Если он услышал, как его товарищ дал клятву, и сказал: «Я такой же, как он», то он не несет ответственности, ибо он не произносил клятвы, и его товарищ не давал ему клятвы. Это «приложение» к клятве, за которое человек не несет ответственности. שָׁמַע חֲבֵרוֹ נִשְׁבָּע וְאָמַר וַאֲנִי כְּמוֹתְךָ הוֹאִיל וְלֹא הוֹצִיא שְׁבוּעָה מִפִּיו וְלֹא הִשְׁבִּיעוֹ חֲבֵרוֹ הֲרֵי זֶה פָּטוּר. וְזֶהוּ מַתְפִּיס בִּשְׁבוּעָה שֶׁהוּא פָּטוּר:
9. Аналогично, если он дал клятву и сказал: «Я не буду есть это мясо», а затем сказал: «этот хлеб подобен этому мясу», то он не несет ответственности за хлеб, потому что он не давал клятвы относительно него. Вместо этого он приложил [запрет на него к уже существующей клятве]. Хотя он освобожден от ударов плетью и от жертвоприношения, ему запрещено есть хлеб, который он приложил к своей клятве. וְכֵן אִם נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא אֹכַל בָּשָׂר זֶה. וְחָזַר וְאָמַר וַהֲרֵי הַפַּת זוֹ כַּבָּשָׂר הַזֶּה הֲרֵי הוּא פָּטוּר עַל הַפַּת. שֶׁהֲרֵי לֹא הוֹצִיא שְׁבוּעָה מִפִּיו עָלֶיהָ אֶלָּא הִתְפִּיסָהּ. וְאַף עַל פִּי שֶׁהוּא פָּטוּר מִן הַמַּלְקוֹת אוֹ מִן הַקָּרְבָּן אָסוּר לוֹ לֶאֱכל אוֹתָהּ הַפַּת שֶׁהִתְפִּיס בִּשְׁבוּעָה:
10. [Несмотря на то, что] человек имеет намерение дать клятву и решает в своем сердце не есть в этот день или не пить и имеет намерение, чтобы эта деятельность была запрещена для него клятвой, [если] он фактически не делает такого заявления, ему разрешено [есть или пить], как написано [Ваикра 5:4]: «Или если кто-нибудь поклянется речением уст сделать зло или добро». [Подразумевается, что] человек, дающий клятву, не несет ответственности, пока он прямо не заявит своими устами о том, чего касается клятва. מִי שֶׁנִּתְכַּוֵּן לִשְׁבוּעָה וְגָמַר בְּלִבּוֹ שֶׁלֹּא יֹאכַל הַיּוֹם אוֹ שֶׁלֹּא יִשְׁתֶּה וְשֶׁדָּבָר זֶה אָסוּר עָלָיו בִּשְׁבוּעָה וְלֹא הוֹצִיא בִשְׂפָתָיו הֲרֵי זֶה מֻתָּר שֶׁנֶּאֱמַר (ויקרא ה ד) «לְבַטֵּא בִּשְׂפָתַיִם». אֵין הַנִּשְׁבָּע חַיָּב עַד שֶׁיּוֹצִיא עִנְיַן שְׁבוּעָה בִּשְׂפָתָיו:
11. Аналогичным образом, если он решил в своем сердце дать клятву, но ошибся и произнес слова, которые не соответствовали намерению в его сердце, то [действие] разрешено. Что имеется в виду? У человека было намерение не есть в доме Реувена, но, когда он пришел к клятве, он поклялся не есть в доме Шимона. [В такой ситуации] ему разрешено есть в доме Реувена, поскольку он не давал явной клятвы [не есть там]. [И ему разрешено есть] в доме Шимона, поскольку у него не было намерения [запретить это]. וְכֵן אִם גָּמַר בְּלִבּוֹ לְהִשָּׁבַע וְטָעָה וְהוֹצִיא בִּשְׂפָתָיו דָּבָר שֶׁלֹּא הָיָה בְּלִבּוֹ הֲרֵי זֶה מֻתָּר. כֵּיצַד. הַמִּתְכַּוִּן לְהִשָּׁבַע שֶׁלֹּא יֹאכַל אֵצֶל רְאוּבֵן וּכְשֶׁבָּא לְהוֹצִיא שְׁבוּעָה נִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל אֵצֶל שִׁמְעוֹן. הֲרֵי זֶה מֻתָּר לֶאֱכל עִם רְאוּבֵן שֶׁהֲרֵי לֹא הוֹצִיאוֹ בִּשְׂפָתָיו. וְעִם שִׁמְעוֹן שֶׁהֲרֵי לֹא הָיָה שִׁמְעוֹן בְּלִבּוֹ:
12. Точно так же и в отношении других видов клятв человек не несет ответственности, пока его уста и его сердце не будут в согласии. Поэтому [действует следующий закон, если] человек дал клятву в нашем присутствии, что не будет есть, и поел. Ему было сделано предупреждение [перед едой], и он ответил: «Мое намерение было таково, что я не буду отходить сегодня. У меня сорвалось с языка, и я упомянул о еде, хотя это не входило в мои намерения». Не подлежит наказанию плетьми, если до еды не признается в присутствии свидетелей, что его намерением при даче клятвы было не есть. Как вариант, [он подлежит наказанию плетьми], если он принял предупреждение и не протестовал против своей ошибки во время предупреждения. Даже если он протестовал после этого, мы не обращаем на него внимания. Аналогично, [он подлежит наказанию], если его предупредили, а он сказал: «Я никогда не давал клятвы или обета относительно этого вопроса». Несмотря на то, что после того, как они дали показания, что он давал клятву или обет, он говорит: «Да, это правда, но мои уста и сердце не были в согласии», или «в моем сердце было условие относительно обета», мы не обращаем на него внимания, и он подлежит наказанию плетьми. וְכֵן שְׁאָר מִינֵי שְׁבוּעוֹת אֵינוֹ חַיָּב עַד שֶׁיִּהְיֶה פִּיו וְלִבּוֹ שָׁוִין. לְפִיכָךְ אִם נִשְׁבַּע אֶחָד בְּפָנֵינוּ שֶׁלֹּא יֹאכַל הַיּוֹם וְאָכַל. וְהִתְרוּ בּוֹ וְאָמַר אֲנִי לֹא הָיָה בְּלִבִּי אֶלָּא שֶׁלֹּא אֵצֵא הַיּוֹם וְטָעָה לְשׁוֹנִי וְהוֹצִיא אֲכִילָה שֶׁלֹּא הָיְתָה בְּלִבִּי הֲרֵי זֶה אֵינוֹ לוֹקֶה. עַד שֶׁיּוֹדֶה בִּפְנֵי עֵדִים קֹדֶם שֶׁיֹּאכַל שֶׁעַל אֲכִילָה נִשְׁבַּע. אוֹ שֶׁקִּבֵּל עָלָיו הַתְרָאָה וְלֹא טָעַן שֶׁטָּעָה בְּעֵת הַתְרָאָה אַף עַל פִּי שֶׁטָּעַן אַחַר כָּךְ אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ. וְכֵן אִם הִתְרוּ בּוֹ וְאָמַר מֵעוֹלָם לֹא נִשְׁבַּעְתִּי אוֹ לֹא נָדַרְתִּי אֶלָּא עַל דָּבָר זֶה וְאַחַר שֶׁהֵעִידוּ עָלָיו שֶׁנִּשְׁבַּע אוֹ נָדַר אָמַר כֵּן הָיָה אֲבָל לֹא הָיָה פִּי וְלִבִּי שָׁוִין אוֹ תְּנַאי הָיָה בְּלִבִּי עַל הַנֵּדֶר אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ וְלוֹקֶה:
13. Подобно этому, если [свидетели] сказали ему: «Твоя жена дала обет», а он сказал: «Моим намерением было аннулировать обет, и я сделал это», то мы прислушиваемся к его словам. Если ему сказали: «Она дала обет», а он отрицал это, но когда увидел, что они свидетельствуют против него, сказал: «Моим намерением было аннулировать [обет]», то к его словам не прислушиваются. כַּיּוֹצֵא בּוֹ אָמְרוּ לוֹ אִשְׁתְּךָ נָדְרָה. וְאָמַר בְּלִבִּי הָיָה לְהָפֵר לָהּ וְהֵפַרְתִּי שׁוֹמְעִין לוֹ. אָמְרוּ לוֹ נָדְרָה וְהוּא אוֹמֵר לֹא נָדְרָה וְכֵיוָן שֶׁרָאָה אוֹתָם הֵעִידוּ עָלָיו אָמַר בְּלִבִּי הָיָה לְהָפֵר אֵין שׁוֹמְעִין לוֹ:
14. Если кто-либо принял решение в сердце своем не есть хлеба из пшеницы, но дал клятву не есть хлеба, не уточнив своего заявления, то ему запрещено есть хлеб из пшеницы. Ибо когда хлеб [упоминается без оговорок, то имеется в виду] хлеб из пшеницы. גָּמַר בְּלִבּוֹ שֶׁלֹּא לֶאֱכל פַּת חִטִּין וְנִשְׁבַּע שֶׁלֹּא יֹאכַל פַּת סְתָם אָסוּר בְּפַת חִטִּים שֶׁפַּת חִטִּים פַּת שְׁמָהּ:
15. Если кто-либо дает клятву, говоря: «[Я даю] клятву, что не буду есть сегодня, и моя клятва зависит от твоего намерения», он не может [впоследствии] сказать: «В моем сердце были такие-то и такие-то мысли». [Обоснование заключается в том], что человек не давал клятву в зависимости от собственного намерения, а скорее от намерения других. Поскольку его высказывания совпали с намерениями тех, по чьей воле он давал клятву, он несет ответственность. [Намерение в] сердце этих лиц занимает место его собственного намерения. [Эта концепция также применима] в отношении других видов клятв. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע וְאָמַר שְׁבוּעָה שֶׁלֹּא אֹכַל הַיּוֹם וְעַל דַּעְתְּכֶם אֲנִי נִשְׁבָּע. אֵין זֶה יָכוֹל לוֹמַר כָּךְ וְכָךְ הָיָה בְּלִבִּי. שֶׁלֹּא נִשְׁבַּע זֶה עַל דַּעְתּוֹ אֶלָּא עַל דַּעַת אֲחֵרִים וְכֵיוָן שֶׁהָיָה פִּיו וְלִבָּם שֶׁל אֲחֵרִים שֶׁנִּשְׁבַּע עַל דַּעְתָּם שָׁוִים חַיָּב מִפְּנֵי שֶׁלִּבָּם שֶׁל אֵלּוּ בִּמְקוֹם לִבּוֹ קָם. וְכֵן בִּשְׁאָר מִינֵי שְׁבוּעוֹת:
16. Таким образом, когда судьи дают клятву человеку, они говорят ему: «Мы даем клятву не в зависимости от твоего намерения, а в зависимости от нашего намерения». לְפִיכָךְ כְּשֶׁמַּשְׁבִּיעִין הַדַּיָּנִין אֶת הַנִּשְׁבָּע אוֹמְרִים לוֹ לֹא עַל דַּעְתְּךָ אָנוּ מַשְׁבִּיעִים אוֹתְךָ אֶלָּא עַל דַּעְתֵּנוּ:
17. [Следующий закон применяется, если человек] дал клятву, и его заявления и его намерения совпадали в момент дачи клятвы, но после того, как ему становится запрещено [заниматься конкретной деятельностью, упомянутой в клятве], он меняет свое мнение сразу же, непосредственно после того, как он произнес. [Последний термин имеет специальное юридическое определение]: время, которое требуется ученику, чтобы поприветствовать своего учителя: «Мир тебе, мой учитель». [Если в это время человек говорит:] «Это не клятва», «я передумал», «я отказываюсь» или т.п., то есть заявления, подразумевающие, что он стремится снять запрет, который взял на [себя], то это разрешено. Клятва уничтожается, ибо это похоже на того, кто сделал ошибочное заявление. מִי שֶׁנִּשְׁבַּע וְהָיָה פִּיו וְלִבּוֹ שָׁוִין בִּשְׁבוּעָה. וְאַחַר שֶׁנֶּאֱסַר חָזַר בּוֹ מִיָּד בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר וְהוּא כְּדֵי שֶּׁיֹּאמַר תַּלְמִיד לְרַב שָׁלוֹם עָלֶיךָ רַבִּי. וְאָמַר אֵין זוֹ שְׁבוּעָה אוֹ נִחַמְתִּי אוֹ חָזַרְתִּי בִּי וְכַיּוֹצֵא בִּדְבָרִים אֵלּוּ שֶׁעִנְיָנָם שֶׁהִתִּיר מַה שֶּׁאָסַר הֲרֵי זֶה מֻתָּר וְנֶעֶקְרָה הַשְּׁבוּעָה שֶׁזֶּה דּוֹמֶה לְטוֹעֶה:
18. Аналогичным образом, если другие скажут ему: «Откажись», «это разрешено тебе» и т.п., и он принимает их мнение в течение вышеуказанного срока, говоря: «Да» или «я отказываюсь», то ему разрешено. По истечении этого срока он не может отказаться. וְכֵן אִם אָמְרוּ לוֹ אֲחֵרִים חֲזֹר בְּךָ אוֹ מֻתָּר לְךָ וְכַיּוֹצֵא בִּדְבָרִים אֵלּוּ וְקִבֵּל מֵהֶן בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר וְאָמַר הֵן אוֹ חָזַרְתִּי בִּי וְכַיּוֹצֵא בָּזֶה הֲרֵי זֶה מֻתָּר. וְאִם אַחַר כְּדֵי דִּבּוּר אֵינוֹ יָכוֹל לַחְזֹר בּוֹ:
19. Если кто-либо дал клятву и отказался от нее в своем сердце в течение вышеуказанного срока, то это не имеет никакого значения. Точно так же, если другие сказали ему: «Откажись», «это разрешено тебе» или «это отпущено тебе», и он принял их слова в своем сердце в течение вышеуказанного времени, то это не имеет последствий. Он должен прямо заявить о своем отказе, подобно клятве. נִשְׁבַּע וְחָזַר בּוֹ בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר בְּלִבּוֹ אֵין זֶה כְּלוּם. וְכֵן אִם אָמְרוּ לוֹ אֲחֵרִים חֲזֹר בְּךָ אוֹ מֻתָּר לְךָ אוֹ מָחוּל לְךָ וְקִבֵּל דִּבְרֵיהֶם בְּלִבּוֹ בְּתוֹךְ כְּדֵי דִּבּוּר אֵין זֶה כְּלוּם עַד שֶׁיּוֹצִיא הַחֲזָרָה בְּפִיו כְּמוֹ הַשְּׁבוּעָה:
Поддержите сайт
Ошибка в тексте? Выделите ее и
нажмите Ctrl + Enter